- Услуги
- Цена и срок
- О компании
- Контакты
- Способы оплаты
- Гарантии
- Отзывы
- Вакансии
- Блог
- Справочник
- Заказать консультацию
В этой статье мы постарались собрать наиболее актуальную информацию в помощь при работе с дипломными проектами. Оформление дипломной работы по ГОСТ – это не просто прихоть, а обязательное требование при написании научного материала.
Здесь указано самое важное, приведены примеры. Помните – к оформлению дипломных в ВУЗах предъявляют строгие требования. Поэтому максимально внимательно отнеситесь к каждой запятой.
Выполненная дипломная переплетается в жесткий переплет. В проекте должны содержаться общепринятые структурные части в порядке их следования.
Рассмотрим пример оформления структуры дипломной работы:
В начало дипломной работы после верхнего листа обложки (перед титульным листом) вкладываются:
Объем дипломной работы составляет 50 – 70 страниц, не включая приложения. Оформить дипломную работу важно с соблюдением установленных стандартов.
Основная структура дипломной работы включает разделы:
Введение является очень важной составной частью дипломной работы. Раскрывает обоснование необходимости исследования выбранной проблемы и представляет схему проведения дипломного исследования. Как правило, занимает 2-3 страницы печатного текста.
Во введении должно быть отражено:
Актуальность темы дипломной работы характеризует ее современность, жизненность, насущность, важность, значительность.
Иными словами – это аргументация необходимости исследования темы дипломной работы, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.
Актуальность дипломной работы не должна занимать более 1 листа. Обязательно должны присутствовать следующие слова: актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем, или актуальность дипломной работы заключается (или проявляется) в следующем.. или вопросы, касающиеся того-то и того-то являются очень актуальными.
Объект исследования проекта – это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя.
Предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта.
Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.
Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта дипломной работы. Предмет во введении указывается после определения объекта.
Цель дипломной работы показывает то, чего хочет достичь обучаемый в своей исследовательской деятельности. Показывает, какой необходимо достигнуть конечный результат в дипломной работе.
Задачи показывают путь к достижению цели. Каждой задаче, как правило, посвящен раздел дипломной работы.
Задачи могут вводиться словами:
Количество задач должно быть 4-5 (соответствовать содержанию параграфов).
Пример:
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
Методы исследования – это способы, приемы познания объекта. В любой дипломной работе используется метод анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации по теме задания, а также анализ документов, архивов и проч.
В дипломной работе удобно использовать методы:
По итогу раздела «Введение» необходимо описать структуру дипломной работы.
Рассмотрим пример оформления введения:
Основная часть дипломной работы должна содержать две-три главы, в которых излагаются теоретические и практические аспекты темы на основе анализа и статистических данных.
В заключении указываются краткие выводы по всем главам, содержащимся в дипломной работе, здесь делаются выводы обо всей проведенной работе в целом, даются рекомендации, направленные на ликвидацию «слабых» мест, что и каким образом можно исправить, чем рекомендации помогут. Очень важны в заключении именно результаты, которых достиг студент во время выполнения дипломной работы. Объем заключения составляет примерно 2-3 страницы.
Приложения в дипломной работе.
Для более подробного раскрытия вопроса необходимо использовать приложения. В качестве приложения можно использовать статистические данные, можно составить графики, образцы документов.
Разработкой тематики проектов занимаются опытные преподаватели. Помимо актуальности тематики, должна учитываться и выбранная специальность. Как выбрать тему дипломной работы, ориентируясь на эти факторы?
Чтобы сформировать название темы, нужно учесть следующие требования к нему:
Выполнение работы, как правило, происходит на основе материалов конкретной организации. Формирование темы должно подразумевать указание объекта исследования. Информация о нём проставляется на титульном листе, для рефератов – в круглых скобках.
Пока студенты выбирают тему для работы, осуществляется утверждение списков руководителей проектов по каждой специальности.
Если обучающийся в состоянии обосновать целесообразность разработки собственной темы, то допускается предложение таковой.
Студенты, обучающиеся на очной форме, должны определиться с темой дипломной работы до того, как начнётся прохождение преддипломной практики. Отдельные задания и вопросы по выполнению дипломной работы в процессе прохождения практики могут быть скорректированы.
Обучающиеся по заочной форме могут выбрать такие темы дипломных работ, которые непосредственно связаны с их производственной деятельностью. Для неработающих студентов-заочников тему диплома определяет учебный отдел, ориентируясь на утверждённый перечень.
Выполнению дипломной работы всегда должно предшествовать составление плана. Поэтому для студента важно знать, как написать план дипломной работы.
Суть данного плана в перечислении глав и вопросов, освещаемых в каждом разделе. Выполняется оно в определённом порядке. От правильности построения плана работы зависит, насколько успешно она будет организована в целом. Кроме того, качественный план способствует систематизации материала и последовательности его изложения.
