Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность

Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного.

При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

Будучи высшей ступенью развития живых организмов на Земле, человек по своей природе представляет собой единство природных и социальных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной системы.

Определяющим условием становления человека является труд, появление которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека.

В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный.

Развитие трудовой активности полностью изменило природную сущность предка человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: речи, мышления, общения, ценностных ориентаций, мировоззрения и др.

В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности — интуицию.

Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. И это относится не только к опыту, который индивид приобретает в течение своей жизни. Ребенок появляется на свет уже со всем анатомофизиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия.

При этом характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком.

Известны случаи, когда в силу обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. И что же? Такие дети не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью и подражали тем животным, среди которых они жили.

Их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Это — яркий пример того, что человек в собственном смысле слова есть как бы постоянно действующий приемник и передатчик социальной информации, понимаемой в самом широком смысле слова как способ деятельности.

Исходным пунктом понимания человеческой личности является трактовка человека как субъекта и продукта трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отношения. Такое понятие социальности, однако, не отрицает биологического компонента в человеческой личности, также имеющего универсальный характер.

Биологическое и социальное, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий.

Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы “спустимся” на уровень его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи.

Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений.

Если таким образом идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека как личности.

Интересно
Организм и личность — две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а личностный уровень обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.

Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума.

Ни то, ни другое в отдельности, а только их функциональное единство может приблизить нас к пониманию человека. Это, разумеется, не исключает, что в разных познавательных и практических целях акценты могут несколько смещаться на биологическое или социально-психологическое в человеке. Но в итоговом осмыслении непременно должно осуществиться совмещение этих сторон человека.

Можно и нужно исследовать, например, то, как проявляется природная, биологическая сущность общественно развитого человека или, напротив, социально-психологическая сущность природного начала в человеке, но понимание человека, его личности и в том и в другом исследовании должно основываться на понятии единства биологического, социального и психического.

Иначе рассмотрение покинет область собственно человеческой сферы и примкнет либо к естественно-научным и биологическим исследованиям, имеющим свою частную научную цель, либо к культурологии, отвлекающейся от непосредственно действующего человека.

Основные определяющие особенности человека, которые отличают его от мира животных, очевидно, являются психосоциальными. Это мышление, язык, сознание, память, разум, воля, характер. Однако многие проблемы, связанные с изучением человека, лежат в плоскости естественно-научных дисциплин.

Так, происхождение человека исследует общая биология. Строение (морфология) и функционирование (физиология) различных органов человека изучаются в рамках антропологии. Для изучения высшей нервной деятельности, в том числе и поведенческих особенностей — эмоций, творчества, работоспособности, — широко используются физико-химические подходы кибернетики, теории информации и т. д.

Рассмотрим сначала биологические особенности человека: они включают происхождение человека и физиологию, а затем психофизиологические особенности — здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.

Происхождение человека

Бурное развитие антропология — наука о человеке (от греч. ánthrõpos — “человек”) — получила во второй половине ХIХ в. после создания теории эволюции Ч. Дарвина. Эрнст Геккель (1834–1919 гг.) выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом (буквально “обезьяночеловек”).

Он же предположил, что предками человека были не современные обезьяны, а дриопитеки (“древесные обезьяны”), которые жили в середине третичного периода (70 млн лет назад). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая — к человеку.

Около 20 млн лет назад под влиянием похолодания джунгли отступили, и одной из ветвей дриопитеков пришлось спуститься с деревьев и перейти к прямохождению (так называемые “рамапитеки”, останки которых найдены в Индии и названы в честь бога Рамы).

Останки австралопитека впервые были найдены в Африке в 1924 г. Объем мозга австралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, но он был способен к созданию орудий труда. Австралопитеки жили около 3 млн лет назад.

В 1961 г. английский археолог Луис Лиси (1903–1972 гг.) обнаружил в Восточной Африке останки “человека умелого” возрастом около 2 млн лет; объем его мозга составлял 640 см3. В этих же слоях были обнаружены орудия труда из расколотой заостренной речной гальки, которые он, как предполагают, изготовлял.

Позже на озере Туркана в Кении были найдены останки существ того же типа. Наличие изготовленных орудий труда (если по этому факту судить о становлении человека) позволило существенно увеличить его возраст.

После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке около 2 млн лет назад произошло разделение человека и человекообразных обезьян, т. е. разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе.

