Арабский халифат

В VII в. на территории Аравийского полуострова зарождается мусульманская цивилизация, объединяющей силой которой становится ислам (от араб. «ислам» – покорность).

По сравнению с другими народами, населявшими Переднюю Азию, в VII в. арабские племена отставали в социальном развитии. Многие из них занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. В ряде мест по побережью, а также в оазисах развивалось земледелие. Через Аравию проходили важные торговые пути из Индии в Сирию, Палестину, Египет и Византию. Благодаря внутренней и посреднической торговле возникают крупные по тому времени города. Однако ни по уровню экономического развития отдельных областей, ни в языковом, ни в культурном, ни в религиозном отношениях Аравия еще не представляла единого целого. Потребность в захвате соседних земель, вызванная демографическим взрывом, перенаселенностью Аравийского полуострова, ускорила объединение арабских племен. Образование государства – Арабского халифата во многом связано с возникновением новой, единой для всех арабов религии – ислама.

Проповедником новой религии был Мухаммед – пастух и сирота из Мекки. В своих проповедях Мухаммед, которого арабы стали считать «пророком» ислама, учил вере в единого бога – Аллаха. К новой религии внимание народных масс привлекала идея равенства всех арабов, уверовавших в Аллаха. В результате вооруженной борьбы сторонников Мухаммеда с противниками новой религии на Аравийском полуострове в VII в. образуется единое государство во главе с Мухаммедом.

Мусульманская религия утверждением веры в единого бога идеологически способствовала объединению арабских племен и образованию единого государства. Проповедью равенства мусульман, религиозными предписаниями, запрещавшими, например, ростовщичество, ислам сплачивал арабов. Наконец, обязывая мусульман участвовать в «священной войне», ислам оправдывал, поощрял завоевание чужих территорий и этим способствовал расселению избыточного арабского населения. Активная роль ислама в разрешении ряда насущных проблем сделала его важнейшим идеологическим и политическим фактором жизни арабского общества.

Тяжелые условия жизни в Аравии выделили арабов, подготовили всплеск их жизненной активности, демографический и пассионарный взрыв, которые вызвали мощную экспансию вовне. Очень скоро недавно возникшее государственное образование в результате успешных завоевательных войн, приведших к захвату в течение VII–VIII вв. громадных территорий (Ирана, Сирии, Палестины, Египта, Северной Африки, юга Испании, части Кавказа, Средней Азии, Индии), превращается в могущественное государство со столицей в Багдаде.

Особенностью утвердившихся у арабов общественных отношений было признание, согласно религиозной догме, завоеванных земель собственностью Аллаха, т. е. всей мусульманской общины. Этим устанавливалась верховная собственность государства на землю. Другая особенность состояла в том, что ислам, признавая формальное равенство мусульман, мешал формированию сословий. Поэтому фактические привилегии знати в Арабском халифате не были зафиксированы в праве.

Огромное арабское государство было создано и опиралось на военную силу. Его население различалось этнически; страны халифата находились на разных уровнях экономического развития. По мере развития феодальных отношений связи отдельных частей государства слабеют, правители областей приобретают почти полную независимость от центральной власти, растут сепаратистские тенденции, приведшие к распаду халифата. Образуются самостоятельные арабские государства в Испании, Марокко, Египте и т. д. Багдад был завоеван турками-сельджуками, а в XIII в. остатки когда-то огромной могущественной державы были уничтожены полчищами Чингисхана.

На государственный строй Арабского халифата решающий отпечаток наложила мусульманская религия, сыгравшая, как отмечалось, важную роль в образовании государства у арабов. Под ее влиянием халифат приобрел форму теократической монархии, т. е. такой монархии, где глава государства обладал высшей светской и духовной (религиозной) властью, а многие аспекты построения и деятельности государства были подчинены религиозной догме.