Составлением плана дипломной работы студент занимается самостоятельно.
При этом рекомендуется придерживаться традиционной схемы:
Обычно каждая глава содержит 3 параграфа. После составления план подлежит согласованию с научным руководителем. Изначально намеченная структура может изменяться в процессе работы – расширяются некоторые главы, вводятся новые пункты, сокращаются отдельные параграфы.
Дипломная работа начинается с первого раздела, который представляет собой теорию и является полным изложением теоретических вопросов по теме. Для многих студентов вопрос: как написать теоретическую часть диплома, стоит довольно остро.
Приведённая в первой главе информация должна быть демонстрацией авторского представления обучающегося о состоянии рассматриваемой темы и степени её изученности.
Теоретический раздел наглядно иллюстрирует навыки автора по обобщению, систематизации и анализу существующих теоретических воззрений, а также практических наработок.
Проблема должна быть изучена с различных позиций, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе, начиная с исторического экскурса. Важно дать оценку степени ее изученности.
Автор, со своей стороны, может поддерживать одну из точек зрения по спорным вопросам, касающимся предмета исследования, он также может уточнить сущность исследуемых категорий и т.д.
Для разработки первой главы должны быть предварительно подобраны литературные источники, которые освещают вопросы, раскрывающие тему с той или иной точки зрения.
Важно правильно трактовать используемые понятия, обращать особое внимание на их научность и точность. При этом должны применяться только общепринятые термины, а при точном приведении следует использовать ссылку на автора.
Итогом раздела должно стать изложение выводов, которые были получены путём обобщения и систематизации теоретического материала.
В практической части излагаются результаты проведённой работы, суть решения рассмотренной проблемы применительно к реальным условиям. Подробнее стоит остановиться на том, как написать практическую часть диплома.
Приведённые здесь графики, расчёты, таблицы или рисунки свидетельствуют о достоверности результатов, полученных в ходе исследования. Эта часть работы наиболее объёмная. Поэтому есть смысл сделать её более компактной с помощью таблиц, графиков и диаграмм.
Практический раздел можно подразделить на ряд этапов:
Наиболее ценны выводы, которые делают в практической части, так как в них отражаются самые важные результаты. Они создают впечатление обо всей главе. Нумерация в выводах не делается.
Одной из важнейших структурных частей дипломной работы является заключение. Его суть в подведении итога проделанной работы. Ниже будет подробно рассмотрено, как написать заключение в дипломе.
Рассмотрим пример оформления заключения:
В заключении должны кратко излагаться основные результаты и их оценка, выполняться общие выводы по проведённому исследованию даваться рекомендации и предложения, вплоть до их внедрения. Также должно быть указано, чем завершилась работа.
Даже если результат был отрицательным, это тоже следует отразить в заключении, указав возможные пути и цели ведения дальнейшей работы в исследуемом направлении. Если дальнейшее продолжение исследований нецелесообразно, то это также следует обосновать.
Содержанием заключения могут быть только выводы и предложения.
Написание выводов производится по всей работе, согласно последовательности пунктов. Перегружать выводы цифровым материалом нельзя, они должны быть четкими и краткими.
Если выводы не вытекают из содержания и результатов ВКР, являются общими, то в заключении они недопустимы. После того, как выводы по существу и результаты работы изложены, должны быть сформированы конкретные предложения.
Излагать рекомендации необходимо по пунктам, включив их в раздел заключения, либо выделив для них самостоятельный подраздел с одноимённым названием.
Список литературы в дипломной работе по ГОСТу должен включать только источники, непосредственно использованные в работе. Именно те, которые цитировались, на которые делались ссылки, послужили основой при формировании точки зрения студента.
Рассмотрим пример оформления списка литературы:
При использовании литературных источников, цитировании различных авторов, необходимо делать соответствующие ссылки, а в конце работы помещать список использованной литературы. Не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений включаются в работу со ссылкой на источник.
Список использованных источников приводится сразу за заключением. Для его оформления используется ГОСТ Р 7.0.5–20084. Ссылки также оформляются в соответствии с заданными правилами.
Библиографический список включает в себя литературные, статистические и другие источники, материалы которых использовались при написании дипломной работы. Он состоит из таких литературных источников, как монографическая и учебная литература, периодическая литература (статьи из журналов и газет), законодательные и инструктивные материалы, статистические сборники и другие отчетные и учетные материалы, Интернет-сайты.
В библиографическом списке, составленном по порядку упоминания в тексте, сведения об источниках следует нумеровать цифрами с точкой. Связь ссылок и библиографического списка устанавливается по номеру источника или произведения в списке, заключенного в квадратные скобки.
При оформлении библиографического списка указываются все реквизиты издания, определяемые стандартом. Для книг: фамилия и инициалы автора (авторов), название книги, место и год издания, название издательства и количество страниц.
Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать авторов и название работы, наименование издания, номер (выпуск), год, а также занимаемые публикацией в этом издании страницы.
