Звуковысотная линия

Всякая звуковысотная линия представляет собой чередование подъемов и спадов, скачков и поступенного движения, разного рода повторения звуков различной протяженности, мотивов, фраз. От сочетания этих элементов зависит характер выразительности звуковысотной линии.

Предпосылки музыкальной выразительности проявляются, в частности, в направлении движения. Так, общее нисходящее движение может ассоциироваться со спадом напряжения, с успокоением, а восходящее — с увеличением напряжения, накоплением динамики развития.

Эти общие предпосылки выразительности связаны с особенностями нашего восприятия: слушая ту или иную мелодию, мы мысленно как бы пропеваем ее, при этом, независимо от нашего желания, мысленному пропеванию соответствует напряжение или успокоение голосовых связок.

Напряжение голосовых связок происходит при движении мелодии вверх, успокоение — при движении вниз.

Общему спокойно-задумчивому характеру мелодии из Четвертой симфонии Чайковского (пример 302) во многом способствует уравновешенность подъемов и спадов звуковысотной линии.

Значительно более динамичными являются мелодии, где чередование подъемов и спадов приводит к ярко выраженной кульминации — высшей точке напряжения, приходящейся обычно на самый высокий звук мелодии.

Важную роль играет и местоположение кульминации, часто падающей на так называемую точку золотого сечения. Эта точка находится примерно в середине второй половины мелодии, а точнее — в третьей четверти от общей протяженности мелодии*

[Точка золотого сечения — понятие, взятое из математики, где оно означает такое деление (например, отрезка прямой), при котором бОльшая часть относится к меньшей, как целое к большей части. В классической музыке — как в небольших построениях, так и в крупных разделах музыкальной формы (например, частях симфонии) — точка золотого сечения обычно совпадает с кульминацией]:

Adagio assai                                                                         Л. Бетховен. Симфония № 3, ч. II

Существенную роль в звуковысотной линии играет соотношение скачков и поступенного движения. Поступенное движение придает мелодии плавность, певучесть.

Это связано с особой ролью для мелодического движения интервала секунды, способствующей плавности, как бы «перетеканию» одного звука в другой.

При движении мелодии по иным интервалам (например, терциям и интервалам большей ступеневой величины) в слуховой памяти легко сохраняется «след» предыдущего звука, так как оба звука сливаются для нас в гармонический интервал или аккорд.

Движение же по секундам как бы «зачеркивает» каждым последующим звуком предыдущий, создавая ощущение плавного перехода. В большинстве случаев скачки воспринимаются как «поющие» тогда, когда они сочетаются с поступенным движением по принципу скачка с заполнением.

Этот принцип заключается в том, что после скачка следует поступенное движение (а иногда и скачок) в противоположном направлении, что и придает скачку напевность.

Allegretto                                                                                         А. Варламов. Красный сарафан

И наоборот, в том случае, если поступенное движение прерывается скачком, то он, как правило, бывает в противоположную сторону:

Умеренно                                                                             П. Чайковский. Сладкая греза

При соблюдении принципа «скачка с заполнением» сами скачки не противоречат плавности мелодической линии и певучести мелодии.

Если же количество скачков в мелодии велико или они не сочетаются с противонаправленным поступенным движением, напевность мелодии снижается, что нередко можно наблюдать в мелодике инструментальной, чаще всего заметно отличающейся от мелодики вокальной. Такова, например, мелодия побочной партии из Седьмой симфонии С. Прокофьева:

 [Moderato]                                                                           С. Прокофьев. Симфония № 7, ч. I

В приведенном примере почти отсутствует поступенное движение, преобладающие скачки не уравновешиваются не только противоположным поступенным движением, но хотя бы противоположными скачками: скачки следуют подряд в одном направлении.

Перед нами типичная инструментальная мелодия. Ее напевному звучанию в оркестре способствует не плавность мелодической линии, а другие обстоятельства, лежащие вне данной мелодии (особый тип оркестровки, заставляющий «петь» каждый отдельный звук мелодии).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)