Михаил Юрьевич Лермонтов

Творчество Лермонтова также относится к началу золотого века русской культуры. Символично, что он, как и Пушкин, умер молодым.

В них обоих были потенции золотого века, которые в наиболее развитой форме проявились у других, достигших более зрелого возраста писателей. Поэзия — это вообще молодость мира, поэты часто умирают молодыми.

Сравнивая Лермонтова с Пушкиным, можно сказать, что Лермонтов был тот же и одновременно другой («Нет, я не Байрон, я другой»), более неугомонный, и вписываться в свет никак не хотел. Он погиб в 26 лет, еще более молодым, чем Пушкин, и еще меньше раскрыв свой талант.

Остается только гадать, кем он мог бы стать и что мог бы создать, доживи хотя бы до возраста Пушкина, не говоря уже о летах Льва Толстого.

Ранняя смерть Лермонтова создает ощущение, что он знал что-то очень важное, но ушел, не успев передать этого людям.

Дуэль защищает честь человека, но ее обратная сторона — устранение девиантных натур, в том числе гениев. Посредством дуэли были уничтожены два гения первой половины XIX в. — Пушкин и Лермонтов.

В школе мы учим наизусть стихотворение Лермонтова «Родина», но до нас с трудом доходит, что он действительно любил отчизну странною любовью. Затем идет патриотическое стихотворение «Бородино», историческая «Песнь о купце Калашникове», и все как будто становится на свои места.

Лермонтов страстно стремился к свободе и в данном стремлении доходил до воспевания олицетворения свободной воли в виде демона. В широте исканий его и его героев — широта русского национального характера.

Лирика Лермонтова пронизана печалью максимализма:

Любить… но кого же?., на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.

Как и Пушкин, Лермонтов в конце своей недолгой жизни приходит к прозе и создает роман «Герой нашего времени», описав в нем еще одного «лишнего» человека — Григория Александровича Печорина, который так же близок к Онегину, как северная река Печора к Онеге.

Печорина мучает вопрос: «…зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Лермонтов ушел из жизни, так и не ответив на вопрос, который мучил потом всю русскую культуру.

Существует плеяда поэтов пушкинской поры, творчество которых в целом заставило говорить о золотом веке русской культуры:

• Евгений Абрамович Баратынский (1800—1844), оригинальный лирик философского склада, чьи стихотворения часто становились романсами («Не искушай меня без нужды» и др.);

• Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805—1827), сумевший за неполные 22 года жизни создать гениальный произведения;

• Иван Иванович Козлов (1779—1840), написавший знаменитое стихотворение «Вечерний звон», которое стало классикой русской народной песни;

• Кондратий Федорович Рылеев (1795—1826), один из руководителей декабристского восстания, известный также как автор стихотворения «Смерть Ермака», которое стало песней («Ревела буря, гром гремел…»);

• Денис Васильевич Давыдов (1784—1839), поэт-партизан, герой Отечественной войны 1812 г.;

• Федор Николаевич Глинка (1786—1880), участник наполеоновских войн, автор песни «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…»);

• Александр Иванович Полежаев (1804—1838), отданный Николаем I в солдаты за легкомысленную поэму «Сашка»;

• Николай Михайлович Языков (1803—1846), автор стихотворения «Пловец», также ставшего народной песней («Нелюдимо наше море…»);

• Алексей Васильевич Кольцов (1809—1842), истинно народный поэт, воспевший крестьянский труд («Раззудись, плечо! Размахнись рука!»);

• князь Петр Андреевич Вяземский (1792—1878), друг А. С. Пушкина, автор стихотворения «Еще тройка» («Тройка мчится, тройка скачет, Вьется пыль из-под копыт. Колокольчик звонко плачет, И хохочет, и визжит…»).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)