Зарубежные и отечественные положительные практики управления региональной экономикой

Поскольку экономическая политика предназначена для достижения конкретных экономических целей, признается необходимым существование нескольких целей. В высокоразвитых странах широко признаны следующие цели:

– Экономический рост.
– Полная занятость.
– Экономическая эффективность.
– Стабильный уровень цен.
– Экономическая свобода.
– Справедливое распределение доходов.
– Экономические гарантии.
– Торговый баланс.
Некоторые из этих целей являются взаимодополняющими. По мере достижения одной из них, одновременно будут достигнуты и некоторые другие. Некоторые цели могут противоречить друг другу. Это требует компромисса. Когда цели вступают в противоречие друг с другом, общество обязано выработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые оно перед собой ставит.

Составляющие гармонии развития Китая: от числовых показателей к комплексным структурным реформам.

Следует обратиться к опыту Китая, в котором произошли коренные социально-экономические трансформации. Даже на фоне эскалации последствий глобального финансового кризиса в китайской экономике наблюдается стабильный прирост, достигнуты существенные сдвиги в проведении реформ, затрагивающих важнейшие области.

Рост неразрывно связан с процессом непрерывных технических инноваций и реструктуризации производства. Страна и в течение последних лет (2010-2014 гг.), по-прежнему сохраняет среднегодовой рост ВВП свыше 7%. Для сравнения, темпы роста экономики Бразилии и Индии имеют показатель, около 3%, снизившись с 7,5% и 10,5%, соответственно.

Оценивая темпы и, в целом ситуацию с трансформациями, происходящими в стране, руководство и ведущие китайские экономисты считают, что чрезвычайно важно не только познать себя, но и трезво, спокойно относится к другим странам.

Так, анализируя дуалистическую модель экономического развития, базирующуюся на выделении в национальном хозяйстве современного промышленного сектора и традиционного аграрного сектора, китайские эксперты пришли к выводу о бесперспективности принятой модели. Высказывается мнение, что Китаю следует реализовать свободное движение факторов производства между городскими и сельскими районами страны.

Руководство Китая сформулировало более гармоничный этап развития, при котором сам по себе темп роста больше не играет ключевой роли в оценке экономики страны. Утверждается, что не стоит использовать числовые показатели в качестве ориентиров. Важность скорости роста уходит на второй план, уступая место комплексным структурным реформам. Например, ситуация в сфере занятости непрерывно улучшается, благодаря подъему сектора услуг.

Руководство КНР определяет составляющие успеха наличием духа «вколачивания гвоздей». То есть, определив задачу, следует шаг за шагом идти вперед и добиваться успеха в процессе реальной практической работы (что образно напоминает вколачивание гвоздей). При этом не следует проявлять торопливость, а обеспечивать стабильность процесса.

По данным Международного валютного фонда, в 2014 году, обогнал США по размерам ВВП. КНР занимает первое место в мире по экспорту, из десяти товаров, производимых в мире, как минимум один – китайский. Страна по праву исчитается «мировым заводом». Одновременно, крупнейшие китайские компании поднялись до мирового уровня, особенно в сфере высоких технологий, таких как электроника и информационная техника.

Кроме того, Китай привлек огромный иностранный капитал. Но как отмечают исследователи, прибыль от этих инвестиций совсем незначительна, к тому же, в системе международного разделения труда страна находится далеко не на верхних позициях. Как следствие при производстве получает крайне низкие прибыли.

Подтверждаются слова генерального директора ВТО Паскаля Лами, о том, что транснациональные корпорации, развитые страны контролируют высокоуровневые звенья в цепочке ценностей, и получают самый большой доход от добавленной стоимости.

Наглядным примером служит деятельность компании «Apple» в Китае. Производство iPhone осуществляется в пяти странах, при этом окончательная сборка – китайская. Вклад Китая в рост стоимости iPhone составляет лишь 3,6% от общей прибавочной стоимости в 178,96 доллара.

Однако, в объем китайского экспорта включается цена целого мобильника. По мере девальвации американского доллара китайские предприниматели могут оказаться в ситуации, когда им придется выполнять заказы фактически за мизерную плату. Подавляющая стоимость продукции уходит тем, кто владеет ключевыми технологиями.

В связи с изложенным, руководством КНР поставлена цель перед чиновниками, представителями бизнеса и населением стать «мировой лабораторией», начиная с осуществления промышленной революции, которая позволит стать лидерами в сфере передовых технологий и производственных отраслях. Обеспечить прорыв призваны инвестиции в дорогостоящую и высоко рисковую работу по разработке и освоению новых и высоких технологий на местах.

Достаточно показательно, в 1998 США контролировали 25% рынка мирового хайтека, а Китай – 10%. Теперь доля Китая превосходит долю США более, чем в два раза. 15 лет назад Китай был четырнадцатым по количеству научных публикаций.

Теперь ожидается, что он обойдет, США и станет первым. Количество докторских степеней в технических науках в Китае удвоилось в последние годы, и они обогнали США. Еще в выступлении на Боаоском азиатском форуме – 2013 председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что в предстоящие 5 лет совокупный объем внешних инвестиций Китая должен достичь 100 млрд. долларов США в год.

Ставятся задачи приобретения иностранных предприятий. При этом, решающий момент приобретения за рубежом некого иностранного предприятия состоит не в покупке по низкой цене, а в том, чтобы дальнейшее развитие приобретенного предприятия согласовывалось со стратегией развития китайского предприятия.

В этом отношении успешным примером служит китайская автокомпания «Geely», которая в 2010 году за 1,8 млрд. долларов США приобрела 100% акций компании «Volvo». Как подчеркнул председатель правления «Geely» Ли Шуфу, покупка включала не только соответствующие активы, но и право интеллектуальной собственности. Кроме того, с помощью «Volvo», китайская автокомпания получило право на использование некоторых патентов автогиганта «Ford».

В соответствии с концепцией развития сохранен весь менеджмент «Volvo», обладающий богатым опытом. Трансформации коснулись только звена реализации продукции. Представители «Geely» взяли под контроль сбыт изделий на территории Китая. За год положен конец убыточности за счет удвоения объема продаж.

Компания перешла к прибыльному ведению хозяйственной деятельности, что создало на местах, несколько тысяч рабочих мест. Координации деятельности Европейского Союза по улучшению социально-экономической ситуации конкретных территорий.

Современные опыт стран, входящих Европейский Союз, демонстрирует подход, при котором большое внимание стало уделяться лучшей координации деятельности международных, региональных организаций, органов управления и населения.

Это позволяет решать ряд важных проблем: рациональное управление природными ресурсами, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение качества продукции, решение проблем содействия развитию сельских территорий, выравнивание и улучшения условий жизни на территориях с разным уровнем развития.

