Этнос как естественный субстрат общества и государства

Каждое общество (культура, цивилизация) и государство создается конкретным народом — этносом или суперэтносом (группой этносов, возникших в одном регионе и противопоставляющих себя другим суперэтносам).

Этнос — это естественный субстрат, в котором формируются общество и государство

Конкретное государство возникает в процессе этногенеза — исторического развития этноса и является формой существования этноса. При этом происходит внешнее (по отношению к другим этнополитическим образованиям) политическое самоопределение этноса.

Политически самоопределяющийся этнос — это субстанция государства. В процессе политического самоопределения этносов (суперэтносов) возникают нации, или “государствообразующие народы”. Именно нация представляет собой субстанциональный элемент государства.

Однако возникновение и формирование государства — это не естественно-исторический, а общественно-исторический процесс. Причиной возникновения государственности у определённого этноса является не непосредственно этногенез, а социальный контекст, в котором он происходит.

Тезис о государстве как форме существования этноса не означает, что государство — это непременно моноэтническое политическое образование. Вместе с тем полиэтническое государство не создается множеством этносов, объединенных общей властью.

Империю можно рассматривать, во-первых, как государство которое образовано одним этносом, выступающим в качестве так называемой титульной нации, и в котором другие этнические группы существуют как этнические меньшинства в составе “государствообразующего народа”.

Во-вторых, его можно рассматривать как государство, образованное суперэтносом (например, принято считать, что российское государство в XVI—XVII вв. создавалось русско-евразийским суперэтносом1); но в рамках суперэтноса, создающего государство, тоже есть этническое ядро, выступающее в качестве “титульной нации”.

Понятие этноса и права народов на самоопределение.

Интересно
Этнос — это сообщество людей, обладающее естественными правами на политическое, а также культурное и социально-экономическое самоопределение. Поэтому вопрос о понятии этноса актуален не только для этнологии, но и для теории права и государства.

В литературе уже указывалось на предпочтительность теории этногенеза для объяснения этноса в контексте теории государства в сравнении с канонизированным в бывшем СССР объяснением этноса как социального явления, подчиненного законам развития общества и не имеющего собственных закономерностей.

При рассмотрении этноса как социального явления он определяется как исторически возникшее на определенной территории сообщество людей, обладающее общностью языка, культуры, религии и другими социально обусловленными признаками. К этим другим признакам относится и общность государственной власти, если этнос существует в государственно-организованном обществе. Такой подход ничего не дает для понимания субстанционального элемента государства.

Согласно теории этногенеза, этнос — это общность естественная. Однако антропологический признак не может быть определяющим для идентификации этноса, так как этносы возникают из этнически неоднородного субстрата, состоят из смешения двух и более рас первого или второго порядка, а каждая раса входит в состав многих этносов.

Этнос — это сообщество, допускающее антропологическую несхожесть составляющих ее людей

На первый взгляд такое отрицание определяющего характера антропологического признака позволяет предположить, что этнос — это социобиологическое явление. А именно этнос — это не только естественная, но и социокультурная общность, т. е. сообщество людей, связанных общностью языка, религии, материальной культуры и т. д.

Конечно, эти признаки в той или иной мере есть у каждого этноса. Но они либо недостаточны для идентификации этноса, либо необязательны.

Например, общность языка может быть присуща не одному этносу (суперэтносу), а нескольким.

Если этнос в определенной фазе этногенеза существует во враждебной этнической среде, то определенная религия может быть фактором, укрепляющим этническое сообщество. Но это отнюдь не обязательный признак этноса: для большинства этносов в поздних фазах этногенеза характерна религиозная и духовно-культурная дифференциация внутри одного и того же этноса.

Аналогичные доводы можно привести против всех социокультурных признаков. Это свидетельствует о том, что социокультурные признаки вторичны и порождаются условиями взаимодействия этносов со средой обитания.

Этнос — это природная общность людей, которая противопоставляет себя всем другим таким же общностям из чувства комплиментарности (подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей), определяющего противопоставление “мы — они” и деление на “своих” и “чужих”.

Ощущение этнической принадлежности является разновидностью системной связи между людьми и отражает объективно существующую общность.

Различаются этносы стереотипами поведения. Естественное обособление этносов влечет за собой их социокультурное обособление (однако естественное и социокультурное развитие подчинены разным закономерностям).

По мере исторического развития социальных структур происходит культурное, социально-экономическое и политическое самоопределение этносов, их политико-территориальное обособление в отношениях с другими этносами.

Интересно
Естественное стремление этносов противопоставить себя другим этносам особенно наглядно проявляется в их стремлении к созданию своей организации политической власти.

В условиях правового международного общения такое естественное стремление признается как естественное право народов на политическое самоопределение.

Этнос возникает в определенном ландшафте, что порола дает связь этноса с определенной территорией. Эта географическая территория является для этноса родиной, и связь с этой территорией становится определяющим фактором формирования этноса. Следовательно, этнос имеет право на территориалъное самоопределение, или право на родину, в частности, право создавать свою организацию публичной политической власти на той географической территории, на которой он сформировался, с которой он связан естественно-исторически.

Итак, в рамках данной темы этнос можно рассматривать как общность людей, объединенных чувством общей этнической принадлежности, возникающую на определенной территории (в определенном ландшафте), приобретающую социокультурные особенности и стремящуюся к политическому самоопределению в отношениях с другими такими же общностями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)