Глобальные экологические проблемы

Глобальными экологическими проблемами называют проблемы планетарного масштаба, которые влияют на качество жизни всех людей на Земле. Начиная с середины XX в. до настоящего времени в окружающей природе произошли глубокие изменения, свидетельствующие о том, что локальные экологические проблемы сменились глобальными, общемировыми. Как показала действительность, для осознания истинного катастрофического положения необходим соответствующий уровень экологического сознания, экологического мышления и экологического воспитания.

Интересно
Сокращение численности и площади естественных сред обитания. Главная угроза биологическому разнообразию состоит в нарушении мест обитания, и поэтому для сохранения биологического разнообразия самое важное – это их защита. Потеря сред обитания сопряжена как с прямым их разрушением (вырубка лесов, засев полей сельскохозяйственными культурами, осушение болот, создание искусственных водохранилищ и т. п.), так и с повреждениями в виде загрязнения и отравления отходами производств.

Опустынивание. Опустынивание – деградация земель в засушливых областях земного шара, вызванная как деятельностью человека (антропогенными причинами), так и природными факторами, и процессами. На сегодня это явление угрожает более половине посевных земель мира и жизни более 250 млн. чел. в разных странах мира. Мощным фактором опустынивания являются техногенные воздействия на чувствительные неустойчивые экосистемы, подвергающиеся бурению, строительству сеть бессистемных дорог.

Сокращение озонового слоя, озоновые дыры. Одна из серьезных экологических проблем заключается в разрушении озонового слоя. Озоновый слой находится на высоте 7-18 км и характеризуется высокой концентрацией аллотропной модификации кислорода – озона (O3). Как известно, озоновый слой защищает земную поверхность от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца, среди которых наибольшую опасность представляют коротковолновая часть УФ излучения.

Под действием ультрафиолетового излучения молекулы кислорода (О2) распадаются на свободные атомы, которые, в свою очередь, могут присоединяться к другим молекулам кислорода с образованием озона (О3). Свободные атомы кислорода могут также реагировать с молекулами озона, образуя две молекулы кислорода. Таким образом, в нормальных условиях между кислородом и озоном устанавливается и поддерживается равновесие. Однако загрязнители типа фреонов катализируют (ускоряют) процесс разложения озона, нарушая равновесие между ним и кислородом в сторону уменьшения концентрации озона.

При истощении озонового слоя возрастает поток этого опасного излучения на поверхность Земли, что ведет к росту уровня инфекционных и онкологических заболеваний. Также, ультрафиолетовые лучи уничтожают планктон, который представляют собой основу цепи питания в мировом океане. Из-за потепления вод, в которых обитает планктон, происходит изменение его количества и видового состава, что нарушает всю пищевую цепочку экосистемы.

Озоновые дыры наиболее часто появляются в полярных областях. Первая такая дыра была обнаружена зондом британской станции в Антарктиде в 1982 г. Сначала этот факт возникновения озоновых дыр в холодных полярных областях вызывал недоумение, но потом, в результате исследований, выяснилось, что значительная часть озонового слоя уничтожается ракетными двигателями самолетов, космических кораблей.

Еще одной причиной истончения озонового слоя и образования «дыр» являются выбросы в атмосферу фторированных и хлорированных углеводородов и галогенных соединений (фреонов), широко используемых в холодильных установках и кондиционерах. В 1987 г. был принят Монреальский протокол, существенно ограничивающий использование устаревших видов фреона, которые оказывают наиболее разрушительное воздействие на озоновый слой.

Загрязнение воздуха и воды. Воздух подвергался загрязнению во все времена. Извержения вулканов, лесные и торфяные пожары, пыль и пыльца растений, и попадание в атмосферу иных веществ, обычно не присущих ее природному составу, но произошедшее в результате природных причин – это первый вид происхождения загрязнения воздуха – естественный. Второй – это загрязнение в результате деятельности человека, т. е. искусственное или антропогенное.

Антропогенное загрязнение, в свою очередь, можно разделить на подвиды: транспортные – возникшие в результате работы разных видов транспорта, производственные, т. е. связанные с выбросами в атмосферу веществ, образующихся в производственном процессе, а также бытовые.

Атмосферное загрязнение отрицательно сказывается на здоровье человека, способствуя развитию сердечных и легочных заболеваний (в частности, бронхита). Кроме того, такие загрязнители атмосферы как оксиды азота и диоксид серы разрушают естественные экосистемы, уничтожая растения и вызывая смерть живых существ (в частности, речной рыбы).

Загрязнение воды – не менее серьезная экологическая проблема. Ведь вода необходима для существования всех живых организмов, в том числе и людей. Но ее загрязнение делает невозможным использование воды для питья. Существующие способы очистки воды не всегда эффективны. Быстрый рост городов приводит к непрерывному увеличению количества хозяйственно-бытовых стоков в водоемы. Биологическая очистка сточных вод не обеспечивает оптимального снижения микробного загрязнения – требуется еще дезинфекция стоков. Однако она не всегда осуществляется, и в результате в водоемах обнаруживаются возбудители различных инфекций.

