Защита детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют особую защиту, государственную помощь, специально предусмотренную ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка.

Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано различными причинами, ст. 121 СК РФ определяет некоторые из них:

  • смерть родителей;
  • тяжелая болезнь родителей, из-за которой невозможно заботиться о ребенке, защищать его права;
  • признание родителей некомпетентными;
  • ограничение или лишение родителей родительских прав;
  • пребывание родителей в изоляции (в местах лишения свободы, в медицинском учреждении и т. д.) или нежелание выполнять родительский долг.

Одной из форм равнодушия к ребенку со стороны родителей является отказ забрать его из учреждения, в котором он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после лечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, потерявших родительскую опеку.
При наличии обстоятельств, указанных в ст. 121 СК РФ возникает обязанность органов опеки и попечительства принимать меры по защите прав и интересов детей, что в то же время является правом этих органов, уполномоченным государством, осуществлять его.

Смерть родителей подтверждается свидетельством о смерти. В этом случае началом утраты родительского ухода будет день его получения. В случае лишения родительских прав, ограничения родительских прав, признания родителей некомпетентными, утрата родительских прав происходит с момента вступления решения суда в законную силу.

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на попечительские органы и включает следующие обязанности:

  • выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их регистрация;
  • устройство таких детей;
  • последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и обучения.

Эта деятельность является исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством осуществлять ее. Органы местного самоуправления, осуществляющие государственные полномочия, предоставленные им в сфере опеки и попечительства, являются самими органами опеки и попечительства. Это их особая функция, которая выходит за рамки их полномочий по решению вопросов местного значения, что в сфере семейно-правовых отношений определяется непосредственно в СК РФ.

Полномочия органов местного самоуправления по установлению опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или частично некомпетентных граждан (в том числе несовершеннолетних) также определены в Гражданском кодексе.

Организация работы органов местного самоуправления по осуществлению полномочий опеки и попечительства, переданных под их юрисдикцию, определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты родительской опеки, они выбирают форму своего устройства; осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и обучения (ст. 121 СК РФ).

Для своевременной идентификации таких детей закон налагает ответственность на должностных лиц учреждений, которые находятся в непосредственном контакте с детьми (детские сады, школы, детские поликлиники и т. д.), а также на граждан, которые располагают информацией об утрате родительской опеки детьми, обязательство информировать орган опеки и попечительства о фактическом местонахождении детей (ст. 122 СК РФ).

После получения такой информации или независимой идентификации детей, оставшихся без присмотра, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, предоставляют ребенку временное убежище и т. д.) И принимают решение о форме размещения. и дальнейшее воспитание ребенка.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Прежде всего, они стремятся перевести детей в приемные семьи: для усыновления (усыновления), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности дети помещаются в приемные семьи в различные государственные учреждения: детские дома, детские дома, интернаты, дома для инвалидов и т. д. (Статья 123 Семейного кодекса).

Тип учреждения определяется возрастом и состоянием здоровья ребенка.

Таким образом, во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам оставался без попечения родителей, государство заботится о нем. Наличие ребенка в каком-либо государственном детском учреждении не исключает возможности дальнейшего размещения в семье.

Для этой цели ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном уровнях) всех детей, которые могут быть переведены в приемные семьи, и любой гражданин, желающий усыновить ребенка в свою семью, может использовать эту информацию. На федеральном уровне регистрация таких детей осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)