Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов

Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов (далее – Женевский акт) ратифицирован Российской Федерацией в 2017 г., соответствующий Федеральный закон вступил в силу 2 октября 2017 г.

Вышеуказанное Гаагское соглашение – это Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов (пересмотренное 28 ноября 1960 г.), переименованное в Гаагское соглашение о регистрации (п. “i” ст. 1 Женевского акта).

“Международная регистрация” в соответствии с п. “vi” ст. 1 Женевского акта означает международную регистрацию промышленного образца, осуществленную в соответствии с Женевским актом; “международная заявка” означает заявку на международную регистрацию (п. “vii” ст. 1 Женевского акта).

Участницами Женевского акта являются более 50 стран, включая Европейский союз, США, Швейцарию, Южную Корею, Японию. Каждое государство или межправительственная организация – участники Женевского акта (далее – Договаривающиеся Стороны) обязуются соблюдать положения Парижской конвенции в отношении промышленных образцов (ст. 2 Женевского акта).

Право на подачу международной заявки в соответствии со ст. 3 Женевского акта имеют:

  • лицо, являющееся гражданином государства, которое является Договаривающейся Стороной;
  • лицо, являющееся гражданином государства – члена межправительственной организации, которая является Договаривающейся Стороной;
  • лицо, имеющее постоянное или обычное местожительство на территории Договаривающейся Стороны;
  • лицо, имеющее на территории Договаривающейся Стороны действительное и нефиктивное промышленное или торговое предприятие.

Международная заявка подается по выбору заявителя либо непосредственно в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, либо через ведомство Договаривающейся Стороны заявителя, т.е. орган, которому Договаривающаяся Сторона поручила предоставление охраны на промышленные образцы, имеющий действие на территории этой Договаривающейся Стороны (например, для Российской Федерации – Роспатент).

Содержание международной заявки подробно определяется ст. 5 Женевского акта.
Международная заявка, согласно ст. 4 Парижской конвенции, может содержать заявление о приоритете одной или нескольких предшествующих заявок, поданных в любой стране – участнице Парижской конвенции или стране – члене Всемирной торговой организации либо в отношении такой страны (п. “a” ст. 6 Женевского акта).
По общему правилу датой международной регистрации считается дата подачи международной заявки (подп. “a” п. 2 ст. 10 Женевского акта).

Сведения о международной регистрации публикуются Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, также направляющим экземпляр опубликованных сведений о международной регистрации каждому указанному ведомству Договаривающейся Стороны.

По общему правилу, начиная с даты международной регистрации, международная регистрация имеет в каждой из указанных Договаривающихся Сторон такое же действие, что и правильно оформленная подача заявки на предоставление охраны на промышленный образец в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны (п. 1 ст. 14 Женевского акта).

Международная регистрация первоначально производится на пять лет, считая с даты международной регистрации, и может продлеваться на дополнительные периоды по пять лет каждый в соответствии с предписанной процедурой и при условии уплаты предписанных пошлин (п. п. 1 и 2 ст. 17 Женевского акта).

Российская Федерация ратифицировала Женевский акт с заявлениями (ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 2017 г. N 55-ФЗ “О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов” (далее – Закон о ратификации)).

Так, в соответствии с п. 2 ст. 7 Женевского акта Российская Федерации заявила, что в связи с любой международной заявкой, в которой указана Российская Федерация, и в связи с продлением любой международной регистрации, осуществленной в результате подачи такой международной заявки, предписанная пошлина за указание заменяется на индивидуальные пошлины за указание Российской Федерации в качестве государства, на территории которого имеет действие международная регистрация промышленного образца.

Во исполнение вышеуказанных положений принято Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2017 г. N 1152 “Об утверждении размеров индивидуальных пошлин за указание Российской Федерации в качестве государства, на территории которого имеет действие международная регистрация промышленного образца”.

В соответствии с данным проектом предлагается установить пошлину за указание Российской Федерации в качестве государства, на территории которого имеет действие международная регистрация промышленного образца, на первые пять лет в размере 11 900 руб. плюс 2500 руб. за каждый промышленный образец группы промышленных образцов свыше одного. В последующем размеры пошлины возрастают, достигая к 25-му году охраны 120 000 руб.

Российской Федерацией сделаны восемь заявлений при ратификации Женевского акта, в том числе заявлено, что промышленные образцы, являющиеся объектом одной и той же заявки, должны отвечать требованию единства замысла (п. 4 ст. 1 Закона о ратификации); российское законодательство не предусматривает отсрочки публикации сведений о промышленном образце (п. 2 ст. 1 Закона о ратификации); действие международной регистрации на территории Российской Федерации начинается со дня направления Роспатентом в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности уведомления о предоставлении охраны.

В связи с ратификацией Российской Федерацией Женевского акта Министерством образования и науки РФ подготовлен проект федерального закона “О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с ратификацией Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов и совершенствовании национальной процедуры регистрации”.

Согласно пояснительной записке к данному законопроекту процедура международной регистрации является более комфортной для заявителя, так как предоставляет возможность сокращения сроков получения правовой охраны, снижает издержки и усилия заявителя на получение охраны на территории нескольких государств.