Эти выводы подтверждены измерениями по так называемым “молекулярным часам”. Скорость изменения генов за счет точечных мутаций устойчива на протяжении долгих периодов времени, и ее можно использовать для датировки отхождения данной эволюционной ветви от общего ствола.

Что было причиной появления человека именно в Восточной Африке? Там имеют место выходы урановых пород и существует повышенная радиация. Последняя, как доказано генетикой, вызывает мутации.

Таким образом, здесь эволюционные изменения могли протекать более быстрыми темпами. Возникший вид, физически более слабый, чем окружение, чтобы выжить, должен был начать изготавливать орудия труда, вести общественный образ жизни и развить разум как мощный инструмент выживания существа, не обладающего достаточными естественными органами защиты.

Останки питекантропа возрастом около 500 тыс. лет были обнаружены в 1890–1892 гг. Эженом Дюбуа (1858–1940 гг.) на острове Ява. Питекантроп имел рост более 150 см, объем мозга примерно 900 см3.

В 20-е гг. ХХ в. в Китае был найден синатроп (“китайский человек”) с близким к питекантропу объемом мозга. Он уже использовал огонь и посуду.

В 1856 г. в долине Неандерталь в Германии обнаружили останки существа, жившего 300–35 тыс. лет назад, названного неандертальцем. Он имел объем мозга, близкий к современному человеку, но покатый лоб, низкую черепную коробку; жил в пещерах, охотясь на мамонтов. У неандертальцев впервые обнаружены захоронения трупов.

Наконец, в гроте Кро-Маньон во Франции в 1868 г. были  найдены останки существа, близкого по облику к современному человеку, имевшему рост 180 см,объем черепа 1800 см3 и жившему от 40 до 15 тыс. лет назад. Это и есть “человек разумный”. В ту же эпоху появились расовые различия. У изолированных групп складывались особые признаки (цвет кожи и волос, форма лица и т. д.).

Итак, линия эволюции человека выстраивается следующим образом: австралопитек, “человек умелый” , “человек прямоходящий” (питекантроп и синантроп), неандерталец, “человек разумный” (кроманьонец). После кроманьонца человек не изменялся генетически, тогда как его социальная эволюция продолжалась.

Сходство человека и животных определяется, во-первых, вещественным составом и строением. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных.

Чем выше на эволюционной ступени стоит животное, тем ближе его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция живого. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему.

Однако и отличия человека от животных фундаментальны. К ним прежде всего относится разум. Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того, на что раньше считались способными только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях.

Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т. е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей.

Этология (дисциплина зоологии, изучающая поведение животных) получает все больше данных о том, что в поведении человека и животных много общего. Животные испытывают чувства радости, горя, тоски, вины и т. п.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение.

Но что хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумительные произведения (например, паутина, которую ткет паук), человек отличается от всех животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способности к понятийному мышлению человек сознает, что он делает.

Другим важным отличием является то, что человек обладает речью. У животных может быть очень развита система общения с помощью сигналов. Но только у человека есть то, что И. П. Павлов (1849–1936 гг.) назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой — у животных), — общение с помощью слов. Этим человек отличается от других общественных животных.

Способность к труду — еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Конечно, все животные что-то могут делать, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки в виде орудий, чтобы доставать плоды.

Но только человек способен изготовить, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что, в конечном счете, труд создал человека.

Здоровье и эмоции

Здоровье и эмоции человека во многом связаны с эволюционно-экологическими основами его психофизической деятельности. Исследования показали, что в современной популяции людей формируются и новые варианты гено- и фенотипов. Морфотипы, которые в прежнее время развивались в соответствии с различными, относительно постоянными природно-экологическими и социальными условиями, теряют свои преимущества.

Ритмы жизни, урбанизация, миграция, современные биосферно-ноосферные экологические изменения в целом предъявляют к людям новые требования. Формируются генофенотипические свойства, которые наиболее адекватно отвечают современным психофизиологическим, социальным потребностям жизни.

Более ста лет назад выдающийся французский биолог и медик Клод Бернар (1813–1878 гг.) выдвинул идею единства здоровья и болезни и, по существу, обосновал учение о гомеостазе. К мысли о гомеостазе он пришел на основе опыта медицины и собственных экспериментальных наблюдений. В лекциях о жизни животных и растений в 1878 г. Бернар обобщил этот свод данных.

Утверждая единство здоровья и болезни, Бернар писал: “Физиология болезней, конечно, заключает в себе процессы, которые могут быть присущи им специально, но их законы абсолютно тождественны законам, управляющим функциями жизни в здоровом состоянии”.

