Государственное регулирование и национальные инфраструктуры

Радиационная безопасность разрабатывает требования в отношении тех юридических лиц, которые имеют разрешение на осуществление практической деятельности, приводящей к радиационному облучению, или на вмешательство в целях снижения существующего облучения. Такие юридические лица несут основную ответственность за соблюдение норм безопасности.

Правительства конкретных стран также несут ответственность за правоприменение Норм – обычно через систему, в которую входит регулирующий орган, – а также за планирование и принятие мер в различных обстоятельствах. Кроме того, правительства обеспечивают основные услуги в области радиационной защиты и безопасности и вмешательства, которые выходят за рамки или дополняют возможности юридических лиц, имеющих разрешение на осуществление практической деятельности.

Внедрение радиационной безопасности в жизнь предполагает существование национальной инфраструктуры, позволяющей правительству выполнять свои обязанности в области радиационной защиты и безопасности.

Основными составляющими национальной инфраструктуры являются:

  • законодательство и система регулирования;
  • регулирующий орган, уполномоченный разрешать и инспектировать регулируемую деятельность и обеспечивать действие законодательства и регулирующих положений;
  • достаточные ресурсы;
  • достаточная численность подготовленного персонала.

Эта инфраструктура должна обеспечить также пути и средства учета общественной обеспокоенности, которые выходят за рамки юридических обязанностей юридических лиц, имеющих разрешение на осуществление практической деятельности, связанной с источниками излучения. Например, национальные компетентные органы обеспечивают принятие надлежащих мер по выявлению любого повышения уровня радиоактивных веществ в окружающей среде, захоронению радиоактивных отходов и подготовке к проведению вмешательств, в частности в случае аварийных ситуаций, которые могут привести к облучению населения. Они должны также обеспечивать контроль за источниками излучения, за которые не несут ответственности никакие другие организации, например, за природными источниками и радиоактивными веществами, оставшимися от прежней практической деятельности.

Национальная инфраструктура должна обеспечивать принятие ответственными лицами надлежащих мер по обучению и подготовке специалистов в области радиационной защиты и безопасности, а также по обмену информацией между специалистами. Одна из смежных обязанностей – создание соответствующих средств информирования населения, представителей общественности и средств массовой информации о тех аспектах деятельности, связанной с облучением, которые имеют отношение к здоровью людей и безопасности, а также о процессе ее регулирования. Это позволяет обеспечить информацию для содействия политическому процессу определения национальных приоритетов и выделения ресурсов на цели защиты и безопасности, а также способствует лучшему пониманию самого процесса регулирования.

Национальная инфраструктура должна также обеспечивать материально-техническую базу и услуги, которые необходимы для организации радиационной защиты и безопасности, но выходят за рамки возможностей юридических лиц, имеющих разрешение на осуществление практической деятельности. Здесь речь идет о средствах и услугах, необходимых для проведения вмешательства, обеспечения индивидуальной дозиметрии и мониторинга окружающей среды, а также для калибровки и взаимного сравнения приборов для измерения излучений.

Интересно
Услуги могут охватывать ведение централизованных регистров профессионального облучения и предоставление информации о надежности оборудования. Обеспечение таких услуг на национальном уровне не сужает рамки основной ответственности за радиационную защиту и безопасность, которую несут юридические лица, имеющие разрешение на осуществление практической деятельности.

Полноценное и правильное осуществление норм безопасности требует, чтобы правительства создали орган для регулирования внедрения и осуществления любой практической деятельности, связанной с источниками излучения. Такой регулирующий орган должен быть наделен достаточными полномочиями и ресурсами для эффективного регулирования и независим от каких-либо правительственных учреждений и ведомств, ответственных за содействие регулируемой практической деятельности и ее развитие.

Регулирующий орган должен быть независим также от зарегистрированных лиц, лицензиатов, а также от лиц, занимающихся проектированием и изготовлением источников излучения, используемых в практической деятельности. Должно быть проведено четкое разграничение ответственности, которую несут при выполнении своих функций регулирующий орган и любая другая сторона, с тем чтобы работники регулирующего органа сохраняли свою независимость при вынесении суждений и принятии решений в качестве представителей органов, ответственных за безопасность.