Для повышения конкурентоспособности национальной системы регистрации промышленных образцов, в том числе сокращения сроков экспертизы и повышения ее качества, указанным законопроектом предлагается предоставить заявителю возможность прилагать к материалам заявки трехмерные модели заявляемых изделий.

Такой подход со временем позволит использовать алгоритм распознавания и сопоставления представленных моделей с имеющимися в базе с помощью различных алгоритмов, в том числе нейроморфных, обеспечивать поиск схожих объектов.

Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что Женевским актом предусмотрено действие международной регистрации, эквивалентное национальному предоставлению охраны промышленному образцу, не требующее внесения изменений в ГК РФ.

Вместе с тем обращается внимание на то, что ратификация Российской Федерацией Женевского акта может явиться причиной снижения востребованности национальной процедуры регистрации промышленных образцов, учитывая относительно небольшое количество ежегодно регистрируемых в нашей стране промышленных образцов (до 5,5 тыс. единиц в год, при этом, например, в 2015 г. 59% от общего числа поданных заявок составили заявки от иностранцев).

Дискуссия. В связи с обсуждением Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, ратифицированного Российской Федерацией, выявлены две проблемы, не имеющие однозначного решения.
Так, возможность подачи “прямой заявки” (т.е. заявки, подаваемой непосредственно в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности) актуализировала вопрос обеспечения интересов национальной безопасности.

Формально-юридически проблема обусловлена следующим. Статья 1395 ГК РФ, согласно п. 1 которой заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну, не включает указания на промышленные образцы.

При этом вступающие в силу со 2 октября 2017 г. изменения Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 “О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну” не могут устранить пробел, имеющий место на законодательном уровне (далее – Постановление N 928).

В соответствии с п. 2 Правил проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну, утвержденных Постановлением N 928, проверке подлежат все заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации (далее – заявка), поданные в Федеральную службу по интеллектуальной собственности российскими юридическими лицами или гражданами Российской Федерации (далее – заявитель), в том числе международные заявки, поданные в указанную Службу в соответствии с Договором о патентной кооперации, и заявки, поданные через указанную Службу в соответствии с Евразийской патентной конвенцией или Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, за исключением заявок, к которым при подаче приложено заключение созданной в установленном порядке соответствующей комиссии заявителя по защите государственной тайны об отсутствии в таких заявках сведений, составляющих государственную тайну.

Из буквального толкования данного положения Постановления N 928 следует, что речь идет о международных заявках, подаваемых через Роспатент, а не о “прямых” международных заявках. И если в отношении изобретений и полезных моделей вопрос решается путем применения п. 1 ст. 1395 ГК РФ, то в части промышленных образцов возникает пробел.

Обращение к информации в разделе “Зарубежное патентование”, размещенной на официальном сайте Роспатента, позволяет утверждать, что правило о проверке заявок на наличие сведений, составляющих государственную тайну, будет распространяться на все три объекта патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), что разумно. Однако формально-юридическое решение вопроса должно быть приведено в соответствие с ответом, диктуемым здравым смыслом.

Вторая проблема также имеет формально-юридический и содержательный аспекты. Речь идет о необходимости и возможности единообразного регулирования отношений, связанных с изобретениями и полезными моделями, с одной стороны, и промышленными образцами – с другой.

Так, согласно российскому законодательству все три объекта относятся к охраняемым патентным правом (гл. 72 ГК РФ). Вместе с тем и законодатель, и теория патентного права исходят из признания изобретений и полезных моделей техническими решениями (п. 1 ст. 1350 и ст. 1351 ГК РФ), в то время как промышленный образец относится к сфере дизайна и является решением внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства (п. 1 ст. 1349 и абз. 1 п. 1 ст. 1352 ГК РФ).

В теории распространен взгляд на полезные модели как на “малые изобретения”, т.е. технические решения, “не дотягивающие” до уровня изобретения, но заслуживающие правовой охраны. Полезные модели охраняются далеко не во всех странах, несмотря на то что они названы в перечне охраняемых объектов, предусмотренном п. 2 ст. 1 Парижской конвенции.

Правовое регулирование промышленных образцов объективно “пересекается” с авторско-правовой системой охраны, в силу чего это регулирование затруднительно привести к единообразию в международных правовых документах. Думается, что, решая эту проблему, необходимо сочетать два подхода: учитывать особенности двух групп объектов патентного права, при этом используя общие правила там, где специфика отсутствует.

На состоявшемся в сентябре 2017 г. Восточном экономическом форуме в г. Владивостоке принято решение о проработке вопроса о механизме единого патента на промышленный образец для государств – членов Евразийской патентной организации.

В частности, представителям указанных государств до 15 сентября 2018 г. необходимо представить позицию государств по данному вопросу, инициировать проведение внутригосударственных процедур и заручиться полномочиями для ее подписания. Евразийская конвенция об охране промышленных образцов будет рассмотрена на дипломатической конференции Евразийской патентной организации в 2018 г.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)