В текст работы могут быть включены цитаты. При воспроизведении чужого текста ссылка на источник является необходимой, иначе возникают признаки плагиата – кражи интеллектуальной собственности.
Приложение в дипломной работе – заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д.
Рассмотрим пример оформления приложения:
По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. Приложения оформляются как продолжение работы после списка использованных источников. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием слова «Приложение», написанного с заглавной буквы.
Приложение должно иметь заголовок, который центрируется относительно текста. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения, согласно ГОСТ 2.105. – 95.
Приложение имеет степень обязательности – информационное, обязательное или справочное, которое указывается в скобках прописными буквами перед названием.
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Также нумеруются в приложении иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения. В тексте должны присутствовать ссылки на все размещенные в работе приложения.
Порядок подготовки дипломной работы состоит из следующих этапов:
Методы исследования в дипломе – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата – цели исследования.
Рассмотрим пример оформления методов исследования:
Метод представляет инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет дипломной работы глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемой проблемы.
Традиционно методы подразделяют на теоретические, эмпирические и методы обработки и интерпретации данных.
Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения, то есть используются обязательно при написании любой дипломной работы.
К данным методам относят:
Также могут использоваться методы сравнения, конкретизации, аналогии, исторические.
Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, психодиагностический метод, изучение процесса и продуктов деятельности человека, моделирование).
Упоминание данных методов необходимо в работах опытно-экспериментального и практического характера. Так, например, эксперимент предполагает, что в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
При классической форме эксперимента в ходе его проведения изменяется только одно из условий и прослеживается, повлияет ли это условие на другие параметры (например, применение новых дезинфектантов на результаты смывов, уровень внутрибольничного инфицирования).
Нередко используется также метод анкетирования (сотрудников медицинских организаций, пациентов, родственников). Из обработки и интерпретации данных в большинстве дипломных работ используются математические методы обработки полученных материалов (для дипломных работ опытно-экспериментального характера).
Использование приводит исследователя к необходимости свои знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий на уровень количественных – в виде чисел, схем, формул, графиков, диаграмм.
Цели и задачи в дипломе указывают во введении работы. Цель исследования должна быть связана с решением определенной управленческой, экономической, социальной, политической и т.д. проблемы, и формулируется исходя из темы диплома.
Рассмотрим пример оформления цели и задач:
Проблема – положение – несоответствие между текущим и желаемым состоянием какой-либо системы или процесса. Целью проекта может быть исследование проблемы и поиск путей ее решения. Цель, как правило, формулируется научным руководителем в соответствии с темой и фиксируется в задании на ВКР.
Задачи исследования определяются в соответствии с поставленной целью. И представляют собой логически связанные между собой этапы, а также пути решения проблем.
Задачи, как правило, определяют структуру работы, так как являются основой для формулировки названия глав работы, которые, например, могут раскрывать следующее:
Перечень этих задач, с одной стороны, должен быть исчерпывающим, т.е. достаточным для достижения и, с другой стороны, не должен содержать лишние задачи, не имеющие отношения к поставленной цели.
При определении задач можно использовать, например, следующие глаголы: «исследовать», «определить», «найти», «выявить», «выяснить», «доказать», «разработать», «дать рекомендации» и т.д.
Во введении обязательно должны указываться объект и предмет дипломной работы. В качестве объекта исследования обычно выступает некое явление, которое представляет собой цель научного поиска.
Рассмотрим пример оформления объекта и предмета:
Объект исследования отражает проблематику и является более широким, в сравнении с предметом и темой работы. В него входит определённая научная сфера или специфическая отрасль. То есть широко изучаемое в научном кругу явление. В объекте объединено большое количество исследуемых предметов.
Определять предмет нужно, когда объект исследования уже обозначен. В отличие от объекта, предмет представляет более конкретное понятие. В процессе исследования внимание обычно направляется на одну из его сторон.
Соотношение по степени важности предмета и объекта показывает, что первый из них имеет вторичное значение, а последний более важен. Так как в пределах одной научной работы исследовать объект полностью невозможно, то изучению подлежит лишь его часть – предмет.
Это могут быть конкретные проявления изучаемого объекта, его качества или характеристики. Между предметом и темой исследования тесная взаимосвязь. Соотношение объекта и предмета ВКР можно определить, как общее и частное.
Требования, чаще всего, устанавливает само учебное заведение. Объем дипломной для вуза в среднем составляет 50-80 страниц. Но строгих требований объем дипломной работы по ГОСТу не имеет.
В сравнении с общим объемом работы, основная часть должна составлять около 70%. Ее структурными элементами являются параграфы и главы. Общее количество глав в работе должно быть от двух и более, в каждой из них должно быть не менее 2 параграфов.
