Федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии

Проведение геодезических и картографических работ зачастую связано с использованием информации государственного фонда пространственных данных. Однако вид такого использования должен быть не только профессиональным, но и законным.

Интересно
Результаты, полученные в ходе выполнения таких работ, заносятся в государственные информационные системы, кадастры, электронные карты, поэтому они должны быть достоверными. В таких случаях немалую роль играет государственный надзор за качеством и законностью исполнения, осуществляемый уполномоченными органами.

В соответствии с законом о геодезии и картографии федеральный государственный надзор в этой сфере осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Росреестр) и его территориальными органами.

Порядок такого надзора устанавливается Правительством РФ. В организационной структуре Росреестра функционирует Отдел государственного геодезического надзора и лицензирования Управления государственного геодезического и земельного надзора.

Росреестром разработаны и утверждены рекомендации, которые представлены в документе «Руководство по соблюдению обязательных требований (лицензионных требований) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства, на выполнение геодезических и картографических работ, контроль за соблюдением которых осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» (утверждено в 2020 г.). В нем содержатся основные требования к выполнению геодезических и картографических работ.

На официальном сайте Росреестра размещен Административный регламент исполнения Росреестром государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, который определяет сроки и последовательность административных процедур.

Федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии осуществляется:

  • за соблюдением требований к выполнению геодезических и картографических работ и их результатам, включая соблюдение установленных требований к геодезическим сетям специального назначения;
  • за соблюдением требований к обеспечению сохранности пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, а также пунктов геодезических сетей специального назначения, включая сети дифференциальных геодезических станций;
  • за отображением Государственной границы РФ и территории Российской Федерации, территорий субъектов РФ и территорий муниципальных образований на картах, планах, в официально изданных атласах в графической, фотографической и иных формах, в том числе в электронной форме;
  • за соблюдением установленных законодательством РФ о наименованиях географических объектов правил употребления наименований географических объектов в документах, картографических и иных изданиях;
  • за соблюдением порядка установления местных систем координат.

Проверки инспекторов Росреестра могут быть плановыми и внеплановыми. Но в любом случае при организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Новаторством в области земельного и геодезического надзора, проводимого Росреестром, стала такая процедура, как административное обследование земельных участков, при котором проверка осуществляется без выезда на участок.

Одним из надежных источников информации для административного обследования могут быть данные дистанционного зондирования Земли с космических или иных аппаратов. Такая проверка часто играет профилактическую роль, так как виновные могут устранить правонарушения до выезда инспекторов, что позволяет экономить время и трудозатраты.

Для более быстрого и результативного внедрения новых технологий следует урегулировать порядок процедур обмена оперативной информацией и сотрудничества между органами Росреестра, Россельхознадзора, Росприроднадзора, Росгидромета, а также Федерального космического агентства.

Кроме того, необходимо тесное сотрудничество с органами власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые не только нуждаются в официальной оперативной информации, но и сами могут представлять ее по результатам собственной контрольной деятельности.

Отметим, что в этом направлении уже сделан первый шаг – это создание государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности», которая позволяет успешно взаимодействовать должностным лицам надзорных и контрольных органов различных ведомств посредством информационных технологий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)