Показательный пример. Начальным пунктом стратегии развития сельских территорий для всех стран Европейского Союза является Положение ЕС, где указаны цели и задачи развития сельской местности, которые сопоставляются с национальными целями, а те в свою очередь при разработке региональной стратегии развития соотносятся с результатом SWOT-анализа.

В итоге выделяются специфичные для региона цели развития, которые построены на европейских и национальных преимуществах и своевременно ориентированы на потенциалы и проблемы региона.

Основная задача развития сельской местности в странах ЕС – устойчивое (стабильное) и долговременное улучшение социально-экономической ситуации сельских территорий для всех слоев проживающего населения на основе эффективного использования локальных ресурсов.

При этом улучшению экологической ситуации и сохранению природных основ отдается  приоритетное значение. Генеральная (обобщающая) проблема обязательно должна охватывать проблемы и задачи, которые присущи конкретной территории.

В свою очередь, проблемы регионального уровня должны складываться из суммы нерешенных локальных вопросов, возникающих как в сельской, так и в городской среде. В общем, проблемы развития местности, можно объединить в четыре группы:

Производственно-экономическое развитие – уровень развития сельскохозяйственного производства, иных видов производства и сферы услуг.Социально-экономическое развитие – связанное с населением, его культурой, способом расселения, уровнем занятости и доходов, социальным обеспечением, сложившейся инфраструктурой и так далее.

Сохранение природного, культурного и духовного наследия, связанное с объектами природы (земельными, водными и иными природными ресурсами, особенными объектами живой природы), определяющими возможности и экономическую ценность территории, а также с памятниками архитектуры и прочими объектами, составляющими историю края/ страны и представляющими интерес для настоящего и последующих поколений людей.

Политика и институциональные преобразования – отношения владения, распоряжения и пользования землей, лесами, водными ресурсами, объектами производства, инфраструктуры, участвующими в системе развития сельских территорий; организация власти и управления на местах, в регионе и стране в целом, с системой образования.

Мировая индустрия туризма как несущая конструкция социально- экономического развития территорий. По данным ВТО и Международного валютного фонда, туризм вышел на
первое место в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и компьютеров.

Франция является основателем европейской сети приема и размещения туристов в сельской местности, страну ежегодно посещают в среднем 37 млн. иностранных туристов, из них – 7 млн. предпочитают отдыхать на селе.

На сельских территориях, а из 55 млн. га территории страны, 32,5 млн. составляют сельскохозяйственные угодья (59%), проживает каждый четвертый француз. Темпы прироста сельского населения Франции за последние десять лет увеличились, по сравнению в 90-ми годами, в три раза. В настоящее время сельский туризм в Европе приносит, по разным данным, от 10 до 20% общего дохода туриндустрии.

Наибольшее развитие сельский туризм получил во Франции, Италии, Испании, а из стран, ранее входивших в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – Польше.
Развитие сельского туризма в Польской Республике отличается прорывным характером, по темпам, превосходящим высокоразвитые страны. Необходимо учитывать особенности историко-экономического развития сельских территорий Польши, где население сохраняло хозяйственную мелкотоварную самостоятельность, которая и в настоящее время, остается основой национального сельского хозяйства.

Сельская местность занимает свыше 93% общей территории страны, На сельских территориях страны проживает около 38% населения, из которого исключительно в сельском хозяйстве трудится менее 6% поляков, а всего в сельскохозяйственном секторе Польши занято свыше 27% населения, для сравнения во Франции только 5%.

Несущей конструкцией аграрного сектора Польши выступают микрохозяйства, которые обрабатывают по 5–10 га земли. Средний размер земельного владения 2,9 млн. крестьянских хозяйств составляет до 6 га. Встречаются хозяйства размером чуть более 1 га.

Крупные хозяйства представлены земельными наделами свыше 100 га, но их не более 9%. Долгосрочная польская государственная политика, осуществляемая на сельских территориях, направлена на развитие мелких хозяйств, которые рассматриваются как эффективное средство занятости населения и решения социально-экономических проблем.

Другим приоритетным направлением государственной политики в сельской экономике выступает туризм, приносящий из всех видов непрофильной деятельности на селе, наибольший доход.

Кроме того, он является отраслью, где наиболее ярко проявляется мультипликативный эффект, проявляющийся в создании дополнительных рабочих мест и в иных сферах экономики.
По оценке экспертов, туризм в сельской местности дает, около 4% общего валового продукта, поэтому органы государственной власти и управления Польши считают необходимым выделять на его развитие до 40% всех субсидий.

За последние двадцать лет сельский туризм стал полнокровной составляющей индустрии туризма страны.

Это стало возможным благодаря снятию противоречий между пониманием таких явлений как агропромышленный комплекс и сельское хозяйство с одной стороны и индустрия туризма и сельский туризм с другой.

Так, законодательно определено, что минимальная сумма земельных участков (сельскохозяйственные угодья, земли под прудами, земельные участки под зданиями, связанными с ведением данного хозяйства и пр.) должна превышать один гектар, находящийся в собственности физического лица, или юридического лица, или подразделения, не имеющего статус юридического лица.

Сформулированы такие понятия как: «сельское хозяйство», «сельскохозяйственная деятельность», «фермер» и другие, связанные с сельским туризмом. «Закон о хозяйственной деятельности», вступивший в силу 1 января 2001 года, содержит равнозначное отношение к производственной деятельности в земледельческом хозяйстве в области сельскохозяйственных культур, животноводства, садоводства, овощеводства, лесоводства и речного рыболовства.

Аналогичное отношение в законе и к найму земледельцами комнат и мест для расположения палаток, продажи домашнего питания и предоставления земледельческими хозяйствами других услуг, связанных с пребыванием туристов».

Равенство указанных видов деятельности, осуществляемой на сельских территориях, определило единые правила регистрации и расчета публичных обязанностей в земледельческих хозяйствах, рассматриваемых как единый социально-экономический комплекс.

Детализирует условия предоставления туристических услуг в Польше закон о туристических услугах. С 2004 года, правила, предусмотренные законом о туристических услугах, распространяются также на хозяйства, оказывающих указанные услуги в сельской местности.

В настоящее время в этом вопросе действует и поправка, введенная законом о свободе предпринимательской деятельности № 223 от 2004 года. Поправкой определен понятийный аппарат и регламентируется деятельность по предоставлению гостиничных услуг фермерами: сдача в наем номеров, коттеджей, квартир, установка палаток, аренда других объектов в которых оказываются гостиничные услуги.

