Архитектура XX века

На третьем съезде архитекторов, состоявшемся в 1900 г., в речи А. И. Бернадацци была поставлена задача, важная не только для архитектуры, но и для культуры в целом: «Возрастающим проявлением человечности должна стать забота о народе, для него теперь и надо строить.

Стоит задача создания если не стиля, то новых типов зданий для всенародного пользования, что можно достигнуть демократизмом всей нашей жизни и средствами техники.

Эти два начала, очевидно, и должны лечь в основу современной архитектуры». Главные стили первой половины XX в.:

• модерн;
• неорусский;
• неоклассицизм;
• неоренессанс;
• конструктивизм.

Модерн (фр. moderne — современный) исчисляет свою историю примерно с 1895 г. Выделяют модерн ранний (1895—1905) и поздний (1905—1910-е). Последний, в свою очередь, подразделяется на рационалистические и романтические течения.

Модерн противопоставил себя эклектике с ее рациональным историческим выбором. Мы узнаем данный стиль по асимметричности. Проемы приобретают форму эллипсов, овалов, трапеций, из тела здания как бы вырастают башни.

Поверхность стены оплетается орнаментами, вьющимися или сползающими по ней. В качестве примера можно привести гостиницу «Метрополь» в Москве (В. Ф. Валькотт, 1898—1903), один из первых образцов раннего модерна в России.

В начале XX в. фасады начинают делать в виде грандиозной, сплошь остекленной аркады.

Например, торговый дом компании «Зингер» на Невском проспекте в Петербурге (П. Сюзор, 1902—1904) или торговый дом М. С. Кузнецова в Москве (Ф. О. Шехтель, 1901).

В 1908—1910 гг. Р. И. Клейн построил в центре Москвы в стиле модерн здание универсального магазина «Мюр и Меррилиз» (нынешний ЦУМ).

Романтический модернизм, работая с исторической формой, видоизменял ее очертания и пропорции, усиливая, как правило, звучание характерного признака.

Так, например, в облике Ярославского вокзала в Москве (Ф. Шехтель, 1903—1904) мы узнаем знаки русского архитектурного языка: «хоромное строение», шатры, килевидные арки, ширинки и пр. Но размеры главного шатра и особенно венчающего его гребешка очень преувеличены, гиперболизованы.

Ярославский вокзал в Москве — образец романтического модерна с элементами русского стиля. На задание заказчика построить здание в северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком архитектор ответил высокими крышами, узорными гребешками, сильной объемной пластикой, дополненной мозаичными панно на северные темы.

Одним из направлений позднего модерна был неорусский стиль, который отличается от русского стиля второй половины XIX в. ориентацией на иные источники (псковсконовгородское и владимиро-суздальское зодчество), крупномасштабностью и подчеркнутой пластичностью форм.

В качестве примера приведем здание Казанского вокзала в Москве на противоположной стороне Комсомольской площади (А. В. Щусев, 1913—1926).

Это асимметричная композиция в виде хоромного строения, в котором сочетается сочная декоративная пластика, восходящая к нарышкинскому барокко с казанскими мотивами (главная башня имела прообразом башню Суюмбек Казанского кремля).

Одно из красивейших в Москве — здание Ссудной кассы (В. А. Покровский, 1913—1916), деловое сооружение, замаскированное под боярские палаты XVII в. Одновременно с неорусским стилем возникли неоклассицизм и неоренессанс.

Примеры первого: дворец А. А. Половцева на Каменном острове в Петербурге (И. А. Фомин, 1911 — 1913), застройка Каменно-островского проспекта (В. А. Щуко, 1910-е), здание музея Изобразительных искусств в Москве (Р. И. Клейн, 1892—1912). Пример неоренессансного стиля — особняки И. В. Жолтовского (1867—1959).

Из осуществленных крупных проектов начала XX в. следует упомянуть больницу им. Петра Великого в Петербурге, представляющую собой развитый ансамбль из многих павильонов (Л. А. Ильин, Р. И. Клейн, А. В. Розенберг; 1907—1914).

Это наиболее яркий пример больниц павильонного типа, позволяющих максимально дифференцировать лечебный процесс.