Введение выполняется на 3-5 страниц. Объём заключения примерно такой же. Первая глава, представляющая собой теоретическую часть, должна занимать 17-20 страниц. Аналитическая часть несколько больше – 25 28 страниц. Перечень используемой литературы должен состоять не менее, чем из 40 источников возрастом не старше 5 лет.
Вслед за титульным листом при брошюровании идут задание, графики его выполнения и план, но в нумерацию они не входят.
Набор стандартных фраз, которыми студенты пользуются во время написания дипломов, представляет собой клише для дипломной работы. Они же могут использоваться для контрольных, курсовых и других видов работ.
Клише являются стандартными образцами употребления слов и синтаксических конструкций для конкретных ситуаций. Применяя их, писать диплом гораздо легче, а работу проще логично структурировать.
Клише подразделяются на:
Узнать стоимость дипломной работы или оформить заявку удобно через форму заказа на сайте. Укажите предмет, объем, тему. Приложите к заявке файлы с требованиями. Это поможет менеджерам правильнее оценить работу.
Ход работы над дипломным проектом можно условно разделить на четыре основных этапа. Определим основные этапы исследования в дипломе.
Первый этап – установочный. Он состоит в выборе темы, определении основных характеристик работы и методов исследования, в поиске литературы по определенному направлению. В результате выполнения первого этапа студент составляет план исследования с указанием календарных сроков выполнения, готовит структуру будущей дипломной работы, подбирает список литературы по тематике.
Второй этап – исследовательский. Это поисковая часть работы, которая проводится выбранными методами в соответствии с планом исследования. На данном этапе изучается и анализируется учебно-методическая, научная литература и нормативно-правовая документация по исследуемой проблеме.
Третий этап – обобщающий. Он связан с систематизацией и обобщением полученных результатов исследования. На этом этапе происходит написание и оформление текста дипломной работы описание и обработка результатов апробации, формулирование выводов и конкретизация результатов в ходе исследования. Дипломная должна быть написана логически последовательно, грамотным научным языком.
Четвертый этап – заключительный. Этот этап связан с подготовкой дипломной работы к защите и самой процедурой защиты.
Определим, что такое плагиат и как его избежать в дипломной работе. Плагиат – это когда вы утверждаете или подразумеваете, что работа другого человека является вашей работой.
Вы совершаете плагиат, если вы:
Заведите привычку ставить ссылки даже в первичных черновиках. Вы можете пользоваться бумажными библиографическими карточками или компьютерными программами, отслеживающими ваши ссылки – существует множество методов.
В каких случаях необходимо ставить ссылку? Если коротко — всегда, когда вы используете чужую мысль, текст , данные, изображение и т. п., если только это не общеизвестные факты.
Рассмотрим самые важные аспекты по вопросу, как сделать оформление дипломной работы, чтобы с первого раза получить допуск к защите.
Дипломную выполняют на белых листах бумаги формата А4, без оборота.
Форматирование текста диплома: отступы слева – 3 см, отступы справа – 1 см, отступы сверху и снизу – 2 см; стандартный размер шрифта для дипломной работы – Times New Roman, кегль не менее 12, чаще используют 14, с межстрочным интервалом по ГОСТу для диплома в 1-1,5; заголовки диплома пишут с заглавной буквы и помещают по центру строки.
Точка в конце заголовков и параграфов не ставится, подчеркивание не используется.
Основная часть работы делится на разделы (при необходимости – с подпунктами). Эти части нумеруются арабскими цифрами, причем номера вложенных элементов содержат номер более высокого уровня и порядковый номер вложенного элемента.
Новый пункт дипломной работы начинают с нового листа, при оформлении цитаты в дипломной работе используют кавычки и сноски на источник; название каждой главы пишут заглавными буквами (т.е. большими).
Название параграфа – строчными буквами, но с заглавной первой буквы; все страницы дипломного проекта при оформлении нумеруют (кроме титульного листа и содержания), нумерацию страниц размещают в нижнем правом углу страницы; после номера главы ставят точка, а после номера параграфа точку не ставят.
Пример оформления заголовков диплома:
Оформление дипломных работ производится в строгом соответствии с целым рядом требований. Каждому студенту надлежит знать, как оформить дипломную работу по ГОСТу.
Квалификационная работа оформляется в соответствии с общими требованиями, которые предъявляет ГОСТ 7.32-2001, разработанный специально для оформления отчётов о научно-исследовательской работе. Согласно ему, текст должен быть напечатан на листе бумаги формата А4, с одной стороны. При этом должен соблюдаться полуторный интервал. Размер шрифта должен быть не меньше 12, по всему объёму текста, цвет – чёрный.
В основном, для оформления работ применяется 14 шрифт с возможностью выделения структурных частей полужирным. К типу шрифта требований нет, но на практике это, чаще всего – Times New Roman. Обязательно выравнивание текста по ширине и соблюдение отступа – 1,25 см.
Основные требования к оформлению полей, ширина левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, а верхнего и нижнего – 20 мм.
