Агнатическое и когнатическое родство

Понятие агнатического и когнатического родства

Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием права насле­дования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в про­шлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятство­вала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например, paterfamilias и его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связан­ные кровным родством, например paterfamilias и жена его подвластного сы­на, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агнатическая.

В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и пе­реставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились аг­натами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чу­жими ее родителям, братьям, сестрам.

Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат от­ца первой степени, внук — агнат деда второй степени.

Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отде­лявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходи­ли ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего paterfamilias. Таким образом братья были агна­тами второй степени (1+1), дядя и племянник — агнатами третьей степени (1+2), и т.l/

Род (gens)

Но если agnati — это лица, связанные общей властью, ко­торую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, опреде­ленный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens. Gens — по взгляду римлян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые про­должают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию и опеке. Quintus Mucius Scaevola, по свидетельству Цицерона, говорил:

Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt… qui ab ingenuis oriundi sunt… quorum maiorum nemo servitutem servivit, qui capite non sunt deminuti – Гентилами являются между собою лю­ди, носящие общее имя, происходящие от свободнорожденных, никто из предков которых не был в рабстве и которые не пре­терпели capitis deminutio.

Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство, и, давно прекратившись, но не забытая, служила (по концеп­ции римлян) фундаментом gens.

Вытеснение агнатического родства когнатическим

Последователь­ное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства, и параллельно осуществлявшееся постепенное вытес­нение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осу­ществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последова­тельным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium, хотя внешне, в стороне от его влияния. Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмер­ли, гражданское право новой Европы не реципировало их. Однако другие ос­таются и доныне основой соответствующих институтов семейного права ка­питалистических стран. А совокупность институтов римского семейного права в их историческом развитии является наиболее ярким образцом семей­ного права рабовладельческого общества от начальных ступеней его развития до последней его стадии, уже овеянной атмосферой близкого разложения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)