Если Мухаммед считался посланником Бога на земле, пророком, передающим людям его волю, то лица, возглавлявшие государство последнего, – халифы – рассматривались как его «заместители». Как представитель и наместник Бога халиф формально обладал всей полнотой духовной и светской власти. Как глава мусульманской религии он считался имамом – «находящимся впереди», был верховным руководителем и наставником мусульман в вопросах веры, блюстителем чистоты вероисповедания. Его решения в этой области обладали наивысшим авторитетом. Влияние религии на все стороны общественной и государственной жизни халифата, личной жизни мусульман было исключительно мощным, поэтому религиозная власть халифа имела первостепенное значение, а выступление против него считалось и религиозным грехом, и государственным преступлением.

Халиф обладал верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Фактическое положение халифа в Арабском халифате претерпевало существенные изменения. Первоначально на характере его власти сказывались пережитки военной демократии. Первые халифы вели скромный образ жизни, сохраняя проявления родоплеменной демократии. Позже халифы окружили себя сказочной роскошью и походили на восточных деспотов. Однако с развитием феодальных отношений правители отдельных частей огромной державы приобрели фактическую независимость от центра.

В это время и положение халифа во многом стало зависеть от поддержки феодальных группировок, армии, личной гвардии. В поздний период существования халифата смена халифов участилась в результате дворцовых переворотов. Как и в Риме периода империи, особенную активность в этом проявляла дворцовая гвардия. В одно из пятидесятилетий начальники гвардии сменили 9 халифов. Все они были отравлены, задушены, заколоты. Но и в этот период халиф почитался как религиозный вождь. Даже когда турки-сельджуки захватили Багдад, они сохранили за халифом его положение главы мусульманской религии.

Важнейшим должностным лицом в государственном аппарате был визирь – ближайший советник и заместитель халифа. Визирь стоял во главе дворца, контролировал государственные доходы и расходы, ведал государственным имуществом, почтой, строительством ирригационных сооружений и т. д. Помимо визиря «с широкой властью», практически не отличавшейся от светской власти самого халифа, назначались и визири с «узкой властью», выполнявшие определенные функции – военные, финансовые, судебные.

Постепенно складываются четыре ведомства – дивана: военный, финансовый, чиновников и почтовый.

Особую роль играл военный диван. Согласно исламу весь мир распадается на две части: на земли мусульман и земли, которые принадлежат «неверным». Тогда считалось, что мусульмане должны покорить земли, принадлежавшие неверным, путем «священной войны», в которой обязаны участвовать все взрослые мусульмане. Армия делилась на две части: постоянную и состоящую из добровольцев. С ростом халифата каждая область стала иметь свои вооруженные силы, содержавшиеся на местные средства. В их пользу шло 4/5 военной добычи. Военачальники получали за службу и под условие службы земельные владения (икты).

Финансовый диван занимался прежде всего сбором налогов. Основными налогами были десятина с доходов от имущества и взимавшиеся с немусульман поземельный и подушный налоги. Сбор налогов обычно сопровождался насилием, неплательщиков часами держали под палящим солнцем и т. д.

Диван чиновников руководил административным аппаратом.

Почтовый диван был практически ведомством внутренних дел, руководившим одновременно почтой и тайной полицией. Лица, отвечавшие за пересылку почты, должны были сообщить халифу и визирю о состоянии земледелия и урожае, финансах, о настроениях населения, деятельности администрации данной области. Таким образом, тайная полиция еще не выделилась в самостоятельный государственный орган.

Власть в провинциях передавалась халифом в руки эмиров. В их подчинении находились и военные силы провинции. С распадом централизованного государства многие из них лишь номинально подчинялись халифу. Попытки халифов укрепить свою власть в провинциях за счет частой смены эмиров и назначения на должности эмиров своих родственников не привели к желаемому результату.

Высшая судебная власть принадлежала халифу. Правосудие осуществлялось специально назначенными судьями – кади, которые выполняли и некоторые другие функции (контролировали исполнение завещаний, следили за состоянием общественных зданий, дорог и т. п.). Судебная деятельность считалась независимой от администрации. Кади подчинялись лишь халифу; решение кади могли отменить только он сам или халиф.

Таковы были специфическая форма правления и своеобразная организация государственного аппарата Арабского халифата. Специфическим было и мусульманское право, получившее широкое распространение в мире.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)