Завершение (окончание или прекращение) финансового оздоровления

Завершение финансового оздоровления возможно его окончанием либо прекращением. Окончание процедуры может быть как досрочным, так и своевременным и предполагает исполнение графика погашения задолженности. После этого в течение месяца должны быть удовлетворены реестровые требования, установленные в рамках финансового оздоровления.

Если все требования исполнены, то на основании отчета административного управляющего арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве; в противном случае управляющий должен созвать собрание кредиторов, которое решит вопрос о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом.

Прекращение финансового оздоровления может быть только досрочным и применяется в случаях определенных нарушений:

  • непредставления в течение 35 дней с момента введения финансового оздоровления графика погашения задолженности;
  • неоднократного либо существенного (на срок более чем 15 дней) нарушения сроков платежей, установленных графиком.

Следует отметить, что с практической точки зрения в качестве еще одного основания прекращения финансового оздоровления целесообразно рассматривать неосуществление в течение 45 дней с даты введения финансового оздоровления государственной регистрации ипотеки (это установлено ч. 2 п. 5 ст. 79 Закона) и актуально для ситуаций, когда соглашение о предоставлении ипотеки было предоставлено в срок, т.е. формальные основания для прекращения финансового оздоровления (установленные п. 1 ст. 87 Закона) отсутствуют.

Недостатком правовой регламентации данной проблемы представляется возможность аргументации противоположной позиции, в соответствии с которой неосуществление государственной регистрации основанием для прекращения финансового оздоровления не является в силу буквального толкования норм Закона.

В названных выше случаях административный управляющий обязан созвать собрание кредиторов (в течение 15 дней с даты возникновения оснований), которое решит вопрос о дальнейшей судьбе должника и обратится с соответствующим ходатайством в арбитражный суд.

Особый порядок прекращения финансового оздоровления установлен для случаев, когда оно вводилось не на основании решения собрания, а на основании ходатайства о предоставлении обеспечения вопреки воле собрания, направленной на введение внешнего управления либо конкурсного производства.

Этот порядок состоит в том, что основанием прекращения процедуры является неисполнение графика в течение любого срока; при этом допускается обращение в арбитражный суд (минуя административного управляющего и собрание кредиторов) любого лица, участвующего в деле о банкротстве.

Парадоксально выглядит норма п. 6 ст. 87 Закона, в соответствии с которой в описанных ситуациях арбитражный суд, прекращая финансовое оздоровление, выносит определение о введении той процедуры, на которой настаивали кредиторы, – проблема в том, что кредиторы могли передумать, а целесообразность введения той процедуры отпасть; тем не менее суд имеет только один (описанный) вариант действий.

По завершении (окончании либо прекращении) финансового оздоровления возможен переход либо к внешнему управлению, если есть экономические предпосылки и позволяют сроки, – совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 лет; более того, внешнее управление не вводится, если финансовое оздоровление проводилось более 18 месяцев. В противном случае суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)