Установлены минимальные требования к объектам деятельности, в частности обязанность постановки объекта на учет в органах муниципальной власти, контролирующих соблюдение санитарных, противопожарных и других правил.

В законе введено основополагающее определение понятия «турист» для сельской местности. Это человек, путешествующий за пределами своего постоянного места пребывания, в другой местности в срок, не превышающий 12 месяцев. Целью посещения не может быть постоянная работа, или учеба. Проживание на сельской территории определено крайним сроком в течение одной ночи.

Сегодня одни польские фермеры полностью занимаются только организацией сельского туризма, другие совмещают предоставление туристских услуг с основной сельскохозяйственной деятельностью.

Органы государственной и муниципальной власти обеспечили бесплатную регистрацию гостевых домов и ферм, занятых в приеме туристов. Решили вопросы освобождения доходов, получаемых в результате ведения этого вида деятельности от подоходного налога, взимаемого с физических лиц, сохранение прежних ставок налога на недвижимость, возможность ведения не земледельческой хозяйственной деятельности в рамках социального страхования земледельцев.

В соответствии с нормами права, большинство польских фермеров освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, и в соответствии с законодательством, его обязаны вести лишь те хозяйства, которые имеют годовой доход в 1,2 млн. EUR.

В тоже время, требования целевого использования и высокие цены на гектар земли сельскохозяйственного назначения повлияли на жесткость закона о наследовании. Наличие специального аграрного образования неразрывно связано с правом наследования земли, его отсутствие лишает детей права на наследование.

Но там, где туристическая деятельность начинает доминировать над производством сельскохозяйственной продукции, или где вытесняет ее, а также на объектах, оказывающих специализированные туристические услуги, вступают в силу иные нормы регулирования.

Специализированные услуги, связанные с прогулками в горах, оздоровительным туризмом, отдыхом и спортом, непосредственно зависящие от природных ландшафтов и ресурсов, регулируются законами, значительно расширяющими толкование малых масштабов и местных ресурсов сельских территорий.

Это закономерно, так как организация катания на горных лыжах по живописным склонам или принятия оздоровительных ванн в природных источниках, имеют иное содержание и политику цен, чем экскурсии на молочную ферму или птичник не требующие от участников специализированных навыков и подготовки.

Поставщик услуг должен четко определить, какой тип деятельности будет осуществляться, и работать в соответствии с установленными юридическими и административными нормами.
Разработка экономической, организационной и правовой базы, позволила сформировать фундамент, обеспечив принятие единой классификации сельских домов приема туристов, стандартов для объектов сельского туризма, что, в свою очередь, повысило безопасность туристов, отрегулировало ценовую политику в сфере сельского туризма.

В свою очередь, сильная конкуренция на рынке туристических услуг, а также исследования ожиданий клиентов, потребовали точного определения предоставляемых туристических услуг, их объема, стандарта технического оборудования и качества обслуживания.

В республике разработана добровольная система категоризации сельских гостевых домов, которая и внедрена в предпринимательскую практику. Управлением этой системы занимается Польская федерация сельского туризма «Гостевые хозяйства» как Национальная организация сельского туризма и это она же принимает решения об ее корректировке.

Категории распределены от низшей категории, к высшей категории. Установлены три категории, которые обозначаются «Солнышком». Обозначения подтверждаются соответствующим сертификатом.

Основным условием присоединения к добровольной системе категоризации сельских гостевых домов является выполнение требований, предусмотренных законом от 29 августа 1997 года о туристических услугах. Следует уточнить, что добровольная система оценки сельских гостевых домов является дополнительной системой по отношению к правилам предоставления гостиничных услуг, введенных законом о туристических услугах.

Система категоризации сельских домов охватывает дополнительные требования, которые подчеркивают специфический характер туристической деятельности в сельской местности Польши.

Гостиничные услуги в сельских районах предоставляются в Польше, в основном, в гостевых комнатах, в квартирах во время каникул, в отдельных дачных домах, в групповых палатах и на площадях для расположения палаток в пределах хозяйства. Категоризация позволяет создать четкую систему предложений туристических продуктов, соответствующих требованиям.

Все более сильная конкуренция на рынке туристических услуг, а также исследования потребностей и ожиданий клиентов, указывают на необходимость более точного определения предоставляемых туристических услуг, их объема, стандарта технического оборудования и качества обслуживания.

Требования по категоризации определяют, прежде всего, технические условия оборудования здания или комнаты, а также объем услуг, удобств или возможности интересного проведения свободного времени.

Человеческий фактор, как демонстрирует польский практический опыт, имеет существенное значение для поддержания уровня качества оказываемых услуг.

Поведение конкретных людей, их доброжелательность, вежливость влияют на конечную оценку отдыха на селе. Способность удовлетворять различные, справедливые, требования гостей является основой успеха в сфере услуг.

Поэтому существенную роль в развитии туризма на селе выполняют различные формы обучения кадров в области организации и ведения этого вида бизнеса.

Международная практика работы по стандартизации: ориентир на социально-экономическую среду, и преобладающий жизненный уклад. Экономическая ситуация в мире постоянно меняется. Не случайно связующая тема встреч в Давосе была определена как  Переформатирование мира: последствия для общества, политики и бизнеса”.

Так, министр финансов Германии В. Шойбле критически оценил деятельность Европейского союза, так как, по его мнению, институты объединенной Европы “излишне бюрократизированы”, и нуждаются улучшении «институциональной структуры».

В этой связи показательны рассуждения генерального директора ВТО П. Лами, который считает, что сегодня требуется внедрить новые методы расчета товарооборота по добавленной стоимости, чтобы навести порядок во вкладе разных стран в международную торговлю и решить проблему торгового дисбаланса в усложняющейся торговой системе.

По мнению Лами, товары все больше становятся «произведенными во всем мире». Так, производство iPhone осуществляется в пяти странах, а Боинга 787 в семи странах. Каждая страна создает определенную стоимость, при этом высокоразвитые страны контролируют высокоуровневые звенья в цепочке ценностей.

Поэтому нельзя рассчитывать объем международной торговли по общей стоимости импорта и экспорта.

Думается, что все эти рассуждения, в полной мере следует рассматривать не только с позиций глобализации, но и с позиций регионализации.

Результатом анализа мировых практик является выявление следующих закономерностей:
– В международной практике работы по стандартизации проводятся, без исключений, во всех сферах.
– Деятельность по приведению в соответствие национальных стандартов не допускает создания технических барьеров. – Формированию стандартов способствует развитая система  общественных отношений, позволяющая реализовывать творческий потенциал человека и гра-
жданского общества.

– При определении приоритетов в стандартизации используется метод респондентского опроса широкого круга предпринимателей, потребителей товаров, ученых-исследователей, специалистов по стандартизации, представителей властных структур.