Таким образом, учение о гомеостазе основано на убеждении в единстве здоровья и болезни. Поддержание внутренней среды как условие жизни — таков сегодня принятый большинством ученых принцип общей патологии.

Интересно
В чем же основное противоречие и единство феноменов здоровья и болезни? Во-первых, человеческий организм, как и все части живого вещества, целенаправлен. Каждый индивид социально-биологически целенаправлен по двум программам: продолжению рода и социально-культурной активности.

В экстремальных условиях возможны “отказы”, минимизация
психофизиологических функций, что субъективно и объективно проявляется в дискомфорте, в таких состояниях, которые сам индивид может причислить к категории патологии и болезни.

Во-вторых, если индивид имеет внутреннюю психоэмоциональную установку на здоровье (в его обычном, житейском общепринятом понимании) как высшую ценность и цель жизни, то, как правило, этот индивид избегает трудностей, высокого риска, напряженного поиска, борьбы.

Восприятие состояний здоровья и болезни у таких людей будет иным, нежели у тех, кто расценивает свою жизнь как путь достижения высших социальных целей, а само здоровье в таком движении жизни — как средство. Последним свойственны пассионарность, подвижничество, творческий порыв, неистовость поиска, стремление к достижению высших целей.

Такое направленное психоэмоциональное напряжение, реакцию принято обозначать как “реакцию Прометея”. “Реакция Прометея” характеризуется изменением порогов сенсорных систем вследствие изменения психоэмоциональной установки так, что раздражители, ранее болезненные, патогенные, оказываются нейтральными, их действие затормаживается. Примеры таких реакций многочисленны.

Есть интересные примеры внушенной (наяву или под гипнозом) физической или психоэмоциональной пониженной чувствительности и, наоборот, внушенных (самовнушенных) патологических состояний. В целом же изменение уровней чувствительности, реактивности организма постоянно имеет место у каждого человека на протяжении его жизни.

В экстремальных условиях (в случае перегрузки, травмы, инфекции, интоксикации и др.) видовая аварийная программа реализуется в том, что существенно (иногда до возможного минимума) сокращается внешняя деятельность и все резервы направляются на развитие новых внутренних функционально – морфологических механизмов сохранения жизнеспособности, выживания, выздоровления.

Организм перестраивает свою жизнедеятельность в максимально закрытом режиме. Вся эта перестройка на основе видовой аварийно-адаптивной программы для данного индивида, по существу, необходимое его вовлечение в процесс эволюционно-видового выживания (адаптации вида).

Естественно, что относительно обычной, здоровой жизнедеятельности такая перестройка оценивается как нечто внешнее, как болезнь. Ясно, что это — новое качество жизнедеятельности индивида на основе видовой адаптивной программы.

Как утверждал С. П. Боткин (1832–1889 гг.) в своих лекциях: “Человек мало-помалу приспособился к различным колебаниям внешних условий, передавая своему потомству постоянно нарастающую способность приспособления, которая в значительной степени  увеличивалась с помощью знания и искусства, приобретаемых путем наблюдения и ответа: реакция организма на вреднодействующие на него влияния внешней среды и составляет сущность больной жизни”.

При анализе специфики здоровья в указанном отношении следует четко разграничивать здоровье отдельного человека и здоровье популяции.

Здоровье индивида — это динамический процесс сохранения и развития его социально-природных, биологических, физиологических и психических функций, социально-трудовой, социокультурной и творческой активности при максимальной продолжительности жизненного цикла.

Здоровье популяции представляет собой процесс долговременного социально-природного, социально-исторического и социокультурного развития жизнеспособности и трудоспособности человеческого коллектива в ряду поколений.

Это развитие предполагает совершенствование психофизиологических, социокультурных и творческих возможностей людей.

Здоровье популяции и индивида является необходимой предпосылкой интеллектуального здоровья человека, полноценной реализации его творческих возможностей. И наоборот, когда социально-исторические условия препятствуют полноценному развитию интеллектуального здоровья, происходит снижение общего уровня здоровья популяции, выраженное в показателях заболеваемости и смертности, росте хронической патологии и т. д.

Очевидно, что все хотят иметь хорошее здоровье. Всемирная организация здравоохранения, основанная по инициативе ООН, предложила краткую формулировку термина “здоровье”.

Здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благосостояния.

Когда организм переживает состояние стресса, все его жизненно важные системы подвергаются перенапряжению, будь то сердце, почки, желудок или другие органы. Они выходят из строя в зависимости от того, какой из них наиболее уязвим у каждого конкретного человека.

