Дайджесты

Дайджесты – это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных потребителей. При подготовке дайджестов важно соблюдение Федерального Закона «Об авторском праве и смежных правах», следовательно, каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

Методика составления дайджестов аналогична приемам подготовки и проблемно-тематических указателей.
Здесь также важно составление на первом этапе рубрикатора, выступающего и как поисковое предписание, так будущее оглавление, и как план-макет, используемый при анализе текстов и извлечении из них нужных фрагментов.

Чаще всего дайджесты составляют при обслуживании руководителей и ведущих сотрудников предприятия. Авторство составителей дайджестов – сотрудников службы информации – проявляется:

  • в панорамном «видении» проблемы, которая на начальном этапе может быть очерчена неточно;
  • в поиске информации;
  • в экстрагировании, извлечении нужных фрагментов текста;
  • в группировке материала, а по сути – в «выращивании» нового текста «под задачу»: под решение, принимаемое руководителем, под задание, выполняемое предприятием; под потребности ведущих работников предприятия и т. д.

Отличие дайджестов от проблемно-тематических указателей состоит в том, что единицей группировки при составлении указателей являются документы, а при составлении дайджеста – фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему).

При этом составители сталкиваются с рядом проблем:

  1. рассеянием нужной информации но широкому кругу источников и, как следствие, сложностью ее выявления;
  2. рассмотрением различными авторами разных сторон проблемы, что приводит к трудности совмещения найденных сведений;
  3. различиях в терминологии, используемой специалистами разных отраслей;
  4. возможной противоречивостью сведений, несовпадением точек зрения разных авторов.

Все это предъявляет особые требования к группировке материала, форме его подачи, которая должна быть обозримой, облегчающей восприятие информации и акцентирующей внимание на несовпадающих концепциям, выводах или результатах.

Структура дайджеста имеет следующий вид:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • предисловие (от составителя);
  • основной текст, обычно разделенный на параграфы;
  • список использованной литературы;
  • приложения (иллюстративный материал – таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст);

Словарь основных терминов (в случае необходимости). Дайджесты создаются в электронном виде, а читателям предоставляются в предпочтительной для них форме. Форма представления отражаются на структуре.

Так, дайджест, предоставляемый потребителю в печатном виде, содержит вспомогательные указатели (предметный, указатель фирм, имен, географических названий). В электронном варианте дайджеста предусматриваются гиперссылки, облегчающие ориентацию в тексте.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)