Государственная стратегия в области геодезии и картографии

Стремительное развитие геоинформационных технологий и телекоммуникационной инфраструктуры вызвало необходимость совершенствования системы государственного управления в сфере геодезии и картографии. Данная потребность была реализована с принятием Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года» от 17.12.2010 № 2378-р. Разработка данной

Концепции была тесно связана с использованием новых технологий, которые давали нашему обществу неизвестные ранее возможности по созданию и распространению карт и планов, представленных в электронном виде.

Картографическое обеспечение становится важным элементом российской инфраструктуры пространственных данных ведущим к формированию информационного общества. Согласно Концепции важнейшей задачей отрасли геодезии и картографии ставилось обеспечение федеральных органов исполнительной власти, а также всех заинтересованных лиц картографическими материалами и результатами геодезических измерений для решения ряда государственных задач в сфере территориального развития, строительства и инженерных изысканий, управления природными ресурсами, экологии, навигационной деятельности, обороны и безопасности государства.

Цели, обозначенные в Концепции, должны были способствовать развитию системы картографического обеспечения Российской Федерации. Это, во-первых, – повышение качества и актуальности создаваемых за счет средств федерального бюджета топографических карт и планов, а также исходных для них базовых пространственных данных. Во-вторых, это – повышение доступности топографических карт и планов, а также исходных для них базовых пространственных данных для всех категорий заинтересованных лиц.

В Концепции были не только поставлены цели и задачи, но также разработаны меры по их реализации:

  • создание открытой цифровой картографической основы в виде цифровых топографических карт и планов, государственных ортофотокарт и ортофотопланов, а также обеспечение оперативного доступа органов власти к цифровой картографической основе;
  • внедрение процедур и технологий информационного взаимодействия между органами власти в целях обновления цифровой картографической основы;
  • разработка, создание и вывод на орбиту российского космического картографического комплекса нового поколения для дистанционного зондирования Земли с пространственным разрешением не хуже 0,5 м;
  • снятие избыточных ограничений в сферах действия законодательства РФ о государственной тайне и авторских правах на топографические карты и планы;
  • введение обязанности для органов власти по использованию топографических карт и планов, государственных ортофотокарт и ортофотопланов в качестве основы для создания специальных (отраслевых) карт и планов;
  • создание государственных навигационных карт;
  • передача функций по ведению федерального картографо-геодезического фонда от ряда организаций, осуществляющих его ведение в установленном порядке, одной организации – федеральному государственному учреждению;
  • переход на электронные технологии при обеспечении доступа к материалам федерального картографо-геодезического фонда, в том числе создание федерального геоинформационного портала;
  • внедрение механизмов внебюджетного финансирования мероприятий по развитию инфраструктуры картографического обеспечения в РФ.

Важнейшими отправными точками Концепции явились несколько новых для законодательства понятий, таких как «инфраструктура пространственных данных», «открытая цифровая картографическая основа», «фонды пространственных данных», «федеральный геоинформационный портал», которые позднее были раскрыты и утверждены в законе о геодезии и картографии в 2015 г.

Цифровая картографическая основа – важный элемент инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации. Использование такой основы и исходных для нее базовых пространственных данных при создании различных карт и планов должно было обеспечивать совместимость пространственных данных и пространственной информации в различных государственных и муниципальных информационных ресурсах, а также возможность межведомственного информационного взаимодействия при решении государственных и муниципальных задач. Кроме того, обязательность ее применения позволила исключить дублирование картографических работ, осуществляемых различными органами власти.

Для актуализации данных была установлена обязанность федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулярному обновлению соответствующей информации, прежде всего, технических характеристик объектов инженерной инфраструктуры, градостроительства, характеристик водных объектов и лесных массивов.

Основным источником информации для такой актуализации были названы материалы дистанционного зондирования Земли, получаемые космическими аппаратами, воздушными и наземными средствами.

В целях хранения, обновления и обеспечения доступа к материалам федерального картографо-геодезического фонда потребовалось создание федеральной информационной системы. Источником информации из этой системы должен был стать федеральный геоинформационный портал, обеспечивающий широкий спектр сервисов.

Особое внимание в Концепции было уделено совершенствованию системы государственного регулирования геодезической и картографической деятельности, которая должна обеспечивать качество выполняемых работ и услуг в сфере геодезии и картографии, а также контролировать ответственность участников рынка геодезических и картографических работ.

Для этого были намечены следующие меры:

  • пересмотреть и определить полномочия федерального органа исполнительной власти в области геодезии и картографии;
  • ввести систему аттестации инженеров-геодезистов и гидрографов, которые осуществляют геодезические работы;
  • постепенно перейти от системы лицензирования картографической деятельности к системе технического регулирования картографической продукции.

Реализацию Концепции предусматривалось осуществлять в 3 этапа.

I этап (2010 – 2012 гг.) – подготовительный. Предполагалось:

  • определить параметры высокоточной геоцентрической системы координат РФ;
  • создать инновационную структуру государственных геодезических сетей;
  • осуществить модернизацию государственной высотной основы, государственной гравиметрической основы;
  • создать системы мониторинга процессов деформации земной поверхности, прогноза землетрясений, природных и техногенных катастрофических явлений;
  • создать федеральные автономные учреждения по государственному геодезическому обеспечению, по операциям с базовыми пространственными данными и картографическому обеспечению морской деятельности;
  • создать ОАО по картографо-геодезической деятельности;
  • осуществить переход от лицензирования геодезической и картографической деятельности к системе аттестации инженеровгеодезистов и гидрографов и системе технического регулирования картографической продукции;
  • организовать аттестационные комиссии для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на получение аттестата инженера-геодезиста и инженера-гидрографа;
  • образовать межведомственную рабочую группу из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти с целью пересмотра существующих ограничений на доступ к пространственным данным и их распространение.

На II этапе (2013 – 2014 гг.) предполагалось:

  • создать федеральную спутниковую дифференциальную сеть и сервисы предоставления дифференциальной информации;
  • создать открытую цифровую картографическую основу на территорию РФ;
  • создать федеральный геоинформационный портал;
  • создать сеть органов сертификации и испытательных лабораторий картографической продукции, провести обучение экспертов.

На III этапе (2015 – 2020 гг.):

  • провести комплексную модернизацию местных систем координат;
  • развивать международное сотрудничество;
  • обеспечить обновление информации об организации дорожного движения на государственных навигационных картах;
  • создать систему картографического обеспечения морской деятельности РФ;
  • создать единый общедоступный федеральный банк данных и метаданных о материалах дистанционного зондирования Земли, полученных с российских и зарубежных космических аппаратов;
  • ввести в эксплуатацию российский картографический космический комплекс дистанционного зондирования Земли;
  • содействовать созданию саморегулируемых организаций в сфере осуществления геодезической и картографической деятельности.

Концепция развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года представляет собой важнейшую ступень в государственном управлении и становлении отношений в данной сфере. Подводя итоги работы, проделанной за эти годы, можно отметить, что на сегодняшний день все эти мероприятия в основном реализованы.

Анализ существующего российского законодательства в данной области показывает, что в последние годы принят целый ряд законов, постановлений и иных нормативных актов, непосредственно регулирующих эти отношения. Однако следует понимать, что разработка и принятие законов – это только первый шаг в успешном развитии отрасли геодезии и картографии.

Требуется не только принятие разумных законов, но организация их реализации в стране, регионах и муниципальных образованиях. Для успешной реализации принятых нормативных актов должна быть создана строго продуманная, логичная система органов государственной исполнительной власти, способная к решению обозначенных задач.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)