Нумерация страниц должна быть сквозной и производиться арабскими цифрами. Номер страницы располагают внизу листа, по центру, без точки. Для нумерации используется шрифт 11, Times New Roman.
Титульный лист входит в общую нумерацию, но проставлять на нём номер не нужно. В остальном, нумерации подлежат все страницы. Для работы принято использовать кавычки-ёлочки, а для записей-вложений применяется альтернативный вариант – кавычки-палочки.
По окончании работы производится её брошюровка.
Титульный лист к дипломной работе стандартно заполняется только с помощью печатающих устройств. Наименования филиала и кафедры прописными (заглавными) буквами. Номер указывают цифрами, а наименование с первой прописной буквы остальные строчечные. Располагают по центру.
Рассмотрим пример оформления титульного листа дипломной работы:
При написании фамилии, имени подписавших работу, инициалы помещают перед фамилией; через пробел. Должность, степень и звания лиц, подписавших работу, не указывают. Подписи на титульном листе выполнены только черными чернилами (пастой). После подписи должна стоять дата подписания.
Чтобы правильно оформить заголовки в дипломе, нужно соблюсти следующие требования:
Требуемый шрифт – Times New Roman размера 14, с межстрочным интервалом 1,5 и абзацный отступом – 1,25. Обозначения “Введение”, “Заключение”, “Приложение” и т.п. следует выровнять по левому краю и начинать с заглавной буквы после абзацного отступа.
Новую главу необходимо начинать с новой страницы во всех структурных частях работы. В начале новой страницы в пунктах и параграфах текста не должно быть переноса. Название каждого раздела, главы или параграфа начинается с красной строки, заглавной буквы и выделяется “полужирным текстом”.
Нумерация страниц сквозная. Она проставляется внизу по центру. На титульном листе, который является первой страницей работы, номер ставить не нужно.
Чтобы удобнее было систематизировать общие данные и наглядно представлять цифровой материал, используются таблицы. Поэтому большую роль играет правильное оформление таблиц в дипломной работе.
Рассмотрим пример оформления таблиц:
Для каждой таблицы должен быть сделан краткий заголовок, отражающий суть её содержания.
Располагать название нужно слева над таблицей, не делая абзацных отступов. Для этого применяется одинарный междустрочный интервал.
Нумерацию необходимо выполнять в границах данного раздела. При формировании номера используются номера раздела и таблицы, разделённые точкой. Таблицы, кроме тех, что расположены в приложениях, должны быть пронумерованы арабскими цифрами.
В каждом приложении таблицы нумеруются отдельно.
В документе таблица должна помещаться сразу после текста, где она была упомянута в первые, либо на следующей странице.
В тексте должны присутствовать все ссылки. Они располагаются так, чтобы обеспечить возможность их прочтения, не поворачивая пояснительную записку или, повернув её по часовой стрелке.
Если в таблице много строк, разрешается перенос на следующую страницу. В таком случае, номер и наименование таблицы, вместе с самим словом “Таблица” должны быть указаны единожды – над первой частью.
В список использованных источников включают документы, упоминаемые в ссылках.
Оформление списка использованных источников в дипломной работе важно делать точно по правилам. Должно быть не менее 40 документов, изученных автором. При выполнении должна использоваться исключительно актуальная литература.
Рассмотрим пример оформления списка использованных источников:
Год издания использованной литературы (книги, учебники) не должен превышать 5 лет, включая год выполнения дипломной работы, кроме сносок на исторические документы.
Список использованных источников состоит из следующих обязательных элементов:
Нормативно-правовые акты.
Нормативно-правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:
После указания всех литературных источников располагаются (при наличии) неопубликованные источники: архивные документы, положения об учреждениях, их структурных подразделениях, уставы фирм и организаций, различного рода инструкции (по делопроизводству, должностные и т.д.).
Электронные ресурсы. Источники на электронных носителях – CD-ROM, материалы из INTERNET) приводятся в алфавитном порядке.
Обозначение каждого источника, литературного издания и др. производится арабскими цифрами. Наименование элементов списка («Нормативно-правовые акты», «Научная и учебная литература», «Интернет- ресурсы») отдельно не нумеруются. Источники и литература на иностранном языке указываются на языке оригинала с соблюдением орфографических норм для соответствующего языка (в том числе, употребление прописных и строчных букв).
Библиографические описания в списке использованных источников выполняются в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному делу и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Описания официальных документов:
Книги / учебники, учебные пособия и журналы:
На все используемые в работе материалы даются со ссылкой на источник. Как оформить сноски в дипломной работе? Ссылки и сноски оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 (Библиографическая ссылка).
Рассмотрим пример оформления подстрочной сноски в дипломной работе:
Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях (в том числе электронные ресурсы локального и удаленного доступа), а также составные части документов.
