Зарубежный и отечественный опыт стратегического управления и планирования региональным развитием

В настоящее время региональное управление и планирование в той или иной форме применяется в развитых и развивающихся странах. При этом М.П. Бакланова отмечает, что лишь в небольшом числе развитых стран оно достигло так называемой развернутой формы, предполагающей наличие региональной составляющей в национальном плане.

В рамках данного пособия будет приведен опыт формирования системы стратегического планирования и управления региональным развитием Японии, США, Китая и стран ЕС, в которых в различной степени сочетается прямое централизованное планирование стратегически важных направлений развития и систематическое стимулирование рыночных механизмов, осуществляется координация процессов планирования и плановых проектировок с бюджетным процессом, реализуются принципы распределения функций и ответственности за их эффективное исполнение между центром и регионами, внедряются различные механизмы реализации стратегических планов в условиях глобальной экономической нестабильности.

Анализируя опыт зарубежных стран С.Н. Леонов и Е.С. Барабаш выделяют общие принципы стратегического управления, характерные для зарубежных стран:

  • в стратегическом планировании зарубежных стран упор делается на отношениях и логике реализации планов, которые выражают возможное состояние объекта; методики стратегического планирования рассматривают конфликтные и консенсусные ситуации как главные факторы социальных реалий, обуславливающих реализацию планов, и стремятся учитывать активную жизненную позицию населения региона;
  • составление стратегических документов на основе выявленных сильных сторон и возможностей территории, а при необходимости и усиление выявленных позитивных особенностей региона в процессе разработки и реализации стратегических документов; профессионализация деятельности по стратегическому планированию. Создание целевых специализированных групп при разработке региональной стратегии, ориентация на комплексный системный подход при разработке стратегических документов;
  • наличие инструментов консолидации ресурсов в интересах реализации совместных целей; сочетание различных источников финансирования; жесткая координация процессов планирования с бюджетным процессом;
  • институциональная, нормативная и методическая обеспеченность стратегического планирования;
  • преемственность стратегических документов, когда стратегическое планирование представляет непрерывный процесс разработки стратегических документов».

В отличие от стран Запада стратегическое планирование и управление в России начало формироваться как институт с конца 1990-х годов, вместе с тем, на необходимость перехода от перспективного планирования, предполагающего эволюционное развитие экономической системы от «достигнутого», к стратегическому ряд экономистов указывали уже в середине 1980-х годов.

Так, по мнению П. А. Минакира, «чем сложнее становится управляемая экономическая система, а это равнозначно прогрессу обобществления производства, тем важнее предвидеть возможные воздействия перемен, которые произойдут в будущем, на развитие и результаты функционирования систем. Такое предвидение дает возможность с достаточной степенью надежности принять решения о тех действиях, которые необходимо предпринять в настоящем и в предстоящей перспективе».

Условия запредельной политической и хозяйственной неопределенности, в которых оказалась Россия после распада СССР, потребовали выработки адекватных методов и приемов управления страной.

Ситуация обострялась тем, что инструментарий и методы СССР, такие как госпланирование по пятилеткам, концентрация финансовых, материальных, человеческих ресурсов на прорывных направлениях деятельности, были отброшены, а на смену им ничего работоспособного не было выработано. В этой ситуации обращение к методу стратегического планирования оказалось весьма продуктивным и позволило выстраивать долгосрочное действие всех заинтересованных сторон.

Первой попыткой возврата к практике централизованного государственного планирования после ее упразднения в 90-х годах стал принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗ от 20.07.95 г.

Возврат к централизованному государственному планированию был обусловлен рядом причин:

  • рост диспропорций между регионами;
  • разрыв традиционных хозяйственных связей между регионами;
  • экономический кризис 90-х гг.
  • упадок социального благополучия (низкий уровень жизни, дифференциация доходов).

За два последних десятилетия стратегическое планирование в России преодолело путь от редких пионерных попыток стратегирования собственных перспектив развития в отдельных городах страны до формирования национальной системы на основе Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)