Aequitas (справедливость)

Изложенное противоположе­ние права народов цивильному праву дополнялось в эпоху прин­ципата противоположением ius aequum (справедливое право, или aequitas) — строгому праву, ius strictum. Практикой юристов был введен в обиход принцип справедливости. Закрывая глаза на такое вопиющее неравенство, как рабство, на жестокую эксплуатацию богатыми рабовладельцами свободных бедняков, римские юристы говорят о справедливости как начале равенства всех в области пра­ва и перед законом, умеряющем остроту и тяжесть требований ци­вильного права. В области частного права принцип справедливое- ти долго понимался юристами чисто эмпирически и практически как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям мо­рали и справедливости. В конце республики и право собственнос­ти возводили к естественной справедливости

Nihil enim tarn conveniens est naturali aequitati, quam volun- tatem domini… ratam haben (D. 40. 1. 9. 3). — Ведь ничто не соответствует так естественной справедливости, как подтвер­ждать в праве… волю собственника.

Ульпиан (III в. н.э.) при изменившихся условиях эксплуата­ции земельной собственности временное безвозмездное предостав­ление ее в пользование (прекарий) считал актом справедливости.

Quod genus liberalitatis (precarium) ex iure gentium descendit… et naturalem habet in se aequitatem (D. 43. 26. 1. 2; 2. 2). —

Этот род щедрости — прекарий происходит от права народов и заключает в себе естественную справедливость.

Считалось несовместимым с принципом справедливости, что­бы кто-нибудь путем обмана (dolus) извлекал какую-либо выгоду. Противоположность обману составляла добрая совесть — bona fides. Когда претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести, то это было лишь применением на практике принципов aequitas. Этот принцип находил особо широкое применение в преторском эдикте, и, таким образом, ius aequum проникало во многие положения эдик­та и преторского права. Комментаторы эдикта очень часто объясня­ли постановления преторского права принципом справедливости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)