Кислотные дожди нельзя считать самостоятельной экологической проблемой, это следствие загрязнение воздуха и воды специфическими веществами, однако вред, причиняемый кислотными дождями природе и историческому наследию настолько велик, что экологи уделяют борьбе с ними особое внимание. Содержащиеся в загрязненных осадках и тумане растворы серной и азотной кислот, соединения алюминия и кобальта загрязняют почву и водоемы, пагубно воздействуют на растительность, вызывая повреждение лиственных деревьев и угнетая хвойные. Из-за кислотных дождей падает урожайность сельскохозяйственных культур, люди пьют зараженную токсичными металлами (ртутью, кадмием, свинцом) воду, мраморные памятники архитектуры превращаются в гипс и размываются.

Повышение уровня Мирового океана. Потепление климата приводит к интенсивному таянию ледников и повышению уровня Мирового океана. Результаты показали, что в среднем уровень моря повышался на 2,9 мм в год. При этом лучше всего данные усреднялись кривой, предполагающей постоянное ускорение роста: каждый год, скорость увеличивалась на 0,084 мм в год. Исходя из полученных результатов ученые смоделировали повышение уровня моря до конца столетия: к 2100 г., по их расчетам, уровень Мирового океана повысится на 65 см. Ранее, большинство предыдущих климатических моделей предсказывали рост лишь на 30 см к концу XXI века.

Исчезновение редких видов животных. Поддержание экологического здоровья окружающей среды означает сохранение в хорошем состоянии всех ее составляющих: экосистем, сообществ, видов и генетического разнообразия. Первоначальные небольшие нарушения в каждом из этих компонентов могут в конечном итоге привести к его полному разрушению. При этом сообщества деградируют и сокращаются пространственно, теряют свое значение в экосистеме и в итоге окончательно разрушаются. Но пока все исходные для сообщества виды сохраняются, оно еще может восстановиться.

Перенаселение. Население нашей планеты составляет более 7,4 млрд чел. и растет очень быстро. За ближайшие 10 лет население Земли увеличится как минимум еще на один млрд. жителей. Более половины населения земного шара концентрируется в странах Азии – 60 %. Свыше 90 % общего прироста населения приходится на наименее развитые регионы и страны и в ближайшей перспективе эти страны сохранят высокие темпы прироста.

Интересно
В наше время последствия прироста населения приобрели такую актуальность, что получили статус глобальной проблемы. Именно народонаселение рассматривается многими как один из факторов, угрожающих самому выживанию цивилизации, так как с учетом роста потребления ресурсов природы, технической и энергетической оснащенности давление населения на территорию будет непрерывно возрастать.

Глобальное потепление. Потепление климата меняет образ планеты. Земля нагревается и это оказывает катастрофический эффект на ее ледяные шапки. Температура поднимается, лед начинает таять, уровень море поднимается. Для тех, кто хотя бы раз бывал в теплице, не составит труда понять, как это работает. По такому же принципу создается парниковый эффект в более глобальном масштабе. Подобно стеклянным стенам парника, углекислый газ, метан, окись азота и водяной пар позволяют солнцу нагревать нашу планету и одновременно препятствуют выходу в космос отражающегося от поверхности земли инфракрасного излучения. Их избыток является причиной глобального потепления.

Парниковый эффект – это повышение температуры поверхности земли по причине нагрева нижних слоев атмосферы скоплением парниковых газов. В результате температура воздуха больше, чем должна быть, а это приводит к таким необратимым последствиям, как климатические изменения и глобальное потепление. Несколько веков назад эта экологическая проблема существовала, но не была такой явной. С развитием технологий с каждым годом увеличивается количество источников, которые обеспечивают парниковый эффект в атмосфере.

Причины парникового эффекта. Следующие:

  • использование горючих полезных ископаемых в промышленности – угля, нефти, природного газа (при их сжигании в атмосферу выделяется огромное количество углекислого газа и других вредных соединений);
  • транспорт – легковые и грузовые автомобили выделяют выхлопные газе; вырубка лесов, способных поглощать углекислый газ и выделять кислород (с уничтожением каждого дерева на планете увеличивается количество СО2 в воздухе);
  • лесные пожары – еще один источник уничтожения растений на планете;
  • увеличение населения влияет на возрастание спроса продуктов питания, одежды, жилья (растет промышленное производство, которое все интенсивнее загрязняет воздух парниковыми газами);
  • сельскохозяйственная деятельность в результате которой выделяется азот – один из парниковых газов; разложение и горение мусора на полигонах.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)