Государственная пошлина в АПП РФ

Вопрос уплаты государственной пошлины может решаться по разному. Например, между странами СНГ заключено Соглашение о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств (Ашхабад, 24 декабря 1993 г.).

В целях обеспечения при разрешении споров равной возможности для судебной защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, находящихся на территории разных государств, Соглашением установлены ставки государственной пошлины при обращении с иском в суд другого государства.

В качестве единого денежного эквивалента при уплате государственной пошлины в судебно-арбитражные органы государств – участников СНГ установлен рубль. Курсы национальных валют к рублю определяются национальными банками государств – участников СНГ.

Оплата государственной пошлины в судебно-арбитражные органы производится в национальной валюте государства нахождения суда либо в рублях РФ с пересчетом по курсам национальных валют, определяемых национальными банками государств – участников СНГ.

Следует обратить внимание, что также, в соответствии с п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 8 “О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса”, иностранные лица из государств – участников Соглашения о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств уплачивают государственную пошлину в порядке, предусмотренном этим Соглашением.

Расходы, связанные с конвертацией национальных валют при уплате государственной пошлины в рублях при рассмотрении хозяйственных споров между лицами государств – участников СНГ, следует рассматривать в качестве убытков, возникающих дополнительно из-за невыполнения ответчиком основного обязательства.

Что касается истцов из стран, не являющихся участницами Ашхабадского Соглашения, то они уплачивают государственную пошлину при обращении в арбитражные суды в размерах, установленных в Налоговом кодексе РФ.

Что касается иных судебных расходов, то в данной сфере основополагающее значение имеют акты Совета Европы, в частности ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку право на эффективную судебную защиту включает в себя возможность оказания поддержки при несении расходов, связанных с отправлением правосудия.

Ряд положений Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. закрепляет, в частности, равное право на получение бесплатной правовой помощи в соответствии с законодательством государства, где требуется бесплатная правовая помощь, а также раскрыт ряд процедурных вопросов оказания такой помощи.

То есть в ряде стран существуют специальные системы, обеспечивающие помощь нуждающимся лицам в доступе к правосудию, в частности, путем снижения либо освобождения от уплаты государственной пошлины, оказания помощи при оплате услуг судебного представителя, прежде всего адвоката, при оплате совершения отдельных процессуальных действий, например при оплате производства экспертизы.

Поэтому граждане каждой из стран, подписавших Конвенцию по вопросам гражданского процесса, имеют равные возможности в доступе к такой системе правовой помощи.

В отношении РФ это означает, например, возможность использования иностранными физическими лицами из государств – участников Конвенции по вопросам гражданского процесса льгот, установленных при оплате государственной пошлины, в том числе предоставляемых и по усмотрению арбитражного суда в порядке ст. 333.36 и ст. 333.41 НК РФ.

Основным с точки зрения практики является вопрос документального обоснования и доказывания права заявителя на получение юридической помощи с учетом необходимости предоставления документов о нуждаемости, возможности их проверки, различных критериев малообеспеченности в различных государствах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)