Значение информационной культуры для современного человека

Информатизация современного общества повышает значимость формирования информационной культуры личности, понимаемой как систематизированная совокупность знаний, умений, навыков и обеспечивающей оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности.

Существуют четыре основных подхода к определению информационной культуры:

  1. Информационный: информационная культура — владение информационными технологиями и способность использовать их в образовательно-воспитательном процессе, совокупность устойчивых навыков эффективного применения информационных технологий и мотивации их использования в педагогической деятельности.
  2. Технологический: информационная культура — техника работы с информацией как совокупность знаний, умений, навыков, владение технологиями поиска, переработки, осмысления, трансляции и передачи учащимся учебной и иной информации.
  3. Коммуникационный: информационная культура — культура обмена информацией, выражения мыслей в различных формах.
  4. Культурологический: информационная культура — социально обусловленный элемент общей культуры, включающий ценности, связанные с взаимодействием человека и информации, культуру мышления, видение мира, информационное мировоззрение, адекватное современному обществу, ориентацию в информационной среде.

В последнее время усиливается тенденция к первому подходу, то есть целостному рассмотрению информационной культуры личности с позиций интеграции информационного и культурологического компонентов. Вследствие этого информационная культура рассматривается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанная с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей.

Изучение информационной культуры предполагает развитие следующих навыков:

  1. Владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества (компьютерная грамотность).
  2. Способность использовать различные поисковые системы, организовывать сложные поисковые запросы при помощи встроенных операторов.
  3. Способность работать с различными информационными ресурсами сети Интернет.
  4. Умение реализовывать мероприятия по получению данных, необходимых для решения профессиональных задач.
  5. Умение использовать специальные программные средства для поиска юридически значимой информации.
  6. Умение ориентироваться в правовых нормах, связанных с распространением и использованием информации.

Поиск информации для решения различных проблем связан с понятием информационного дефицита, то есть недостатка необходимой информации. Выделяют четыре типа информационного дефицита.

Фактографический — отсутствие информации о конкретных реально существующих или существовавших объектах, процессах или явлениях.

Пример фактографического дефицита: отсутствие информации о численности населения Санкт-Петербурга в 2013 г.

Обычно фактографический дефицит легко устраняется при обращении к различным источникам информации (словарям, справочникам, энциклопедиям, в том числе электронным и т. п.), но только в случае общеизвестных фактов либо фактов, подлежащих обязательному разглашению (например, бухгалтерский баланс организации).

Напротив, в случае фактов, не подлежащих разглашению (например, медицинский диагноз пациента), доступ к ним ограничен, и лицам, таким доступом не обладающим, придётся столкнуться со значительными трудностями при получении данной информации.

Аналитический — отсутствие информации, необходимой для решения научной проблемы. Научная проблема предполагает абсолютное отсутствие информации в противовес учебной, в случае которой информация отсутствует не вообще, а только у субъекта, ищущего решение проблемы. Научная проблема предполагает создание абсолютно нового знания, учебная — ознакомление с уже имеющимся в распоряжении общества знанием.

Примеры научных проблем: продовольственная проблема; глобальное потепление.

Примеры учебных проблем: подготовка к зачёту; решение уравнения.

Пример аналитического дефицита: отсутствие информации о первом этапе развития Вселенной.

Отличие фактографического дефицита от аналитического состоит в том, что преодоление аналитического дефицита связано с активным когнитивным процессом, направленным на переработку известной информации и генерирование нового знания, в то время как разрешение фактографического дефицита предполагает всего лишь поиск уже известного факта.

Документографический — отсутствие необходимого документа, содержание которого не может быть сформулировано иначе, либо искомый документ уникален по содержанию.

Пример документографического дефицита: отсутствие текста Жалованной грамоты дворянству 1785 г., необходимого для сдачи зачёта по истории.

Интересно
Конечный результат поиска, направленного на удовлетворение документального дефицита, — найденный конкретный документ. Крайним случаем документального дефицита является нехватка конкретного экземпляра документа (например, книги с дарственной надписью).

Сложность в удовлетворении документографического дефицита определяется уровнем ограничений на доступ к документу. В этой части особенности документографического и фактографического дефицита аналогичны.

Однако есть и важное отличие: фактографический дефицит может быть удовлетворён за счёт любого документа, содержащего необходимый факт (например, даты жизни Петра I можно узнать из любой энциклопедии по истории России либо из электронных ресурсов: найденные даты при этом не будут различаться в зависимости от источника информации), с другой стороны, документографический дефицит может быть удовлетворён только за счёт одного конкретного документа либо ограниченного их набора (например, если преподаватель требует определение понятия по лекциям, то для сдачи экзамена необходимо будет воспользоваться именно лекциями, а учебники, содержащие другие, даже весьма схожие определения, не смогут удовлетворить информационный дефицит).

Концептографический — отсутствие готовой концепции, подхода, точки зрения.

Пример концептографического дефицита: отсутствие национальной идеи в России.

Удовлетворение концептографического дефицита является наиболее трудной задачей из всех перечисленных. Причина этого — объективная сложность процесса создания новой концепции либо подхода, что требует сбора и творческой переработки большого массива информации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)