– Определяющими положениями при выработке стандартов являются социально-экономическая среда, и преобладающий жизненный уклад.

– Апробация разработанных стандартов проводится на малых величинах, с внесением, по мере необходимости, необходимых коррективов.

– Ответственность за разработку и реализацию стандартов возлагается на конкретные структуры.

В этой связи, показательные примеры.

В Японии за национальную стандартизацию отвечает «Японский комитет промышленных стандартов» (LSC), который разработал специальную стратегию стандартизации, имеющую три базовых элемента:
– адаптация предприятий к условиям мирового рынка, с использованием возможностей комитета, в деятельности которого по созданию новых стандартов принимают участие, как производители, так и потребители;
– содействие внедрению международных стандартов, которые являются основным показателем качества продукции;
– контроль над движением интеграционных процессов к международным стандартам.

Польская Республика, ставшая лидером среди стран Евросоюза, по развитию системы сельского туризма, обеспечила прорывной характер темпов формирования, системы обеспечен разработкой стандартов, соответствующих требованиям Всемирной туристической организации. В Польше принята единая классификация гостевых домов приема туристов, а также, стандарты для всех
объектов туриндустрии.

В США федеральное ведомство – Администрация по развитию малого бизнеса, созданное более 50 лет назад, активно влияет на развитие взаимодействия крупного и малого бизнеса.
В рамках национальной программы «ментор-протеже» предусмотрены стандарты компенсаций затрат компаниям-менторам за услуги, оказываемые подопечным малым предприятиям.

В результате в США 2/3 ВВП дает малый и средний бизнес, реализация инновационных проектов составляет 60%, против 10%, реализуемых в России. И только с 1 января 2014 года в рамках федеральной контрактной системы Российской Федерации, не менее 15 процентов годового объема заказов должно быть отдано малому бизнесу и социально-ориентированным некоммерческим организациям.

Сегодня стандарт ISO 9001:2008 принят в более чем 170 странах мира, а число сертифицированных компаний уже превысило один миллион. Мировой опыт показывает, что наличие сертифицированной системы менеджмента качества (СМК) действительно дает возможность предприятиям существенно сократить себестоимость производства, компенсировать расходы, связанные с процедурой сертификации, повысить рентабельность бизнеса.

Тенденции современного мирового рынка продуктов: интерес к свежим продуктам и максимальному удобству потребления. Исследователи отмечают следующие тенденции в динамике потребительского спроса на современном мировом рынке продуктов питания.

В-первых, все возрастающий интерес к свежим продуктам.

Во-вторых, стремление к здоровому питанию.

В-третьих, обеспечение максимальных удобств потребления.

На мировом рынке в качестве лидеров выступают, так называемые, «здоровые» продукты питания и напитки, потребление которых возрастает быстрыми темпами.
Показательна мировая тенденция удвоения количества молочных продуктов за последние десять лет. Изменился качественный уровень молока, которое выступает как продукт, изготовленный для особых потребительских вкусов и предпочтений.

Покупатели требуют наделения отдельных молочных продуктов особыми функциональными качествами, с учетом региональных, возрастных предпочтений и демографических факторов, а также широкой осведомленности о роли специфических компонентов молочной продукции для здоровья человека.

За последние три десятилетия наблюдается троекратное увеличение объема торговли мясом. Предпочтения потребителей влияют как на развитие производства мяса, уровень и объемы его переработки, так и на совершенствование технологий.

Инновационный путь развития сельского хозяйства высокоразвитых стран обеспечивает производство основных видов сельскохозяйственной продукции в объемах, превышающих внутренние потребности.

Сохраняются высокие темпы роста продуктивности молочного скота, а откормочные фермы США, Евросоюза (ЕС), Канады используют максимально автоматизированные процессы содержания, кормления и очистки, а также современные системы забоя, переработки и сбыта готовой продукции – мяса.

Для осознания направления и темпов происходящего, следует обратить внимание на политику, проводимую в настоящее время ЕС. Она заключается в сдерживании фермеров от производства сельхозпродукции путем выплаты компенсаций.

Фермеров призывают вместо производства молока, мяса, овощей и иной продукции, выращивать хвойные деревья, улучшая экологическую обстановку.

Новая международная экономическая политика, с привлечением потенциала некоммерческого сектора: придание обществу устойчивости и ликвидация его недостатков. Ведущие страны мира активизируют деятельность по реализации концепции социального партнерства. За рубежом проблемам некоммерческого сектора уделяется большое внимание.

Для реализации сравнительных преимуществ НКО разработано адекватное законодательство. Выработана практика решения вопросов социального характера неправительственными некоммерческими организациями.

Осуществляется перевод производства социальных и иных услуг государственного сектора в некоммерческий сектор. При этом органы государственной власти оставляют за собой контролирующие функции. Успешно внедрены такие социально-экономические инновации, как зоны доверительного управления и чековая система финансирования.

Информация о деятельности некоммерческого сектора открыта для широких слоев населения. Так, данные о зонах доверительного управления можно найти по адресу www.empowermentzone.com.

А в США, также, функционирует такой институт как электронное правительство по адресу www.accessamerica.org. Постоянно осуществляется аналитическая работа по такому важнейшему ресурсу некоммерческого сектора как социальный капитал. Публикуются развернутые статистические материалы о деятельности НКО.

При разработке новой экономической политики, с привлечением потенциала некоммерческого сектора, можно опираться на опыт стран-партнеров России по БРИКС.

Основой рост индийской экономики на 6% в наиболее тяжелом 2009 году, и продолжающееся ускорение темпов развития, по мнению исследователей, связано с совершенствованием смешанной экономики: «Мировой опыт показывает, что не всякое конвергентное общество эффективно, но всякое эффективное общество конвергентно.

Успехи Индии, страны без нефтегазовых подпорок и неизмеримо беднее нашей, вызваны грамотной комбинацией лучших сторон плановой и рыночной экономик, нахождением и поддержанием нужного баланса между ними».

В пятой экономике мира – бразильской, также наблюдаются конвергенционные процессы. В Бразилии увеличивается количество богатых людей, но одновременно происходит рост и среднего класса.

В стране макроэкономическое регулирование направлено на придание обществу устойчивости и ликвидацию его недостатков. Как отмечают исследователи: «Разумный баланс достигается грамотной политикой, компромиссом, позволяющим успешно двигаться вперед, не закрывая
глаза на сохраняющиеся острые проблемы и противоречия».

Это проявляется в том, что бразильская буржуазия поддерживает политику, направленную на смягчение классовых антагонизмов, так как это уменьшает риски социального взрыва, обеспечивает стабильное развитие.

