Форма и содержание физических упражнений

Своевременное определение содержания и формы физических упражнений позволяет выявлять их отличительные признаки, разницу в направленности их воздействий на организм, их техническую и физическую сложность при выполнении и планировать результат от использования данных упражнений.

Вообще, под содержанием понимают совокупность процессов, составляющих основу предмета или явления. Для того, чтобы четко определить содержание физических упражнений, необходимо выделить внешнюю их сторону (двигательные действия, из которых состоит физическое упражнение) и их внутреннюю сторону (изменения в организме, происходящие под воздействием данных упражнений).

Например, такие двигательные действия, как бег и приседания, отличаются друг от друга и движениями, входящими в их состав, и, соответственно, характером воздействий на организм (задействованы различные мышцы, различна интенсивность морфофункциональных сдвигов в организме и т.д.).

Форма – это внутренняя организация содержания, это способ его выражения и развития. В физическом воспитании форму упражнения называют техникой его выполнения. А техника имеет внешнюю картину движения, выражающуюся во взаимосвязи движений в пространстве и во времени, а также внутреннюю взаимосвязь функциональных изменений в организме.

Например, простое приседание и приседание с последующим выпрыгиванием имеют одинаковое содержание, но техника (форма) этих упражнений различна (различия во внешней структуре заключаются во 2-ой фазе движения – в приседании с выпрыгиванием она очень интенсивна, соответственно, будут различны механизмы мышечных сокращений и энергообеспечения выполнения данных движений, а также внутренняя взаимосвязь функциональных изменений).

Существует динамическое противоречие во взаимодействии содержания и формы, но, поскольку, содержание всегда развивается быстрее, то приводить форму следует под содержание. Так, например, возможность техничного выполнения сложных двигательных действий появляется при соответствующем уровне развития физических качеств, при этом процессы физического развития и повышения физической подготовленности более динамичны, чем процесс совершенствования техники выполнения двигательных действий. Отсюда следует, что техника будет определяться уровнем физической подготовленности человека и его физическим развитием.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)