После Октябрьской революции многие исторические здания были снесены. Список утраченного велик. Погибли такие шедевры, как Сухарева башня, церковь Успения на Покровке, Красные ворота в Москве и восстановленные ныне Воскресенские ворота, Храм Христа Спасителя, Казанский собор на Красной площади. Сделано это в ущерб русскому для возвеличивания нового, советского.

Первые послереволюционные годы — время неосуществленных проектов. Один из пионеров конструктивизма (от лат. constructive — связанный с построением, конструированием) Владимир Евграфович Татлин (1885—1953) пытался заменить все старые стили «машинным», который воплотил бы в себе признаки времени: динамизм футуризма, рационализм техники и утилитаризм целевых назначений.

Материал — металл, бетон и стекло. Архитектурный конструктивизм созвучен супрематизму в живописи.

Самым впечатляющим был созданный Татлиным в 1919—1920 гг. проект монумента III Интернационалу — памятник в виде громадного (высотой 400 м) здания. Основу башни должны были составить две огромные спирали.

Три здания-этажа внутри них должны были вращаться вокруг вертикальной оси со скоростью одного оборота соответственно в год, месяц и день.

Спираль мыслилась как символ порыва освобожденного человечества. По мнению П. Н. Милюкова, в случае конструктивизма, как и во всех других начинаниях советского периода, старались «довести новую идею до крайности».

Макет башни Татлина производил сильное впечатление, но до реализации дело не дошло. Слабые ассоциации с этим проектом вызывают разве что радиомачта на Шаболовке (В. Г. Шухов, 1922) и Останкинская телебашня (Н. В. Никитин, 1960—1967).

Не реализованы грандиозные проекты Дворца труда (1920-е) и Дворца Советов (1930-е). Мысли гениальных фантазеров остались на бумаге.

Конструктивизм непосредственно связан с акцентом на машинное производство, а именно промышленный труд находился в советском государстве во главе угла.

Строились здания, напоминающие производственные детали (Дом культуры им. Русакова; К. С. Мельников, 1927—1929), звезду (театр Советской Армии; К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев, 1934—1940), корабль (Северный речной вокзал; А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, 1937) и даже трактор (театр им. Горького в Ростове-на-Дону; В. Щуко, В. Гельфрейх, 1930—1935).

Самая необычная жилая постройка советских времен — дом-мастерская архитектора Константина Степановича Мельникова (1890—1974), построенный им в 1927—1929 гг. Дом представляет собой сочетание двух врезанных один в другой цилиндров; окна шестиугольные, вытянутые по вертикали.

Росли здания в неоклассическом и конструктивистском стилях. Пример первого — Госбанк СССР (И. В. Жолтовский, 1927—1929) и многочисленные жилые дома; второго — ЦСУ (Ле Корбюзье, 1929—1936). В СССР создавались и условия для массового отдыха.

В лучших местах страны — в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа, в районе Кавказских минеральных вод, на Балтийском море — строилось огромное количество санаториев, пансионатов и домов отдыха.

Скоплением подземных дворцов стал Московский метрополитен. Особенно красивы станции «Комсомольская», «Маяковская», «Новослободская», «Кропоткинская» (А. В. Щусев и др.).

В послевоенные годы в Москве построено семь высотных зданий, как бы дополняющих башни Московского Кремля и расположенных по разные стороны от него.

Это здание МГУ (1949—1953), здание МИДа (1948—1953), жилые дома на Котельнической набережной (1948—1952) и на площади Восстания (1950—1954), административное и жилое здание на Лермонтовской площади (1949—1953), гостиницы «Ленинградская» (1949—1953) и «Украина» (1950—1956).

По тому же типу создан главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1954). На территории ВСХВ (затем ВДНХ, ныне ВВЦ) построено много красивых зданий, к возведению которых привлекались архитекторы из союзных республик, использовавшие национальные традиции.

В 1960—1970-е гг. на смену пятиэтажкам Новых Черемушек и других мест пришли проекты жилых микрорайонов со всей необходимой инфраструктурой.

С 1970-х гг. в архитектуру постепенно проникают элементы постмодернизма, например новое здание театра на Таганке в Москве (1974—1981). Постмодернизм стал господствующим стилем в постсоветской России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)