Михаил Александрович Врубель

Он впитал в себя ту модерновую стихию конца XIX — начала XX в., которая в то время уже заявила о себе в архитектуре, а позже составила основу для экспрессионизма и прошла через все XX столетие. По грандиозности замыслов и напряженности исканий Врубель напоминает А. Н. Скрябина в музыке.

Его мастерство колорита, достигавшее изумительных результатов в рисовке цветных переливов («Жемчужина», 1904) и самоцветных камней («Демон», 1890), его попытки творческого перевоплощения природы, его наибольшее приближение к настроению истинно религиозного живописца — все это только малые осколки того, чего он хотел достигнуть.

Завораживающее действие фиолетовых тонов и огромных глаз навсегда остается в памяти тех, кто знакомится с творчеством этого оригинальнейшего художника.

Родоначальником русского импрессионизма стал Константин Алексеевич Коровин (1861 — 1939). Яркий колорит, «фонтаны цветов», «праздник для глаз» выдвигаются у него на первое место.

Среди импрессионистов можно назвать Филиппа Андреевича Малявина (1869—1940), шокировавшего зрителей морем разливанным красной краски и ухарской русской гульбой в своих «Бабах».

Здесь же уместно вспомнить о Борисе Кустодиеве с его «Русской Венерой» и о колористе Александре Головине.

Самобытным художником был Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870—1905) с его характерными сизоголубыми тонами.

«Бледно-синие и матово-спокойные тона, дрожащие, неземные силуэты, прозрачные стебли мистических цветов… на всем дымка несказанного, постигаемого лишь смутным предчувствием», — так увидел его полотна П. Н. Милюков.

Борисов-Мусатов, пожалуй, ближе всего к символистам. К специфически русским чертам Борисова- Мусатова относят поэтизацию помещичьей усадьбы.

Среди нового поколения художников 1880—1890-х гг. выделяются Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) с его зловещим «Апофеозом войны» (1871) и Василий Дмитриевич Поленов (1844—1929).

Конец XIX в. характеризуется попытками создать русский стиль в предметах обихода, в мебели, утвари, коврах, орнаментах и т.д. Обосновывается мысль о всеобщности красоты.

Данную программу пытались осуществить в Абрамцевском кружке художников, сложившемся в 1870—1880-е гг. в подмосковном имении крупного промышленника и мецената С. И. Мамонтова. В кружок входили В. М. Васнецов, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Я. Головин, М. А. Врубель, В. Д. и Е. Д. Поленовы. Кружку была свойственна ориентация на отечественные традиции.

Аналогично мастерским в Абрамцево были организованы художественные мастерские княгини М. X. Тенишевой в ее имении Талашкино под Смоленском, в которых также развивались сюжеты, формы, колористика, композиционные правила народного творчества.

Здесь работали Н. К. Рерих, принимавший участие в строительстве церкви в Талашкино, и С. В. Малютин, придумавший, казалось бы, всегда существовавшую русскую матрешку.

В XIX в. возводится множество памятников, в том числе на народные пожертвования. Это монументы в честь Тысячелетия России в Великом Новгороде (М. О. Микешин, 1862), победы на Куликовом иоле (А. П. Брюллов, 1847), памятник русским гренадерам, павшим под Плевной в 1777 г. (В. В. Шервуд, 1887).

С 1820-х гг. к памятникам монархам и военным добавляются памятники древним мыслителям (их включают в композицию фасада Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, построенной К. Росси) и русским писателям.

В Москве возводятся памятники А. С. Пушкину (А. М. Опекушин, 1880) и первопечатнику Ивану Федорову (С. М. Волнухин, 1909), в Петербурге — памятник И. А. Крылову (П. К. Клодт, 1848—1855), в Казани — Г. Р. Державину (1846), в Симбирске — Н. К. Карамзину (1845) и др. Строятся триумфальные арки, колонны, обелиски.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)