Базовые понятия методологии науки
Базовыми понятиями методологического анализа научного исследования являются предмет исследования, объект исследования и познавательная ситуация.
Предметом исследования называют совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения. По отношению к предмету данного конкретного исследования предмет науки выступает как более общее понятие и выполняет методологическую функцию.
В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов (1983) отмечают, что зарождение и развитие науки связано с формированием предмета науки, а радикальное изменение научного предмета ведет к революции в науке. Эта роль научного предмета в развитии науки особенно заметна на примере психологии.
Предмет науки для психологии — системообразующая категория, поскольку, как очевидно из всей ее истории, система научного знания строилась в зависимости от того, что было признано учеными в качестве предмета науки.
Другими словами, психология как наука создавалась всякий раз по-иному, исходя из того, что становилось ее предметом.
В истории психологической науки предметом становились, как известно, акты сознания, поведение, целостные образы или гештальты, развитие высших психических функций, деятельность и т. д.
Более короткое определение предмета научного исследования дано В. П. Зинченко и С. Д. Смирновым: «…в предмет исследования входят объект изучения, исследовательская задача, система методологических средств и последовательность их применения».
Более развернутое определение предмета научного исследования дано Г. П. Щедровицким. Прежде всего, в нем конкретизировано, какие методологические средства входят в предмет исследования.
В структуру научного предмета входят:
1) факты, или единицы эмпирического материала;
2) средства выражения, среди которых окажутся языки разного типа, математические описания, системы понятий и др.;
3) методические предписания и системы методик, фиксирующие приемы научно-исследовательской работы;
4) онтологические схемы, изображающие идеальную действительность изучения;
5) модели, репрезентирующие частные объекты исследования;
6) знания, объединяемые в теоретическую систему.
7) проблемы;
8) задачи научного исследования.
Стрелками на схеме показаны взаимосвязи в структуре научного предмета. В данном определении предмет научного исследования показан в более широком контексте науки и принятых в ней теорий, схем и моделей. В любом методологически обоснованном научном исследовании могут быть выделены перечисленные единицы.
Другая, не менее важная категория методологического анализа — объект исследования, который «не просто некоторая часть внешней реальности, на которую можно прямо указать.
Процесс построения объекта научного исследования невозможен без появления особой познавательной задачи, научной проблемы».
Приведем простой пример.
Если в психологическом исследовании изучаются исполнительские действия человека-оператора, то такое выделение изучаемого из внешней реальности подразумевает, по крайней мере, что:
1) имеется некоторое теоретическое определение действия в терминах психологии и
2) есть некоторая более общая теоретическая схема, хотя бы в виде последовательности действий человека-оператора, в которой изучаемый объект занимает свое место.
Познавательная ситуация — еще одна фундаментальная категория методологии науки. Классические представления о познавательной ситуации включали проблему как неполноту знаний об изучаемом предмете, задачи, поставленные для решения познавательной проблемы, а также условия и совокупность средств, имеющихся для решения задач.
На рубеже 20—30-х гг. XX в. учеными была осознана неполнота этих представлений. В 1927 г. великий физик Нильс Бор сформулировал принцип, ставший известным как принцип дополнительности.
Данный принцип имел два содержательных аспекта. Мы рассмотрим лишь один из них, имеющий отношение к методологии любой науки, а не только физики: исследователь является неотъемлемой частью познавательной ситуации.
Смысл этого принципа вполне понятен: исследователь выбирает тот или иной возможный способ описания и интерпретации полученных данных, без исследователя с его знаниями, опытом, научной интуицией, интеллектом и т. д. невозможна никакая познавательная ситуация в науке и т. д.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу