Николай Алексеевич Некрасов

Сын небогатого дворянина, приехав в молодости в Петербург, он разделил судьбу многих писателей-разночинцев.

Некрасов проклял дворянский мир, «где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства» («Родина»). Однако он не принял и новый пореформенный мир, став «печальником народного горя».

В Некрасове видят синтез двух типов 1850—1860-х гг. — кающегося дворянина с его «уязвленной совестью» и разночинца с его «возмущенной честью». Значение Некрасова в том, что он наиболее полно выразил дух интеллигенции XIX в., как в XVIII в. это сделал А. Н. Радищев.

Но если во времена Радищева интеллигенция только зарождалась и на его призыв мало кто откликнулся, то за Некрасовым потянулись широкие слои разночинной интеллигенции. Издаваемый Некрасовым журнал «Современник» стал самым читаемым в России.

Около него сформировался кружок критиков, которые стали властителями дум молодого поколения, — Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и примыкавший к ним по духу, но печатавшийся в других журналах Д. С. Писарев.

Одним из наиболее известных в русской поэзии остается некрасовский вопрос из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»:

Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил:
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Этот вопрос в школьных учебниках литературы советского периода называли риторическим. Однако он стоит во всей своей сложности до сих пор.

Освобождение крестьян, казалось, сделало Некрасова сдержанным оптимистом:

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.

Есть и другой вопрос Некрасова, который часто повторяется вплоть до наших дней: «Кому на Руси жить хорошо?» Исполнение гражданских обязанностей Некрасов ставил выше творчества: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Он воспел ту интеллигенцию, которая жертвенно служила народу:

За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безунрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

Образцом такого интеллигента для Некрасова был Н. А. Добролюбов, памяти которого посвящены следующие строки:

Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать…
Ты жажде сердца не дал утолен ья;
Как женщину, ты родину любил…

К высшим достижениям поэта относятся произведения, которые становятся народными. Некрасову здесь повезло, пожалуй, больше, чем другим: «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»), «Коробейники» («Эх, полным-полна моя коробочка…»).

В конце жизни Некрасов так писал о своей Музе:

Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)