Некоммерческим организациям разрешено заниматься любыми видами деятельности в пользу своих членов и в пользу общества. Обычно некоммерческие организации создаются для решения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных задач, для охраны
здоровья и природы, защиты прав человека, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественного блага.

В рекомендациях особо  подчеркивается, что некоммерческие организации «являются основными участниками в формировании и обсуждении вопросов общественно-политической жизни и должны иметь право высказываться открыто по любым вопросам общественной важности, включая обсуждение и критику существующей или предлагаемой государственной политики и действий».

За последние десятилетия негосударственный некоммерческий сектор стал значимой силой в глобальной экономике. Наглядно роль НКО в глобальной экономике иллюстрируют следующие оценки:
– некоммерческий сектор – седьмая крупнейшая экономика в мире, идущая сразу за Великобританией и Францией и опережающая Италию, Бразилию, Россию, Испанию и Канаду;
– некоммерческий сектор – один из крупнейших работодателей, а также действенный механизм мобилизации общественных ресурсов.

В деятельности НКО участвуют 39,5 млн. человек. Это 4,4%, или каждый двадцатый в экономически активном населении. Из них 22,7 млн. человек, или 57% работают на условиях оплачиваемой занятости, а 18,8 млн. чел., или 43% – волонтеры.

Высокий уровень добровольного труда в деятельности НКО доказывает, что эти организации способны привлечь к реализации социально значимой деятельности огромный общественный потенциал.

Некоммерческий сектор вносит прямые и косвенные вклады в глобальную экономику. Прямые вклады связаны с тем, что некоммерческий сектор – это сфера, обеспечивающая занятость и само занятость населения.

С точки зрения занятости по своим функциям некоммерческий сектор во многом схож с малым бизнесом, однако он дополнительно обеспечивает социально-психологическую поддержку своих сотрудников и добровольцев, более активен в вовлечении в экономическую деятельность социально уязвимой части населения (инвалиды, родители детей-инвалидов, безработные женщины старших возрастов и т.п.).

НКО покупают и производят товары и услуги, необходимые для их деятельности, стимулируя тем самым совокупный спрос и увеличивая совокупное предложение. При этом НКО работают в нишах, которые при естественном положении дел на свободном и конкурентном рынке не заинтересовали бы коммерческий сектор, поскольку дают слишком маленькие нормы прибыли.

Косвенные вклады обусловлены тем, что НКО вносят в социальную сферу элементы конкуренции. Создавая конкуренцию государственным и муниципальным структурам, НКО увеличивают эффективность функционирования системы предоставления социальных услуг в целом.

Улучшение эффективности означает, что для выполнения того же объема социальных функций из экономики будет изъято меньшее количество ресурсов (то есть появится возможность снижения налоговой нагрузки), а значит, большее количество ресурсов можно будет инвестировать в обеспечение роста в будущем.

Деятельность некоммерческих организаций помогает улучшить показатели уровня образования и здоровья нации, что, согласно современным исследовани-ям, увеличивает эффективность экономики и обеспечивает более высокие темпы экономического роста. Улучшая социальный климат, НКО вносят вклад в обеспечение социальной и политической стабильности, которые являются необходимыми условиями экономического развития.

Одним из базовых правовых документов является Европейская Конвенция о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций (вступила в силу в 1991г.), которая устанавливает равное отношение к национальным и иностранным НКО. Конвенция применяется в отношении ассоциаций, фондов и других частных организаций, которые:

– имеют некоммерческую цель международной общественной пользы;

– учреждены при использовании норм международного права сторонойучастником Конвенции;

– не противоречат интересам национальной безопасности, общественного порядка или не препятствуют предотвращению беспорядка или преступления;

– не угрожают отношениям с другим государством или сохранению международного мира и безопасности.

Совет Европы также провозгласил «Фундаментальные Принципы о статусе неправительственных организаций в Европе» (2002г.), которые не являются
юридически обязательными.

Отдельные позиции регулирования деятельности организаций раскрываются не в законах, а в других правовых актах. Например, требования для присвоения статуса участника взаимодействия с правительством раскрывает Резолюция Комитета министров Совета Европы (2003) 8. Возможность присвоения такого статуса международным организациям зависит от их уровня, репрезентативности, общих целей с Советом Европы.

Конституция Германии дает право на образование ассоциаций, товариществ и корпораций (объединений) немецким гражданам. Вместе с тем Закон об объединениях от 5 августа 1964 г. позволяет не гражданам также получать блага от их деятельности.

Законодательство не содержит серьезных формальных требований для регистрации организаций, не являющихся коммерческими. В соответствии с гражданским кодексом (German Civil Code, § 55) ассоциации регистрируются в местном суде (инстанции первого уровня).

В Швеции, если некоммерческая организация проводит бизнес-операции, то она должна быть зарегистрирована в официальном Торговом Регистре (Handelsregistret) в шведском Патентном и Регистрационном Бюро в соответствии с Законом о Торговом Регистре (1974:157).

Правительство Швеции оказывает обширную финансовую поддержку неправительственным организациям. В зависимости от типа неправительственной организации, ее направленности (помощь молодым людям, нетрудоспособным людям или поддержка спорта) может выделяться определенное финансирование.

Организации могут просить поддержку, и она может быть предоставлена, если они соответствуют критериям, установленным правительством. Эти критерии могут включать: число членов организации, географический охват, демократичность структуры, целей организации, реализации равенства между мужчинами и женщинами.

Некоммерческие организации подчиняются таким же налоговым правилам, как и другие юридические лица. Это означает, что весь доход облагается налогом как доход от экономической деятельности.

Законодательство Франции предусматривает две формы некоммерческих неправительственных объединений: ассоциации и фонды.

Для получения статуса юридического лица ассоциация должна уведомить префектуру о своем создании. МВД не может препятствовать созданию ассоциации, но может обратиться в суд для роспуска ассоциации, если организация нарушает цели, изложенные в уставе, или занимается незаконной деятельностью.

Финансирование деятельности НКО осуществляется за счет собственных доходов НКО (членские взносы и доходы от предпринимательской деятельности, доходы от ценных бумаг и вложенного капитала), доходов, получаемых в виде помощи от государства и пожертвований физических и юридических лиц, грантов. Во Франции основным источником доходов НКО является государственное финансирование.

Согласно законам Франции финансовая помощь, полученная НКО из-за рубежа, должна отражается в финансовой отчетности, а на получение иностранной помощи должно быть дано разрешение префекта после проведения соответствующей проверки.