По составу элементов библиографическая ссылка может быть полной или краткой, в зависимости от вида ссылки, ее назначения, наличия библиографической информации в тексте документа.
По месту расположения в документе различают библиографические ссылки:
Отсылки в тексте документа заключают в квадратные скобки: в тексте после упоминания материала проставляются в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников, и номер страницы. Пример. В тексте [10, с. 81].
Для связи подстрочных библиографических ссылок с текстом документа используют знак сноски, которые приводят в виде цифр (порядковых номеров), букв, звездочек и других знаков.
Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз полосы. При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всей дипломной работы: сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части и т.п., или – для данной страницы документа (предпочтительно).
Повторную ссылку на один и тот же документ (группу документов) или его часть приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые для идентификации и поиска этого документа библиографические сведения указаны в первичной ссылке на него (п.8.1 ГОСТ Р 7.0.5-2008).
Рисунки следует располагать непосредственно после их первого упоминания в тексте. Рассмотрим оформление рисунков в дипломе. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, если рисунки цветные, то они выносятся в приложение.
Рассмотрим пример оформления рисунков:
Иллюстрации (кроме тех, что в приложениях), нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Номер состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: «Рисунок 1.4» (четвертый рисунок первого раздела). Слово «Рисунок», его номер и наименование располагается под иллюстрацией.
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь пояснительные данные (подрисуночный текст), которые помещаются под иллюстрацией, а со следующей строки через один межстрочный интервал − слово «Рисунок», номер и наименование иллюстрации, отделяя знаком тире номер от наименования. Точку в конце нумерации и наименований иллюстраций не ставят.
Не допускается перенос слов в наименовании рисунка. Слово «Рисунок», его номер и название печатают обычным шрифтом. Рисунки/чертежи по тексту обозначаются словом «рисунок».
На все иллюстрации делают ссылки в тексте. Слово «рисунок» в подписях к рисунку и в ссылках на них в тексте не сокращают; например – … ….в соответствии с рисунком 1.2; …. показан на рисунке 2.2.
Чертежи, графики, диаграммы, схемы, рисунки из текста должны соответствовать требованиям государственных стандартов.
Схема – это документ, на котором показаны в виде условных изображений или обозначений составных частей изделия и связи между ними. Далее рассмотрим, как сделать оформление схем в дипломной работе.
Если схема одна, то обозначается «Схема 1». Следует нумеровать в пределах раздела. Все цифровые (буквенные) обозначения на схеме должны быть объяснены или в подрисуночной подписи, или в тексте.
В дипломных работах допускается применение многоцветных иллюстраций. В основном для сложных рисунков, когда для выделения отдельных элементов обойтись одним цветом затруднительно.
Все надписи обозначения на многоцветных иллюстрациях следует писать только черным цветом. Расшифровку цветов надо писать на самой схеме.
Цитата представляет собой высказывание, частично или полностью приведённое из авторского текста любой направленности, с обязательным указанием на источник. Итак, как оформить цитирование в дипломе правильно?
Цитирование является обязательной частью любой научной работы. Грань, разделяющая цитирование и плагиат, весьма тонка, поэтому требуется соблюдать правила, содержащиеся в ГОСТах и методических пособиях.
Источники, из которых были заимствованы материалы или некоторые результаты, должны быть приведены в ссылках, располагаемых в научной работе. Ссылки позволяют отыскать указанные источники, проверить достоверность цитат и получить необходимую информацию.
Для цитаты полагается использовать кавычки, а сразу же за ней указывать ссылку на источник в квадратных скобках. После ссылки, приведённой в конце предложения, ставится точка.
Если текст источника переписан дословно, то обязательно должны ставиться кавычки, чтобы цитата не стала плагиатом. Нельзя произвольно сокращать текст цитаты, он должен быть полным.
Делая ссылку на автора, нужно указывать его инициалы перед фамилией. Для оформления всех ссылок применяется единый стиль.
На финальном этапе разработки выпускной работы производится нормоконтроль. Это обязательный процесс для таких работ. С его помощью проверяется соблюдение всех норм и требований, а также соответствие графических и текстовых документов правилам оформления.
Рассмотрим пример оформления листа нормоконтроля:
Согласно утвержденному графику проверки оформления, лист нормоконтроля для дипломной работы должен быть предоставлен нормоконтролеру.
Данный специалист проверяет:
При несоответствии работы какому-либо из требований, она возвращается на доработку.
В тексте не допускаются пунктуационные и орфографические ошибки. Излагать мысль следует корректно, без субъективных суждений, жаргонных высказываний и т.п.
Рамки и списки в дипломной работе технического характера – незаменимый атрибут. Представьте, что было бы, если каждый инженер или чертежник выполнял чертежи по-своему, не соблюдая единых правил. Такие чертежи могли быть не поняты другими. Чтобы избежать этого, приняты и действуют государственные стандарты Единой системы конструкторской документации.
Стандарты ЕСКД – это документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности, строительства, транспорта.
Рамка для дипломной работы – это элемент оформления страниц, к которому предъявляются строгие требования по оформлению. Рамка состоит из самой рамки и таблицы внизу страницы, которую заполняют информацией. Таблица называется – штамп.
Оформление рамок регламентируется ГОСТом 2.301-68, а оформление штампа — ГОСТом 2.104-68.
В тексте допускается использование нумерованных и маркированных списков. Списки оформляются как основной текст. В маркированных списках в качестве маркера используют тире «–». В нумерованных используют арабские цифры.
Если задаться целью кратко выразить весь проект, то получится аннотация к дипломной работе. Она содержит актуальность и методы исследования.
Аннотация пишется после того, как работа уже закончена. Помимо основных выводов, в ней указывается тема и общий объём работы, данные о составителе и учебном заведении, год выполнения работы, перечень изученных вопросов, количество использованных графических элементов и приложений.
По объёму аннотация должна быть не более чем на 2000 знаков печатного текста. Текст должен содержать цель и краткую характеристику выполненной работы, достигнутые результаты, указание сферы, в которой надлежит применять результаты исследования, основные показатели и т.п.
В конце аннотации должен быть абзац с указанием количества страниц, приложений, таблиц, рисунков и пр. Само слово “аннотация” пишется прописными буквами в виде заголовка, без обязательного отступа.
Смысл аннотации в том, чтобы максимально сократить объём источника, сохранив суть его содержания. Что ещё подразумевает оформление аннотации.
Рассмотрим пример оформления аннотации:
Смысл аннотации в ответе на вопрос: “В чем заключается содержание первичного текста?”. Это позволяет создать представление о теме и вопросах, которые затрагиваются в тексте первоисточника.
Аннотация состоит из библиографического описания и самого текста. В библиографическое описание входит номинативная информация об авторе, месте и времени издания, а также название.
В состав текста входят две части. В первой должна быть сформулирована тема и поставлена цель для обучающегося, перечислены основные положения источника и факультативно приведена его композиция. Вторая часть подразумевает указание субъекта первичного текста. Обычно адресат понятен из контекста.
Способ отбора информации, язык и жанр композиции должны соответствовать особым требованиям. Построение композиции должно быть внутренне логичным, допускаются отличия от первоисточника.
Чтобы проверить, насколько результаты проведённых исследований пригодны для достижения установленных целей, проводится апробация дипломной работы.
Рассмотрим пример оформления апробации:
Этот термин подразумевает установление качеств или утверждение. Чтобы оценки этапов исследования, сделанных выводов и практических предложений были объективными, стоит проводить апробацию с самого начала работы.
Она может осуществляться, как:
Объективную оценку проведённая работа может получить только в соответствующем кругу, представленном компетентными учёными и научными коллективами. Апробация является стимулом к поиску новых источников для проведения более глубокого исследования.
После выполнения работа подлежит рецензированию. Для чего это нужно и как написать рецензию на дипломную работу? Рецензия представляет собой письменный разбор текста проекта.
Как правило, для её написания существует стандартная схема и используется специальный бланк. Претендовать на утверждение в качестве рецензента могут специалисты педагогического состава первой и высшей категорий квалификации, а также научных учреждений.
Рецензия дипломной работы выполняется по следующему плану:
В качестве заключения делается вывод о соответствии дипломной работы предъявляемым требованиям, об оценке, которую она заслуживает, рекомендуется ли работа к защите и заслуживает ли её автор присвоения квалификации, соответствующей избранной специальности или профессии.
Рецензент, подписывая рецензию, должен указать свое учёное звание, должность и место работы.
Рецензия на дипломную работу – это документ, который содержит общее описание и оценку проведенного исследования.
Рассмотрим пример оформления рецензии:
Рецензент должен быть специалистом как по проблеме выпускной квалификационной (дипломной) работы, так и по соответствующей отрасли, по материалам которой выполнено исследование.
При анализе работы рецензент оценивает:
Результатом рецензии является вывод рецензента о соответствии представленной работы исходным требованиям, и о возможности ее защиты, а также оценка от рецензента.
Выпускник должен быть ознакомлен с содержанием рецензии до защиты работы и расписаться в рецензии. Внесение изменений в работу после получения рецензии не допускается.
Защита дипломной работы проводится с целью определения соответствия результатов освоения выпускниками основных профессиональных образовательных программ. К государственной (итоговой) аттестации допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план.
Проводится защита на открытом заседании ГАК с участием не менее двух третей ее состава. Состав членов ГАК утверждается директором не позднее, чем за три недели до начала работы комиссии.
Расписание защиты ВКР утверждается не позднее, чем за две недели до начала работы ГАК.
По окончанию защиты обучаемым, принимается решение о результатах большинством голосов комиссии. Голос председателя ГАК является решающим. Решение доводится до сведения студентов в день защиты.
