Зарубежный и отечественный опыт стратегического управления и планирования региональным развитием
В настоящее время региональное управление и планирование в той или иной форме применяется в развитых и развивающихся странах. При этом М.П. Бакланова отмечает, что лишь в небольшом числе развитых стран оно достигло так называемой развернутой формы, предполагающей наличие региональной составляющей в национальном плане.
В рамках данного пособия будет приведен опыт формирования системы стратегического планирования и управления региональным развитием Японии, США, Китая и стран ЕС, в которых в различной степени сочетается прямое централизованное планирование стратегически важных направлений развития и систематическое стимулирование рыночных механизмов, осуществляется координация процессов планирования и плановых проектировок с бюджетным процессом, реализуются принципы распределения функций и ответственности за их эффективное исполнение между центром и регионами, внедряются различные механизмы реализации стратегических планов в условиях глобальной экономической нестабильности.
Анализируя опыт зарубежных стран С.Н. Леонов и Е.С. Барабаш выделяют общие принципы стратегического управления, характерные для зарубежных стран:
- в стратегическом планировании зарубежных стран упор делается на отношениях и логике реализации планов, которые выражают возможное состояние объекта; методики стратегического планирования рассматривают конфликтные и консенсусные ситуации как главные факторы социальных реалий, обуславливающих реализацию планов, и стремятся учитывать активную жизненную позицию населения региона;
- составление стратегических документов на основе выявленных сильных сторон и возможностей территории, а при необходимости и усиление выявленных позитивных особенностей региона в процессе разработки и реализации стратегических документов; профессионализация деятельности по стратегическому планированию. Создание целевых специализированных групп при разработке региональной стратегии, ориентация на комплексный системный подход при разработке стратегических документов;
- наличие инструментов консолидации ресурсов в интересах реализации совместных целей; сочетание различных источников финансирования; жесткая координация процессов планирования с бюджетным процессом;
- институциональная, нормативная и методическая обеспеченность стратегического планирования;
- преемственность стратегических документов, когда стратегическое планирование представляет непрерывный процесс разработки стратегических документов».
В отличие от стран Запада стратегическое планирование и управление в России начало формироваться как институт с конца 1990-х годов, вместе с тем, на необходимость перехода от перспективного планирования, предполагающего эволюционное развитие экономической системы от «достигнутого», к стратегическому ряд экономистов указывали уже в середине 1980-х годов.
Условия запредельной политической и хозяйственной неопределенности, в которых оказалась Россия после распада СССР, потребовали выработки адекватных методов и приемов управления страной.
Ситуация обострялась тем, что инструментарий и методы СССР, такие как госпланирование по пятилеткам, концентрация финансовых, материальных, человеческих ресурсов на прорывных направлениях деятельности, были отброшены, а на смену им ничего работоспособного не было выработано. В этой ситуации обращение к методу стратегического планирования оказалось весьма продуктивным и позволило выстраивать долгосрочное действие всех заинтересованных сторон.
Первой попыткой возврата к практике централизованного государственного планирования после ее упразднения в 90-х годах стал принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» № 115-ФЗ от 20.07.95 г.
Возврат к централизованному государственному планированию был обусловлен рядом причин:
- рост диспропорций между регионами;
- разрыв традиционных хозяйственных связей между регионами;
- экономический кризис 90-х гг.
- упадок социального благополучия (низкий уровень жизни, дифференциация доходов).
За два последних десятилетия стратегическое планирование в России преодолело путь от редких пионерных попыток стратегирования собственных перспектив развития в отдельных городах страны до формирования национальной системы на основе Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
- Теоретические аспекты управления пространственным развитием региона
- Мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования
- Планирование и программирование в стратегическом планировании
- Целеполагание в стратегическом планировании
- Прогнозирование и построение сценариев развития
- Стратегический анализ
- Организация процедуры стратегического планирования
- Проблемы информационного обеспечения стратегического планирования на муниципальном уровне
- Информационное обеспечение стратегического планирования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу