Формы собственности на земельные участки

Государственная собственность на землю.
В РФ устанавливается презумпция государственной собственности на землю.
Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится разграничение государственной собственности на землю.
Согласно ст. 17 ЗК РФ право федеральной собственности на землю может возникнуть тремя способами:

  1. Федеральная собственность на землю устанавливается непосредственно федеральными законами.
  2. Федеральная собственность выделилась в процессе разграничения государственной собственности на землю.
  3. Земельные участки приобретаются РФ в собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно ЗК РФ федеральной собственностью признаны земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими, космическую деятельность, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ согласно ст. 71 Конституции РФ (п. 4 ст. 87З Конституции РФ).
В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

  • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
  • земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
  • земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
  • земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
  • иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли;
  • земли, предоставленные Вооруженным силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам (п. 10 ст. 1 ФЗ «Об обороне»);
  • земли, предоставленные внутренним войскам, военным образовательным организациям высшего образования (ст. 5 ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ»);
  • земельный участки органов ФСБ (ст. 7.1 ФЗ «О ФСБ»);
  • земли заповедников (п. 2 ст. 6 ФЗ «Об ООПТ»);
  • земельные участки, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны (п. 2 ст. 29 ФЗ «О государственной охране»);
  • земельные участки, предоставленные для размещения федеральных ж/д транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены ж/д станции и ж/д вокзалы (п. 3 ст. 4 ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом ж/д транспорта»);
  • земельные участки, отведенные под соответствующую государственную наблюдательную сеть (п. 1 ст. 13 ФЗ «О гидрометеорологической службе»);
  • земли лесного фонда (ст. 8 ЛК РФ);
  • земли, занятые находящимися в федеральной собственности водными объектами (ст. 8 ВК РФ);
  • земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны (п. 2 ст. 6 Закона РФ «О ЗАТО»);
  • земельные участки Москвы, на которых расположены здания, строения, сооружения, где размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, генеральная прокуратура РФ, ЦБ РФ, Пенсионный фонд РФ (ст. 8 закона РФ «О статусе столицы РФ»).

Субъекты:
Согласно п. 2 ч. 9 ЗК РФ вопросы, касающиеся федеральной собственности на земельные участки, относятся исключительно к полномочиям РФ.
Осуществляет управление федеральной собственность Правительство РФ (ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).
Согласно ст. 5, 29 ЗК РФ управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности, вправе органы государственной власти РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Региональная собственность на землю.
Субъектами региональной собственности выступают субъекты РФ. Перечень субъектов РФ закреплен ст. 65 Конституции РФ. Каждый из субъектов может выступать собственником земли.
От имени субъекта РФ права собственника осуществляют органы исполнительной власти субъекта РФ, наделенные необходимой компетенцией.
Согласно ст. 18 ЗК РФ основания приобретения региональной собственности на земли аналогичные федеральной (ст. 17 ЗК РФ), которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Согласно п. 2 ст. 3.1 ФЗ «О введение в действие ЗК РФ», в собственности:
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

  • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
  • земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Примеры:

  • земли ООПТ регионального значения;
  • земли, занятые водными объектами, находящимися в региональной собственности;
  • земли, изъятые для государственных (региональных нужд).

Муниципальная собственность на землю.
Основания возникновения (ст. 19 ЗК РФ).
Субъектов выступает муниципальное образование – иначе городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения и иная территория.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы МС.
Допускается возможность осуществления права муниципальной собственности непосредственно населением, но только в случаях предусмотренных законом субъекта РФ и муниципального образования (п. 2 ст. 29 ФЗ «Об общих принципах самоуправления в РФ») – формы осуществления местного самоуправления – это местные референдумы, собрания (сходы) граждан.
Особенность ст. 19 ЗК РФ: земельные участки могут передать в муниципальную собственность не только федеральными законами, но и законами субъектов РФ.
П. 3 ст. 19 (ЗК РФ устанавливает, что государственная собственность на землю безвозмездно передается в муниципальную собственность только для обеспечения развития муниципальных образований, причем как в его границах, так за ее пределами).
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы м/с самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Согласно п. 3 ст. 3.1 ФЗ «О введение в действие ЗК РФ», в собственности:
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

  • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
  • земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления и иные.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)