Значительное количество пациентов в возрасте до 60 лет, страдающих сердечными приступами, склонно к соперничеству и постоянной спешке. Другими словами, их образ жизни таков, что они находятся в постоянном состоянии стресса.

Многие полагают, что после того, как они подверглись действию чрезвычайных раздражителей, отдых может им вернуть прежнее состояние и силы. Это неверно. Эксперименты на животных ясно показали, что каждое такое воздействие оставляет неизгладимый след, так как израсходованные адаптационные резервы не могут быть восстановлены.

Попытка избежать всех форм стресса — не выход из положения. Исследования показали, что сокращение активности также ведет к сокращению жизни.

При многих заболеваниях имеется взаимосвязь между эмоциями и состоянием организма. Многие больные, независимо от того, знали они об этом или нет, имели предшествующие заболеванию эмоциональные переживания. Эмоциональные стрессы влияют на организм многими путями.

Следует стараться избегать состояний, ведущих к эмоциональному перенапряжению. Подобно тому, как мрачные мысли могут вывести из строя, так светлые и добрые помогут сохранить наилучшее здоровье.

К заболеванию могут привести: горе, подавленность, тревога, страх, разочарование, ревность. Хорошему здоровью способствуют: чувство удовлетворения, любовь, сознание полезности, правоты, спокойствие, бодрость, благодарность. Свежий воздух, солнечный свет, умеренность, отдых, физические упражнения, вода и правильное питание — необходимые факторы здоровья и долголетия.

Большую роль в нашей жизни играет вода. На 65% человеческий организм состоит из воды. Мышцы содержат 75% воды, и даже в костях ее больше 20 %. Каждая клетка нуждается в жидкости. Все химические и электрические процессы в организме совершаются в жидкой среде.

Для нормального функционирования наш организм нуждается в определенном количестве поваренной соли. Однако чрезмерное употребление соли может привести к серьезным проблемам, в частности, к повышению кровяного давления.

Исследования показали, что избыточное потребление сахара значительно повышает уровень холестерина в крови, а это может привести к заболеваниям сердца. Так как мозгу для обмена веществ необходима глюкоза, всякое нарушение содержания сахара в кровяном русле приводит к нарушению работы клеток мозга.

Важным вопросом является диета. Потребление чрезмерного количества животных жиров ведет к увеличению содержания в крови холестерина, одновременно повышается свертываемость крови. Это особенно опасно для больных атеросклерозом.

Академик Н. М. Амосов (1913–2002 гг.) ввел новый медицинский термин “количество здоровья” для обозначения меры резервов организма. Есть скрытые резервы сердца, почек, печени.

Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье — это количество резервов в организме, максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций. По Амосову, секрет  долголетия кроется в пяти условиях жизни: закаленное тело; здоровые нервы и хороший характер, правильное питание; климат; ежедневный труд.

Правильный образ жизни И. И. Мечников (1845–1916 гг.) называл ортобиозом (от греч. orthós — “жизнь” и bíos — “прямой”).

Восемь важнейших условий ортобиоза — какими они представляются с точки зрения современной науки:

Прежде всего, следует снова назвать труд, являющийся важнейшим условием физиологического благополучия.

Важнейшим условием ортобиоза является нормальный сон. Средством восстановления сил служит в первую очередь нормальный сон и состояние сна.

Положительные эмоции обеспечивают доброжелательное отношение к другим людям, юмор, оптимизм. Надо фиксировать внимание на хорошем и уметь радоваться ему. Положительные эмоции уменьшают болевые ощущения. Положительные эмоции — универсальный исцелитель от многих недугов.

Среди условий правильного образа жизни весьма существенным является рациональное питание. Рациональным оно должно быть по качеству, по количеству и по режиму.

Избегать алкоголя и никотина — важное условие ортобиоза. Алкоголь — яд для всех клеток тела. Неблагоприятное действие оказывает алкоголизм родителей на потомство, повышая число детей с психохимическими и физическими дефектами.

От алкоголя тяжело страдает печень — она перестает должным образом выполнять свою барьерную, защитную роль. Никотин — нервно-сосудистый яд. Он усиливает атеросклероз. От инфаркта миокарда курящие умирают в 11 раз, от рака легких — в 13 раз чаще, чем некурящие.

Соблюдение режима, т. е. выполнение определенной деятельности организма в определенное время, приводит к образованию в мозгу условных рефлексов. В результате привычное время еды настраивает организм на принятие и переваривании пищи, привычное время для работы — на соответствующую форму деятельности.