Ответственность за все аспекты радиационной защиты и безопасности в стране несет единый регулирующий орган. Однако в некоторых странах регулирующие обязанности в отношении различных видов практической деятельности или различных аспектов радиационной защиты и безопасности могут быть разделены между различными властными структурами.

Поэтому термин «регулирующий орган», означает тот регулирующий орган, который имеет отношение к данному источнику или аспекту радиационной безопасности. Независимо от разделения регулирующих обязанностей правительство должно обеспечить охват всех аспектов; например, оно должно обеспечить, чтобы на тот или иной орган была возложена ответственность за регулирующий надзор в отношении мер защиты и безопасности пациентов, а также мер по обеспечению качества оборудования и методов, применяемых при использовании излучений в медицине.

Вид системы регулирования, принятый в какой-либо стране, определяется размерами, сложностью и характеристиками безопасности регулируемых видов практической деятельности и источников, а также традициями регулирования в этой стране. Механизмы осуществления регулирования могут быть различными: одни органы полностью самостоятельны, а другие делегируют некоторые свои обязанности по инспектированию и проведению оценки или другие обязанности различным правительственным, государственным или частным организациям. Кроме того, регулирующий орган может располагать достаточными собственными силами специалистов либо пользоваться услугами экспертов-консультантов или консультативных комитетов.

К общим функциям регулирующего органа относятся:

  • оценка заявок на получение разрешения осуществлять практическую деятельность, которая сопряжена или может быть сопряжена с облучением в результате воздействия излучения;
  • выдача разрешений на такую практическую деятельность и на использование связанных с ней источников с учетом определенных условий; проведение периодических инспекций в целях проверки соблюдения этих условий;
  • правоприменительное принятие необходимых мер по обеспечению соблюдения регулирующих положений и норм.

Для этих целей в отношении источников, используемых в рамках практической деятельности, необходимы механизмы уведомления, регистрации и лицензирования, предусматривающие при определенных условиях исключение или изъятие источников и практической деятельности из сферы действия регулирующих требований. Следует также предусмотреть надзор, мониторинг, рассмотрение, проверку и инспекцию в отношении источников, а также обеспечение наличия адекватных планов на случай радиационных аварий и проведения аварийных вмешательств. Необходимо проводить оценку эффективности мер радиационной защиты и безопасности для каждого вида разрешенной практической деятельности, а также суммарного потенциального воздействия разрешенной практической деятельности.

Интересно
Необходимо четко определить полномочия инспекторов регулирующего органа и поддерживать последовательность правоприменительных мер, обеспечивая возможность их обжалования лицами, ответственными за источники. Указания, даваемые как инспекторам, так и юридическим лицам, осуществляющим регулируемую деятельность, должны быть ясными.

Может возникнуть необходимость разъяснения регулирующим органом порядка выполнения определенных регулирующих требований в отношении различных видов практической деятельности, например, в форме руководств по вопросам регулирования. Необходимо развивать дух открытости и сотрудничества в отношениях между юридическими лицами, осуществляющими регулируемую деятельность, и инспекторами, что включает содействие доступу инспекторов в соответствующие помещения и к информации.

Еще одной обязанностью регулирующего органа является проведение в жизнь требования о том, чтобы все участвующие стороны развивали культуру безопасности, которая включает: индивидуальную и коллективную приверженность работников, руководителей и сотрудников регулирующих органов делу обеспечения безопасности; персональную ответственность каждого в вопросах защиты и безопасности, включая работников высшего управленческого звена; а также меры, призванные стимулировать критический подход и стремление к знаниям и исключить успокоенность в вопросах безопасности. Как регулирующему органу, так и юридическим лицам, осуществляющим регулируемую деятельность, необходимо должным образом учитывать общий опыт и новые разработки в области радиационной защиты и безопасности источников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)