В то же время руководители НКО и члены их наблюдательных советов несут персональную уголовную ответственность за правильное расходование средств, а также за исполнение законов.
Польское законодательство предлагает неправительственным организациям две юридические формы: ассоциация (объединение) и фонд (в этом случае требуется уставной капитал).

Запрет на деятельность организаций налагается судом в случаях, если их цели или действия противоречат конституции или уставам. Согласно закону о Национальном Судебном Регистре от 20 августа 1997г., который вступил в силу в 2001г., каждая неправительственная организация регистрируется. С 2001г. все организации были перерегистрированы.

Новые регистрационные процедуры требовали, чтобы неправительственные организации имели офис. Плата за оформление неправительственной организации зависит от того, занимается ли она деятельностью дающей прибыль или нет.

Регистрационные процедуры были значительно изменены с 1 января 2004. Более сложно стало получить статус организации коммунального обслуживания. После регистрации неправительственные организации могут получить статус организации «общественной пользы».

Если организация соответствует требованиям и получает такой статус, то она освобождается от подоходного налога, налога на недвижимое имущество и ряда других.
Однако этот статус влечет за собой дополнительные обязанности (прозрачная и самостоятельная структура управления, обязательное предоставление годовых и других отчетов).

Организации, которые не обладают таким статусом, имеют право на вычет из налога, если осуществляют инвестиции. В США основная нормативно-правовая база требований для регистрации неправительственных организаций существует на уровне штата и потому различна.

Федеральные требования к отчетности НКО установлены Налоговой службой США. От большинства НКО требуется предоставление отчетности о финансовой деятельности. Важно отметить, что НКО, обладающие налоговыми привилегиями, обычно подвергаются более тщательным проверкам.

Например, так называемые «благотворительные» или «общественно полезные» организации, обладающие самым предпочтительным привилегированным статусом налогообложения по сравнению с прочими НКО, помимо обычной финансовой отчетности, должны представлять содержательный отчет о своей деятельности.

В то же время на НКО распространяются те же правила и исключения в отношении налоговой отчетности, что и на коммерческие организации.

Например, обычно им предоставляется выбор: они могут платить налоги и, соответственно, подавать налоговую отчетность в рамках упрощенной системы налогообложения, которая распространяется на малый бизнес, или же могут отчитываться в рамках «обычной» системы.

В некоторых случаях НКО предоставляется право отчитываться по упрощенным правилам по сравнению с коммерческими фирмами. В соответствии с Законом США «Об иностранных агентах», организации, руководимые иностранцами и участвующие в политической деятельности, проходят через особую процедуру регистрации у Генерального прокурора штата.

Закон применим к любому частному лицу или организации, которые соответствуют требованиям данного Закона, и он не ограничен и не направлен конкретно на НКО. Международный центр некоммерческого права и Всемирный Банк выявили лучшие практики в этой области и предложили общие рекомендации и принципы правового регулирования некоммерческих (неприбыльных) организаций.

Они определяют порядок создания и регистрации, прекращения деятельности и ликвидации НКО.

Некоммерческим организациям должно быть разрешено, заниматься любыми видами деятельности в пользу своих членов и в пользу общества. Обычно некоммерческие организации создаются для решения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных задач, для охраны здоровья и природы, защиты прав человека, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественного блага.

В рекомендациях особо подчеркивается, что некоммерческие организации «являются основными участниками в формировании и обсуждении вопросов общественно-политической жизни и должны иметь право высказываться открыто по любым вопросам общественной важности, включая обсуждение и критику существующей или предлагаемой государственной политики и действий».

Некоммерческий сектор – это источник социальных инноваций. Многие образовательные, управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были впервые внедрены некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики (конкурсы социальных и образовательных проектов, кризисные центры для пострадавших от насилия и т.п.).

НКО, отражая интересы различных, в том числе незащищенных групп населения, играют важную роль в развитии демократии. Неправительственные организации заняты лоббизмом и представительством интересов различных групп общества, обеспечивают им широкие возможности участвовать в процессе выработки и принятия решений. Они формируют общественное мнение.

В странах с развитой демократией роль НКО в выработке социально-экономической политики на общенациональном и местном уровне публично признается государством.

НКО занимаются защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы. НКО – катализатор реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством.

Это в свою очередь способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, формированию активной жизненной позиции, самоорганизации и самоуправления. Некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества.

Сотрудничество коммерческого и некоммерческого сектора носит взаимовыгодный характер: первому оно приносит не только улучшение имиджа и формирование лояльности потребителей, но и повышение стабильности среды для ведения бизнеса; второму – ресурсы для выполнения общественной миссии и организационного развития.

Например, выступая спонсорами или благотворителями, корпорации используют позитивный образ НКО в своих рекламных и маркетинговых программах, в отношениях с общественностью.

Некоммерческий сектор предоставляет корпорациям и отдельным состоятельным людям специфическую услугу – возможность удовлетворить их потребности творить добро, которая реализуется в виде благотворительных проектов и программ.

Предприниматели заботятся об увеличении доходов, преумножают совокупный общественный ресурс, некоммерческий сектор – обеспечивает его рациональное перераспределение.
Таким образом, некоммерческий сектор вносит вклад не только в удовлетворение потребностей населения, но и в создание благоприятного делового климата, стабильность экономического развития и политической системы, основанной на принципах демократии, прозрачности и ответственности.

Показательна позиция ведущих международных организаций к развитию мирового кооперативного движения. В документе «Кооперативы в процессе социального развития»(2001 год) Организации объединенных наций отражены следующие положения:

– кооперативы должны повсеместно признаваться в качестве юридических лиц;
– все организации и предприятия, учреждаемые кооперативным движением, должны быть действительно равны с другими ассоциациями и структурами;
– особые ценности и принципы кооперативов должны быть полностью признаны;
необходимо принять надлежащие меры к тому, чтобы эти особые качества не являлись причиной дискриминаций и ущемлений;
– правительствам необходимо создавать и поддерживать благоприятные условия для развития кооперативного движения;
– следует стремиться к налаживанию действительных партнерских отношений между правительствами и кооперативным движением;
– желательно принять государствам-членам ООН общие (единые) законы о кооперативах, которые могут быть дополнены специальными законами об отдельных видах кооперативов,
– целесообразно создать в правительствах координирующие механизмы, которые поддерживали бы связь с кооперативным движением и содействовали сотрудничеству между правительствами и кооперативным движением.
В документах Международной организации труда (2002 год), содержащих рекомендации по развитию кооперативов, отмечается:
– кооперативы действуют во всех секторах экономики;
– кооператив является универсальной и идентичной организацией;
– следует устранить какие-либо ограничения сфер деятельности кооперативов.
В Директиве для членов Евросоюза «О статусе Европейского кооператива»
(2003 год) содержат следующие пункты:
– равенство кооперативов в отношении с другими структурами;
– обязанность создавать и поддерживать для развития кооперативного движения благоприятные условия;
– признание особого вклада, вносимого кооперативами в решение социально-экономических проблем общества;
– устранение ограничений сфер деятельности кооперативов.

