Этапы стратегического планирования логистической системы

Принято выделять 5 этапов стратегического планирования (рис. 3.1):

  • определение целей;
  • анализ внутренней и внешней среды предприятия;
  • выбор стратегии и определение альтернатив;
  • реализация выбранной стратегии;
  • контроль за выполнением.

Первый этап — определение целей (целевых ориентиров) функционирования и развития. Основной целью логистической системы являются оптимизация управления материальными и информационными потоками во внутренней и внешней среде. Определение целей базируется на применении системного анализа. Цели отдельных подразделений не должны противоречить общим целям предприятия. Главным методом разработки долгосрочных и краткосрочных целей может стать «дерево целей» развития предприятия (рис. 3.2).

Этапы стратегического планирования логистической системы

Этапы стратегического планирования логистической системы

На втором этапе проводится стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия. Диагностика внутренней среды должна содержать оценку состояния системы, формирование модели системы, анализ сильных и слабых ее сторон (SWOT-анализ). При анализе внешней среды основное внимание должно уделяться прогнозу развития социально-экономической системы региона (страны) на перспективу.

Учитываются угрозы и возможности со стороны внешней среды: изменения в институциональной сфере, прогноз объемов промышленного производства, уровня цен и тарифов, объема продаж конкурентов, спрос потребителей, возможности поставщиков и пр.

На третьем этапе при выборе стратегии должны формироваться варианты функционирования логистической системы с учетом целей ее деятельности и результатов анализа внутреннего потенциала и внешней среды. Допускается корректировка целевых установок, так как анализ среды может изменить приоритеты развития. На этом этапе также оцениваются варианты стратегий с точки зрения достижения целей.

Четвертый этап — реализация выбранной стратегии. На этом этапе создается организационная структура для осуществления стратегии, определяются субъекты реализации стратегии, проектируется механизм их мотивации, определяются источники (финансовые, материальные, информационные) для проведения стратегии в жизнь. С учетом промежуточных результатов стратегии могут модифицироваться. Их корректировка может также происходить после получения объективной информации о внешней среде (ее изменении).

Пятый этап — стратегический контроль. Результаты реализации стратегии сравниваются с целями логистической системы. После их достижения устанавливаются новые цели; если цели не были достигнуты, то они корректируются (или корректируются предыдущие этапы). Решение проблем логистики должно проводиться в два этапа. На первом этапе выявляется стратегическая цель и направления хозяйственного развития фирмы.

При этом изучаются следующие вопросы:

  • Изменение рыночных потребностей. Анализ рынков может выявить, что в объемах продукции, проходящей по различным каналам распределения, случаются сдвиги в пользу определенного канала.
  • Повышение требований к логистике. Сдвиг в распределительных каналах должен отразиться на сроках, надежности доставки, комплектности заказа.
  • Разбивка продукции с учетом эффекта Парето (на ограниченное число товаров приходится основной поток).
  • Размер запасов и гибкая производственная система. Производственная система фирмы должна реагировать на изменения рыночных потребностей, а величина запасов должна быть оптимальной.
  • Усиление внимания к некоторым видам деятельности. Обращается внимание не только на выпуск ассортимента обычной и специальной продукции, но и на специфические виды деятельности: маркировку и упаковку потребительских товаров.
  • Гибкость. В меняющейся конъюнктуре рынка логистическая система должна обладать способностью к быстрой адаптации.
  • Повышение логистических возможностей поставщиков.

На втором этапе составляется подробный план, включающий следующие данные:

  • Производственные мощности. Логистическая группа определяет производственные мощности.
  • Национальные системы распределения. Учитывается влияние изменений материальных ресурсов.
  • Подъемнотранспортные работы. Их эффективная работа необходимое условие функционирования логистических систем.
  • Виды транспорта. Исследуется использование различных видов транспорта в плане издержек.
  • Контрольные системы. Измерение и контроль за результатами деятельности.
  • Поставщики. Анализируются финансовые результаты их деятельности.
  • Хозяйственный план. Он включает в себя финансовую оценку, распределение ресурсов, управление логистической системой.
  • Анализ предложений, связанных с продвижением материального потока и его прогнозированием, а также альтернативный выбор наилучших вариантов, которые оцениваются по двум показателям: отдача от вложенного капитала (доход на капитал); объем инвестиций — капитал, вложенный в производство и дополненный частью полученной прибыли, который реинвестируется в активы для получения дохода и прибыли в будущем.

Инвестиционные проекты в логистической системе могут оцениваться различными способами. Три метода оценки капиталовложений. Метод окупаемости. Этот метод основан на применении в качестве исходных данных количества лет, за которое необходимо окупить начальные инвестиции в логистическую систему Ин, и размера ежегодной прибыли, получаемой от инвестирования средств, Пг; последняя рассчитывается как разность между годовыми доходами (Дг) и годовыми затратами (Зг). Достоинством метода является простота расчетов, определенность суммы начальных капиталовложений, возможность ранжирования проектов в зависимости от сроков окупаемости.

Этапы стратегического планирования логистической системы

Метод среднего уровня отдачи. Учитывает амортизацию и вложенный капитал. Преимущество этого метода — простота расчетов, учет амортизации и возможность сравнения альтернативных проектов. Метод дисконтирования средств. Основан на утверждении, что деньги, получаемые либо расходуемые в будущем, будут иметь меньшую ценность, чем в настоящее время.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)