История живописи и скульптуры

Иконописцы со всей России доставлялись в Москву, так что ко второй половине XVII в. образовалась школа московских «государевых изографов».

В ней устанавливается единообразный эклектический стиль. Усиливается западное («фряжское») влияние — немецкое, позже нидерландско-фламандское, с которым боролся Аввакум, приписывая замысел писать святых «будто живых» своему противнику Никону.

Появляется в русской живописи в последней четверти XVII в. и трехмерное пространство — одна из особенностей русского Возрождения (у итальянцев, родоначальников Ренессанса, это произошло на рубеже XII—XIV вв.).

В XVII в. живописцы начали писать портреты светских людей — парсуны (искаженное персона в значении особа, лат. persona — личность, лицо). Парсуна — яркое проявление русского Возрождения в живописи, соответствующая тому, чем отличалось Возрождение от предшествующей средневековой живописи в Европе.

Первые парсуны появились во второй четверти XVII в. Это были изображения царя Федора Иоанновича, боярина Скопина-Шуйского и др. В начале XVIII в. портретная живопись достигает своего расцвета в творчестве Андрея Матвеева (1701—1739) и Ивана Никитина (ок. 1690—1742).

Все жанры постепенно теряли свои высокие эстетико-калокагатийные качества и наполнялись историко-бытовым содержанием. Помимо портретного жанра в моду входили пейзажный, бытовой и жанр натюрморта.

Возникает стремление к более точному отражению природы и быта. Повторялось то живописное овладение вещами, которое происходило в европейском Ренессансе. Стиль русской живописи XVII в. определяется как декоративно-новеллистический с элементами наивного реализма.

Наиболее известный живописец XVII в. — Симон Ушаков (1626—1686), который заведовал убранством и ремонтом Московского и Коломенского дворцов царя Алексея Михайловича. Среди русских художников XVIII в. следует отметить:

• Алексея Антропова (1716—1795), писавшего строго официальные парадные портреты важных придворных дам;

• крепостного Ивана Аргунова (1727—1802), который изображал как знатных господ, так и крестьян;

• Михаила Шибанова (вторая половина XVIII в.), в произведениях которого просматриваются мотивы будущих передвижников;

• Дмитрия Левицкого (1735—1822), писавшего и парадные, и камерные портреты;

• Федора Рокотова (1735—1808), создателя одухотворенных образов А. П. Струйской (1772), Е. В. Санти (1785) и др.;

• Владимира Боровиковского (1757—1825), чей портрет М. И. Лопухиной (1797), пожалуй, лучшая русская картина XVIII в. Это первая «знакомая незнакомка», за которой последуют незнакомки Ивана Крамского и Александра Блока.

Распространялась гравюра в виде лубочной картинки. Самому Петру I принадлежит гравюра 1698 г. По утверждению П. Н. Милюкова, «народные картинки» того времени овладели всем содержанием любимых народных книжек и легенд. Живописные полотна на стенах и потолках дворцов создавали иллюзию связи интерьера с внешним миром.

Немаловажным был вклад живописцев в создание архитектурной среды. Они создавали великолепные живописные плафоны, сюжетные и орнаментированные, которые украшали интерьеры дворцов и особняков.

Наряду с полихромной живописью получает распространение монохромная тоновая живопись — гризайль (фр. grisaille, от gris — серый), имитирующая скульптурные рельефы. Традиционное для Руси искусство резьбы по дереву широко используется для обработки иконостаса (Рождественская церковь в Нижнем Новгороде).

Яркая страница в истории русского искусства — резные золоченые иконостасы петровского времени, среди которых особенно известны иконостасы работы Ивана Зарудного.

В 1757 г. в Петербурге учреждается задуманная еще Петром I Академия трех знатнейших художеств — ведущее художественное учреждение страны.

Именно в Академии стал господствовать в качестве ведущего живописного и архитектурного жанра классицизм с примесью сентиментализма и романтизма. Реализм сначала вошел в портрет и пейзаж.

От XVII в. до нас дошло мало скульптуры, главным образом деревянной. Особенно интересна пермская деревянная скульптура, которая сумела удержать единство глубокого содержания и монументальной формы.

Самым известным скульптором XVIII в. был сын крестьянина-помора Федот Шубин (1740—1805). Один из крупнейших представителей русского классицизма Михаил Козловский (1753—1802) создал знаменитую статую Самсона, входящую в каскад фонтанов перед дворцом в Петергофе.

Появились памятники. Первый из них и по времени и но значению — «Медный всадник» Этьена Мориса Фальконе (1716—1791) и его ученицы Мари Анн Коло (1748— 1821 ), открытый на Сенатской площади в 1782 г. и ставший одним из символов города на Неве.

После памятника Петру I последовали памятники Суворову, Кутузову, Барклаю де Толли, Минину и Пожарскому.

Скульптура участвует в украшении зданий. В эпоху барокко декор «распластовался» по поверхности стен и венчал силуэты зданий.

В эпоху классицизма скульптуре отводятся строго определенные места в композиционной иерархии: рельефы в тимпанах фронтонов, на аттиках, в четко очерченных нишах на фасаде, реже в виде протяженных фризов (например, Адмиралтейство А. Захарова); «круглая» скульптура — в венчаниях зданий или в ансамбле парадных лестниц.

Сюжеты приобретают аллегорический смысл: российским городам как бы покровительствуют великий Аполлон, богиня разума Афина, царь морей Нептун, богиня правосудия Фемида, воинскую доблесть символизируют фигуры Победы, военные трофеи («арматура»), венки, фигуры воинов в античных одеяниях1.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)