Законодательство большинства европейских стран в определениях кооператива исходит из преимущественно некоммерческого характера его деятельности.

Так в Законе “О кооперации” во Франции кооперативы определяются как общества, основными целями которых является: уменьшение в интересах своих членов и их совместными усилиями себестоимости или продажной цены товаров и услуг и улучшение качества товаров и обслуживания.

Основу французской аграрной модели составляют семейные хозяйства, то есть крестьянские хозяйства, основанные на семейной кооперации труда. Во Франции существует министерство социальной экономики, которое занимается созданием условий для развития кооперации, но не вмешивается в хозяйствен-ную деятельность кооперативов. Государство рассматривает кооперацию как третий (после государственного и частного) сектор экономики.

В Германии в настоящее время потребительская кооперация – это массовое кооперативное движение. Преодолеть кризисные явления помогло применение механизмов государственного регулирования кооперативной политики.

Это, прежде всего изменения в законодательстве Германии, налоговые льготы, предоставленные потребительским кооперативам, материальная помощь, которую оказывает федеральное правительство. Наряду с прямой материальной помощью, существенной поддержкой является косвенное поощрение кооперации. В последние годы усилились контакты высших государственных чиновников с представителями кооперативных предприятий, стало практико-
ваться приглашение ведущих кооперативных работников в государственные органы страны.

Структура системы кооперации в Германии построена снизу вверх и включает: первичные кооперативы, региональные центральные кооперативы, организации на уровне федерации. 

Первичные кооперативы на местном уровне существуют в Германии везде. Они – фундамент Союза кооперативов Райффайзен. Их хозяйственная деятельность распространяется на одно или несколько поселений, расположенных близко друг к другу.

Региональные центральные кооперативы выполняют задачи, которые по экономическому и финансовому объему не могут выполнить первичные кооперативы.

Региональные центральные кооперативы создали четыре организации на федеральном уровне, выполняющие такие важные задачи, как координирование обслуживания межрегиональных рынков, совместная закупка и продажа продукции на национальных и международных рынках, экспорт во все страны мира, разработка совместных торговых товарных знаков, а также финансовые услуги для товарных кооперативов.

На национальном уровне в качестве головной организации сельскохозяйственной кооперации действует Союз кооперативов Райффайзен Итальянское законодательство различает общества, имеющие целью получение прибыли, и общества взаимопомощи, к которым относятся кооперативы.

В гражданском кодексе Италии предусматривается, что целью кооператива должно быть предоставление его членам благ, услуг или места работы на более выгодных условиях, чем это мог бы предоставить свободный рынок.

Кооперативными законами Германии, Италии, Великобритании предусмотрено, что если кооператив в своей деятельности отклоняется от основной задачи осуществления экономических интересов своих членов, то он может быть распущен.

Как правило, зарубежное кооперативное законодательство регламентирует следующие стороны деятельности кооперативов: определение кооператива, отношения между кооперативом и членами, клиентами, финансовые аспекты членства в кооперативе, управление.

В США, например, кооперативы, могут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Отличия в том, что некоммерческие кооперативы инвестируют большую часть доходов в расширение и укрепление хозяйства, на цели образования и воспитания членов.

Некоммерческие кооперативы поощряются правительством США льготной налоговой и кредитной политикой. На основе анализа кооперативного законодательства, действующего в раз-
витых странах, могут быть сделаны следующие выводы:

– существует историческая преемственность в развитии кооперативного законодательства;

– первые кооперативные законы в большинстве государств Западной Европы были приняты еще во второй половине XIX века и продолжают действовать в настоящее время;

– в ХХ и в XXI веках к кооперативным законам были приняты поправки, основной смысл которых состоял в расширении возможностей кооперации в условиях усиливающейся конкуренции и усложнения хозяйственных связей;

– кооперативы создаются мелкими собственниками, чтобы объединение их усилий дало им экономический результат, который не достижим для них поодиночке;

– потребительская кооперация позволяет получить доступ к разнообразным услугам и членство в ней отвечает, прежде всего, интересам наименее обеспеченных слоев населения;

– этим объясняется то, что в развитых странах потребительская кооперация поддерживается государством и рассматривается как один из инструментов экономической политики;

– благодаря кооперативам фермеры сохранились, как класс, так как семейные фермы экономически менее эффективны по сравнению с крупными высокоспециализированными товарными хозяйствами.

Академик Клейнер Г.Б. считает, что в современных условиях российской региональной экономики требуется новая стратегия. Следует уходить от стратегии ручного управления. Современная экономика страны нуждается в стратегическом управлении, в перспективе и в институциональном.

Теория планирования экономики базируется на экономической теории. Планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и др.

Главным объектом, применительно к которому будут анализироваться процессы стратегического планирования, являются крупные социально-экономические системы, взаимодействующие между собой в масштабах глобального мирового сообщества.

В центре анализа находится социально-экономическая система России и возможные траектории ее изменений в контексте общемировых тенденций. В социально-экономической системе России, в свою очередь, в центр рассмотрения ставится ее национальная экономика как структурная целостность образующих ее отраслей, регионов, кластеров, разнообразных хозяйственных систем.

По мнению Клейнера, существуют следующие подходы по развитию современной экономической науки:
– при формировании собственной категориально – понятийной базы экономика активно использует понятия, образы из других областей науки и практики, придавая им специфический оттенок и звучание;

– научный подход базируется на принципе единства мира и в частности, его экономической ипостаси, от мега- и макро- до микро уровней;

– экономика отражает все разнообразие жизненных коллизий, и чем теснее ее «сцепление» с другими видами деятельности и познания человека через переплетение понятий, категорий, образов, тем более целостной и сильной становиться мировая наука в целом;

– экономика еще не прошла в своем развитии некоторую особую «цементирующую» стадию умозрительного познания законов природы и сущности мира исходя из его внутренней целостности (поиск глубоких аналогий между природой, обществом и духовным миром человека).

При формировании собственной категориально – понятийной базы в системе стратегического планирования и программирования используются следующие термины.

Предвидение – самая общая характеристика круга явлений, связанных с ожиданиями будущего. В общем случае предвидение может быть представлено в виде трех его форм – гипотеза, прогноз, план.

Прогноз – система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Гипотеза относится к научно-исследовательской фазе осуществления предвидения, когда данные о будущем выдвигаются в порядке предположений, с опорой на интуицию и чисто теоретические конструкции.