Мозгу не приходится каждый раз настраиваться на новую деятельность — само время готовит его к данной работе. В силу этого, во-первых, мозг экономит ресурсы, во-вторых, работа протекает лучше. Понятно, что человек, соблюдающий режим, имеет больше шансов на здоровье и долголетие.

Интересно
Закаливание организма — важное условие ортобиоза. Под закаливанием понимают процесс приспособления организма к неблагоприятным внешним воздействиям, причем приспособление это достигается путем использования естественных сил природы — солнечных лучей, воздуха, воды.

Наконец, физические упражнения, достаточный объем двигательной активности — это важнейший элемент физической культуры и правильного образа жизни.

Творчество

Творчество как процесс создания чего-либо нового часто предполагает, что человек может испытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, и именно поэтому ему необходимо создать новые знания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают это сделать.

Огромную роль эмоций в творческом процессе признавал и В. И. Вернадский. В своем труде “Научная мысль как планетарное явление” он писал: “Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте!.. Одна нить — разум, другая — чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются в творчестве”.

Научное и техническое творчество проявляется в поиске и нахождении принципиально нового решения научной или технической проблемы, причем структура мыслительного процесса решения проблемы сложна, но неизменно успеху, “озарению”, нахождению нового решения способствуют эмоциональная увлеченность проблемой, вера в успех, положительная стимуляция.

Выделяют четыре стадии решения проблемы: подготовку, созревание решения, вдохновение, проверку найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы следующая:

Мотивация (желание решить проблему).

Анализ проблемы (что известно, что требуется найти).

Поиск решения на основе следующих операций:

Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное решение).

Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

Поиск принципиально нового решения (творческое мышление):

На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.).

На основе использования аналогий.

На основе использования эвристических приемов.

На основе метода проб и ошибок.

В случае неудачи — переключение на другую деятельность (период “инкубационного отдыха” — созревание идей), потом озарение, вдохновение, осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление).

Факторы, способствующие озарению:

  • высокая увлеченность проблемой;
  • вера в успех, в возможность решения проблемы;
  • высокая информированность о проблеме, накопленный опыт;
  • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

Реализация решения.

Проверка найденного решения.

Коррекция (в случае необходимости — возврат к этапу 2).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней.

В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен; он является по отношению к цели побочным (побочный продукт действия).

При исследовании решения творческих задач наблюдается следующая закономерность: вначале используются первичные, автоматизированные способы решения, причем первичные способы действия реализуются до тех пор, пока становиться ясно, что данным способом задачу не решить.

На следующем этапе происходит осмысление неудач (средний уровень), осознается причина этих неудач и именно то, что средства не соответствуют задаче, формирует критическое отношение к собственным средствам и способам действия.

В результате к условиям задачи применяется более широкий круг средств, происходит выработка программ “поисковой доминанты”, потом интуитивное решение, “решение в принципе”, и затем на последних этапах — логическое обоснование и формализация решения.

Для активации мышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса, например, “мозговой штурм”. Он предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе.

Основные правила проведения “мозгового штурма” следующие:

  1. Группа состоит из 7–10 человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь несколько специалистов по рассматриваемой проблеме.
  2. Запрет критики — чужую идею нельзя критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.
  3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. психической и мышечной расслабленности, комфорта.
  4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.
  5. Собранные в результате обсуждения идеи передаются группе экспертов-специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10 %. Участников в состав экспертов не включают.

Практика показала, что эффективность таких “мозговых штурмов” очень высокая. Так, в одной из американских фирм на 300 заседаниях “мозгового штурма” предложили 15 тыс. идей, из которых 1,5 тыс. были реализованы.

“Мозговой штурм”, который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу методики синектики.

При “синектическом штурме” предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники).

Еще один способ активизации поиска — метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию и косность.

Так, если случайным объектом взят “тигр”, а фокальным — “карандаш”, то получаются сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш” и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, можно прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализа заключается в том, что в начале выделяют главные характеристики объекта — оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты–элементы.

Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например: “А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?” и т. д.

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

Научное творчество и особенно творчество в искусстве опирается на воображение, которое, в свою очередь, неразрывно связано с эмоциями и чувствами человека. Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и полученных представлений.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности позволяет мысленно отойти за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, “оживляет” то, что было ранее.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, подразделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом). Мечта — также вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Работоспособность

Обычно считают, что работоспособность — это способность к выполнению работы. С физиологической точки зрения работоспособность определяет возможности организма по поддержанию структуры и энергозапасов на заданном уровне при выполнении работы. В соответствии с двумя основными типами работы — физической и умственной — различают физическую и умственную работоспособность.

Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже.

Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.

В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием.

При фазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо. Постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.

Фаза оптимальной работоспособности (или фаза компенсации) характеризуется оптимальным, экономным режимом работы организма и хорошими, стабильными результатами работы, максимальной производительностью и эффективностью труда. В этой фазе несчастные случаи крайне редки и происходят в основном по причине объективных экстремальных факторов или неполадок оборудования.

Затем, в фазе неустойчивости компенсации (или субкомпенсации), происходит своеобразная перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет менее важных функций. Эффективность труда поддерживается уже за счет дополнительных физиологических процессов, менее выгодных энергетически и функционально.

Например, в сердечно-сосудистой системе обеспечение необходимого кровоснабжения органов осуществляется уже не за счет увеличения силы сердечных сокращений, а за счет возрастания их частоты.

Перед окончанием работы, при наличии достаточно сильной мотивации к деятельности, может наблюдаться также фаза “конечного порыва”.

При выходе за пределы фактической работоспособности, во время работы в сложных и экстремальных условиях после фазы неустойчивой компенсации наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями: учащением дыхания, пульса, нарушением точности координации.

Существует ли изменение работоспособности в течение продолжительных периодов времени: месяца, года или нескольких лет? Сезонные колебания работоспособности известны давно. В переходное время года, особенно весной, у многих людей появляются вялость, утомляемость, снижается интерес к работе. Это состояние называют весенним утомлением.

В последние годы обнаружены ритмы функционирования нервной, мышечной и сердечно-сосудистой систем продолжительностью 5–16 дней. Их выраженность зависит от тяжести труда. У людей тяжелого физического труда они равны 5–8 дням, у работников умственного труда — 8-16 дням.

А как влияет на работоспособность возраст? Установлено, что в 18–29 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4 %, к 40 — на 13, к 50 — на 20, а в возрасте 60 лет — на 25 %.

Длительное время ученые считали утомление отрицательным явлением, неким промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. Но были проведены убедительные исследования, показавшие, что утомление является естественным побудителем процессов восстановления работоспособности.

Здесь действует закон биологической обратной связи. Если бы организм не утомлялся, то не происходили бы и восстановительные процессы. Чем больше утомление (конечно, до определенного предела), тем сильнее стимуляция восстановления и тем выше уровень последующей работоспособности.

Важно и то, что в период восстановления происходит “текущий ремонт” органов и тканей, усиливаются процессы регенерации. Все это говорит о том, что утомление не разрушает организм, а поддерживает его.

После прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма. Однако не всегда восстановительные процессы проходят нормально и быстро. После сильно выраженного утомления вследствие воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за обычные 6–8 часов ночного сна.

Порой требуются дни, недели для восстановления ресурсов организма. В случае неполного восстановительного периода сохраняются остаточные явления утомления, которые могут накапливаться, приводить к хроническому переутомлению различной степени выраженности. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается или может отсутствовать полностью, и вся работа проходит в фазе декомпенсации.

В состоянии хронического переутомления снижается умственная работоспособность: трудно сосредоточиться, временами наступают забывчивость, замедленность и порой — неадекватность мышления. Все это повышает опасность несчастных случаев.

Психогигиенические мероприятия, направленные на снятие состояния переутомления, зависят от степени переутомления.

Для начинающегося переутомления эти мероприятия включают упорядочение отдыха, сна, культурные развлечения. При выраженном переутомлении необходим организованный отдых. При тяжелом переутомлении требуется уже лечение.

Интересно
Вероятность возникновения несчастного случая повышается, когда человек находится при монотонной работе и т. п. в состоянии монотонии вследствие отсутствия значимых информационных сигналов (сенсорный голод) либо вследствие однообразного повторения похожих раздражителей.

При монотонии возникает ощущение однообразности, скуки, оцепенелости, заторможенности, “засыпания с открытыми глазами”, отключение от окружающей обстановки. В результате человек не в состоянии своевременно заметить и адекватно отреагировать на внезапно возникший раздражитель, что в конечном счете и приводит к ошибкам в действиях, к несчастным случаям.

Исследования показали, что к ситуациям монотонии более устойчивы люди со слабой нервной системой, они дольше сохраняют бдительность по сравнению с лицами, обладающими сильной нервной системой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)