Эстетика Возрождения

Ренессанс (Возрождение) – это эпоха в истории европейской культуры и развитии искусства XV–XVI вв. Связана со светской культурой городов Италии (Флоренция,
Рим, Милан, Венеция и др.), Франции, Нидерландов, а также Англии, Испании и Германии. Идеи эпохи ориентированы на возрождение образцов и ценностей античности
в различных областях культуры: в философии, филологии, особенно же в искусстве, и прежде всего таких его видах, как литература, скульптура, архитектура,
театр. При этом мотивы возвращения к прошлому привели в эту эпоху к созданию оригинального мировоззрения и нового стиля в поэзии, живописи, музыке, театре,
архитектуре.

На первом этапе философы, поэты, филологи и художники ставили своей задачей некий новый синтез христианского мировоззрения с античным – древнеримским и
древнегреческим, сведения о котором начали все больше проникать в образованную среду, внимательно изучались и осмысливались. При этом основной пафос был все
же в том, чтобы освоить античные идеи, хотя и таким образом, чтобы они как бы не противоречили христианским, выступали бы в единстве с ним.

В этом состоял, если угодно, и социальный заказ этой эпохи, исходивший, прежде всего, от банкирских и торговых слоев элиты ряда городов Италии, выходцы из которых в эту
эпоху, собственно, возглавляли и католическую церковь (папы Медичи, Борджиа и др.). Наслаждение жизнью, счастье и богатство надо было вновь сделать
легитимными ценностями культуры. Это вело, по сути, к серьезной культурной трансформации.

Эпоха Возрождения стремилась не только переработать мировоззрение
общества, но и изменить мироощущение человека. Основополагающую роль в эпоху Возрождения играют идеи гуманизма, выделявшие центральное значение человека в
мироздании, его достоинство и красоту. Именно любование человеком как цельным существом, в котором самобытно соединено и доброе, и злое, и свет, и тьма, все
противоречия бытия, и, тем не менее, существом достойным – характерная особенность эстетической по своей смысловой направленности антропологии Возрождения.

Ключевую роль в этой культуре играет «титаническая» личность художника-творца, поэта, самобытного ученого-исследователя и общественного деятеля. Впервые
человек был постигнут как творческое существо, подобное Богу в этой своей созидательной способности, хотя, конечно, и уступающее ему в мощи творческих
возможностей. В философском ключе идеи гуманизма выражали Николай Кузанский, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, Джаноццо Манетти,
Эразм Роттердамский.

Ренессанс постепенно вырастает из рамок средневековой цивилизации (предренессанс – XIII в., переход к раннему Возрождению – XIV в. и раннее Возрождение –
XV в.). При этом непосредственное влияние античности сказывается только в XV в., а наиболее сильно – во второй половине XV в. Однако характерные черты нового мироощущения действительно начали пробиваться и раньше. Это выражалось, в частности, в искусстве – в формировании реалистично-фигуративного стиля живописных изображений (Джотто, Мантенья, Мазаччо, браться Ван Эйк, Сандро Боттичелли и др.), нового чувственно-возвышенного стиля в поэзии (Данте, Петрарка), классически-пластического стиля в скульптуре (Донателло, Верроккьо). Крупнейшие свершения эпохи приходятся на рубеж XV–XVI вв. – Высокое Возрождение.

Художники открывают мотивы нового визуального мышления и живописного стиля, нацеленного на передачу художественной иллюзии реального мира: Леонардо да Винчи
открывает принципы перспективной композиции, Рафаэль Санти тяготеет к прекрасному совершенству образов, Микеланджело Буонаротти – к монументальной экспрессии
в живописи и скульптуре. На севере Европы творят художники Альбрехт Дюрер, П. Брейгель, Г. Гольбейн, И. Босх. Позднее Возрождение обогащает живописный стиль
принципами колоризма – динамики переходов цвета – и композиционной драматургией (Джорджоне, Тициан, Веронезе).

У поэтов и писателей этой эпохи – чувство напряженной амбивалентности человеческого бытия (Франсуа Вийон, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Вильям
Шекспир), мотивы осмысления историко-культурного перелома – от программных до ироничных и скептических (Томас Мор, Франсуа Рабле, Мигель Сервантес).

Музыка эпохи тяготеет к простым вокальным формам, выросшим из народных песен (мадригал), к сольному и ансамблевому инструментальному музицированию, на основе
которой рождается ранняя оперная музыка, музыкальный театр (Клаудио Монтеверди, Джакопо Пери, Джакопо Корси, Винченцо Галилеи); но при этом развивается и
достигает вершин и полифонический стиль хоровой и органной композиции (Джованни Палестрина, Джироламо Фрескобальди), восходящий в своем происхождении к
позднему Средневековью. Вообще, во многих явлениях искусства Ренессанса, особенно североевропейских стран, не имевших национальных образцов античной эпохи, в
произведениях эпохи Возрождения чувствуется не угасшее влияние стиля поздней готики.

Великие деятели Возрождения не только претворяли художественную реальность вместе с переосмыслением реальности антропологической, они и постигали
художественные закономерности в контексте новой эстетики и миропонимания, ярко выражая новые взгляды на искусство в своих оригинальных сочинениях.

Леон Батиста Альберти (1404–1472) – итальянский архитектор, теоретик искусства. Создатель оригинального типа ренессансных дворцовых построек – палаццо – с
применением характерных форм и архитектурных элементов древнеримского зодчества. Автор трактатов «О статуе», «О живописи», «О зодчестве», в которых наряду с
осмыслением методов профессионального мастерства подчеркивал художественное значение архитектуры, а по отношению к изобразительному искусству склонялся к
принципу выбора и воспроизведения типичного в природе, отождествляя его с принципом красоты.

Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский художник, архитектор, инженер, естествоиспытатель, воплотивший в себе универсальный гений эпохи Возрождения. При
жизни Леонардо славу ему принесли живопись, скульптура и инженерные и архитектурные проекты. Теоретические работы Леонардо не были известны его современникам. Будучи оригинальным, не получившим схоластического университетского образования, исследователем природы и искусства и одновременно человеком довольно замкнутым, Леонардо зашифровывал свои многочисленные записи. Тысячи разрозненных заметок Леонардо включают теоретические разработки разных проблем искусства, науки и техники, намного опередившие свою эпоху.

Основное сочинение Леонардо по проблемам эстетики – «Книга живописи», в которой он обосновывает уникальное познавательное значение этого вида искусства, ставя его в этом отношении даже выше науки в ее известном тогда схоластическом виде, отражает новые принципы живописного изображения природы [2 – Леонардо был первым, кто сам взялся выписывать пейзажные мотивы, как и интерьеры, на заднем плане своих портретов и библейских сцен, не поручая эту работу ученикам, как поступал, к примеру, еще Сандро Боттичелли (вторая половина XV в.), с которым Леонардо был близко знаком во Флоренции в ранние годы своей творческой жизни.

Именно благодаря этому интересу к заднему плану великий реформатор живописи и развил свою теорию и технику перспективной передачи пространства. и человека, в которых кроется существенное переосмысление выразительных средств живописи, нацеленной
теперь на создание как бы иллюзии продолжающегося за гранью холста пространства (оптическая перспектива) и оптически правдиво воссоздающейся объемности тел
(светотень – «сфумата» – итал. sfumata – дымка).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)