По положительным результатам ГАК принимает решение о присвоении выпускнику квалификации и выдаче диплома.
В этой статье мы рассмотрели наиболее важные аспекты по теме: оформление дипломной работы по ГОСТу. Грамотное оформление, соблюдением установленных норм не только позволит получить заветный допуск к защите, но и способствует высокому баллу на защите проекта.
Презентация дипломной работы представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в дипломной работе, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого объекта.
Презентация диплома содержит основные положения для защиты, графический материал – диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрируют предмет защиты диплома. Презентация нужна для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту.
В разработке презентации выделяют два этапа:
Презентация дипломной работы представляет собой визуальную подачу материала исследования, подкрепленную комментариями дипломника.
Презентация, которую демонстрируют на экране, служит дополнительным инструментом и визуальной поддержкой для речи студента. Каким образом должна выглядеть защита дипломной работы?
Презентация представляет собой набор слайдов, который предназначен для иллюстрации доклада. Важно разбить материал на логические разделы, чтобы аудитория могла более эффективно его воспринимать. В начале работы рекомендуется включить краткое содержание.
Структура содержания должна быть ясной. Если выступление будет последовательным и понятно организованным, слушателям будет легче следить за временем и не потеряться в основных идеях.
Ключевым моментом является соответствие текста доклада и визуальных материалов. Доклад готовится в первую очередь, а затем создаются слайды.
Также необходимо учитывать, что для выступления существуют определенные временные рамки, не превышающие 10 минут. В среднем, на слайд с умеренным содержанием отводится от 30 до 90 секунд. Эти временные ориентиры помогут правильно рассчитать количество слайдов.
Важные моменты:
Структура презентации на защиту диплома является основой или, если угодно, базой, дающей общее понятие содержания проекта.
Основные части презентации:
Текст, который готовится заранее для выступления на защите – и есть речь на защиту дипломной работы. В нём содержатся все главные тезисы проекта, поэтому он представляет собой своеобразную подсказку для студента. Если речь составлена правильно, то это гарантирует успешное выступление.
В процессе подготовки доклада, нужно перечитать работу выделить важные моменты в ней. При этом их взаимосвязь и объём значения не имеют. Затем все выбранные фрагменты нужно соединить в единый текст, обеспечив ему логическую связь.
Излагаемые в докладе мысли должны быть взаимосвязаны.
Основные пункты, из которых состоит речь:
План доклада менять нельзя, тогда как структура речи может претерпевать изменения, ориентируясь на специфику темы.
Подготовка дипломной работы – обязательный этап, по результатам которого члены проверяющей комиссии определяют умение выпускника выбирать и анализировать информацию, а также делать выводы и составлять эффективные рекомендации. Даже если проходит защита диплома дистанционно это значит, финальная работа будет презентована учебной комиссии посредством видеоконференции.
В первую очередь нужно проверить наличие интернета и качество связи. Если слишком медленный интернет, то связь между несколькими людьми может прерваться.
По факту, процесс проходит традиционно, но через компьютер:
В первом случае учащийся заранее отправляет научному руководителю свой логин, во втором приглашение для участия в конференции ему пришлют прямо перед защитой.
Как защита начнется, выпускник представляется, приветствует членов комиссии, и выводит на экран страницу паспорта с фотографией. Далее, включает презентацию и начинает доклад. По завершении, он должен снова переключить изображение на себя, чтобы экзаменаторы убедились, что перед монитором по-прежнему он;
Как правило, время на защиту строго регламентировано, поэтому долго вас мучить не станут. Как только комиссия будет удовлетворена, сеанс связи завершится. Результаты и общее впечатление о работе сообщает научный руководитель.
В процессе обучения студенты сталкиваются с различными видами заданий, которые могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выполняемыми дома или в классе. Давайте сравним дипломную работу и курсовую.
Курсовая работа является следующим этапом научного исследования после написания реферата. Она должна включать цель, задачи, объект, предмет и гипотезу исследования. В структуре и оформлении курсовая работа уже приближается к традиционным требованиям научных проектов.
Дипломный проект представляет собой итоговое квалификационное исследование, завершающее подготовку специалиста. В процессе его написания студент применяет знания и навыки, приобретенные в ходе обучения, и осваивает методы проведения полноценного научного исследования.
Дипломная работа проходит этапы предзащиты на кафедре и защиты перед Государственной комиссией, а результаты фиксируются в приложении к диплому. В отличие от курсовой работы, дипломная требует более глубокого анализа.
Основные отличия между курсовой и дипломной работой заключаются в их масштабе и сложности. Курсовая работа выполняется несколько раз в году, в то время как дипломная создается всего один раз за весь период обучения.
Также дополним статью реальными примерами, образцами выполненных дипломных работ нашими преподавателями. Визуальные материалы всегда наглядно покажут, как именно по итогу должен выглядеть файл, как делать оформление дипломной работы на пятерку.