Функции журналистики: система и взаимодействие

Забота о человеке, о его духовно-идеологическом развитии, достойных социальных условиях жизни, материальном благополучии как бы пронизывает всю систему функций журналистики.

Их реализация поэтому проходит сквозь призму «человеческого фактора». В этой связи важно определить отношения между функциями журналистики, их взаимообусловленность и взаимодействие.

Хотя теоретически в деятельности журналистики можно и нужно выделять идеологические, культурно-образовательные, рекламно-справочные, рекреативные и непосредственно-организаторские функции, практически все они реализуются в единстве, комплексно.

Наглядное свидетельство тому — номер газеты или программа телевидения, в которых задействованные произведения (материалы) реализуют всю совокупность функций.

Конечно, отдельные произведения с функциональной точки зрения, т.е. по реализованным в них функциям, могут носить самый разный характер. Текст может быть монофункциональным, хотя в нем неизбежно (пусть слабо) могут быть реализованы и другие функции.

Есть тексты с доминирующей функцией, когда превалирует главная функция, но различимы и другие. Третий тип составляют полифункциональные тексты, в которых более или менее равноправно реализуется несколько (или даже вся совокупность) функций.

Как видим, в любом тексте так или иначе представлено несколько функций, и в этом проявляется определенная закономерность: полифункциональная по своей природе журналистская деятельность в разнообразных формах реализуется не только в совокупности произведений, но и в отдельном журналистском тексте.

И хотя отдать предпочтение какому-то одному типу текстов трудно, следует отметить, что наибольшее внимание привлекает именно полифункциональный текст.

Это происходит в силу и объективных жизненных связей, и аудиторного предпочтения богатых по функциональному наполнению произведений как наиболее привлекательных и интересных и по форме, и по содержанию.

Функции журналистики — общие для всех СМИ основы деятельности. Однако реализуются они своеобразно по содержанию — в зависимости от социальной позиции, которую вырабатывают журналисты и реализуют в СМИ различных общественно-политических ориентаций.

При этом, поскольку основной являются идеологические функции, через которые наиболее четко проявляются принципиальные позиции СМИ, содержательное наполнение при реализации в текстах всех других функций должно быть органически согласовано с характером идеологической позиции СМИ.

Иначе получается разнобой в материалах, представленных разными подразделениями (отделами, дирекциями и т.п.) данного СМИ. А отсюда — несогласованности и даже противоречия в реализации его социальной позиции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)