Сценарий – гипотетическая последовательность событий, которая показывает, как из существующей или некой заданной ситуации может развертываться шаг за шагом будущее состояние объекта, интересующего разработчика.

Планирование – процесс научного или эмпирического обоснования целей и приоритетов социально-экономического развития с определением путей и средств их достижения. Соответственно план – это документ, который содержит систему показателей и набор различных мероприятий по решению социально- экономических задач.

В нем отражаются как цели и приоритеты, так и ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения. Главная отличительная черта плана – определенность заданий, в нем предвидение получает наибольшую конкретность и определенность.

Общие черты планов – опережающий характер содержащейся в них инфор-мации, что отличает предвидение от экономического анализа и статистики. При планировании могут использовать одинаковые методы и показатели основе общей информационной базы.

Взаимосвязь между прогнозом и планом заключается, прежде всего, в том, что прогнозирование – это исследовательская база планирования. Традиционно прогноз предшествует разработке плана, но он может также следовать за ним, определяя возможности достижения запланированных ориентиров.

Различия между ними обусловлены тем, что прогнозирование по своему существу носит характер исследования, научного описания будущего (предсказания), а план – характер целеполагания.

Прогноз носит вероятностный характер, а план – нормативный. Прогноз имеет вариантное содержание, в то время как план представляет собой однозначное решение, даже если он разработан на вариантной основе. 

Прогнозирование существует независимо от планирования, хотя может быть составной частью процесса планирования. Непременное требование к планам – их ресурсная обеспеченность, в то
время как прогнозы могут предсказывать вероятность достижения цели при неполном обеспечении ресурсами.

В процессе планирования в большей степени проявляется влияние субъективного фактора – воли, желаний, устремлений человека, принимающего решения в постановке цели, в выборе способов ее достижения.

Формы планирования.

– Директивное планирование, т.е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач.

Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов – законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляются практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям.

– Стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу, и формирование механизма их реализации.

Оно предполагает учет факторов внешней среды.

Представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных в виде программ, прогнозов, планов, дополнений и изменений системы мер по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в экономическом развитии государства, государств-партнеров и мирового сообщества.

Его назначение – сделать оперативные и текущие управленческие решения обоснованными не только с точки зрения сложившейся конъюнктуры, но в первую очередь с позиций завтрашнего дня.

– Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, оставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации.

Индикативный план включает в себя концептуальную (концепция социально-экономического развития); прогнозную (прогноз социально-экономического развития); планово-регулирующую (система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы) части.

Программирование – процесс формирования тех или иных программ социально-экономического и научно-технического развития. Речь может идти о комплексных программах развития страны (региона), национальных программах и проектах по реализации избранных приоритетов или о конкретных целевых программах по осуществлению прорывов в тех или иных областях либо о более узких отраслевых или региональных программах и др.

Мероприятие – намеченная к реализации конкретная мера воздействия для решения поставленной задачи. Как правило, носит локальный характер и выступает в качестве составной части прогноза, плана или аналогичных им экономических категорий.

Программа – документ, представляющий собой, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических и других заданий и мероприятий, направленных на решение определенной проблемы.

Чаще всего программы являются составной частью прогноза или плана и призваны выделить приоритетные проблемы развития народного хозяйства (обеспечение населения важнейшими видами продуктов, развитие отдельных видов транспорта, промышленного производства и др.).

Иногда программы имеют и самостоятельное значение.

Целевая программа – это система взаимоувязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и с наилучшим эффектом.

Глобальное программирование – широкая цепь прогнозно-плановых проработок и управленческих мероприятий, направленных на перевод макроэкономической системы страны (или региона) в качественно новое состояние в будущем.

В таком контексте, очевидно, понятие «программирование» становится близким по смыслу понятию «долгосрочное стратегическое планирование» развития макросистем.

К числу основных планово-прогнозных документов, разрабатываемых в нашей стране, относятся прогнозы, концепция и программа социально-экономического развития Российской Федерации.

Прогнозы как система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу по Российской Федерации в целом, народно-хозяйственным комплексам и регионам. Отдельно выделяется прогноз развития
государственного сектора экономики.

Прогнозы – основа для формирования концепции социально-экономи-ческого развития российской Федерации на долгосрочную и среднесрочную перспективу.

Концепция определяет цели социально-экономического развития Российской Федерации, конкретизирует его варианты, пути и средства достижения целей. Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации Послание, с которым Президент обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Исходя из положений Концепции, Правительство Российской Федерации разрабатывает Про-
грамму социально-экономического развития Российской Федерации, которая представляется в Совет Федерации и Государственную Думу.

В Программе должны быть отражены: оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации; концепция Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает:

возможность контроля государства за национальными ресурсами;

достижение такого уровня эффективности производства и качества продукции, которые обеспечивают ее конкурентоспособность, и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;
стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности;
способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире;
создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников.

Региональные программы являются разновидностью целевых программ и служат инструментом регулирования и управления стратегией развития региона, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных территориальных проблем.

Региональные целевые программы являются специфической формой организации расходования средств регионального бюджета. Правовой статус таких программ регулируется соответствующими законами субъектов РФ, и как форма определения направлений расходования бюджетных средств целевая программа принимается в рамках общих правил бюджетного процесса.

Под областной целевой программой понимается комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития региона.

Региональные программы являются разновидностью целевых программ и служат инструментом регулирования и управления стратегией развития региона, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных территориальных проблем.
Р огиональные целевые программы являются специфической формой организации расходования средств регионального бюджета.

Правовой статус таких программ регулируется соответствующими законами субъектов РФ, и как форма определения направлений расходования бюджетных средств целевая программа
принимается в рамках общих правил бюджетного процесса.

Специфика региональных программ заключается в следующем:

отбор региональных проблем для программирования проводится территориальными органами власти и управления;

программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона (край, область, города федерального значения);

управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона;

финансирование программ осуществляется в основном за счет средств соответствующего региона, а также за счет средств государства, инвестиций и т.д.;

региональные программы увязываются со стратегией или концепцией регионального развития;

региональные программы обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов.

Основной целью региональных программ является эффективное использование и развитие социально – экономического потенциала субъекта Федерации, преимуществ его участия в общероссийском и международном разделении труда и повышение на этой основе уровня жизни населения региона.

Основными задачами региональных целевых программ являются:

выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;

формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

сбалансированное региональное хозяйствование в условиях рынка;

полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;

развитие производств и сфер в соответствии с государственной структурной политикой;

охрана окружающей среды; сохранение исторического наследия региона, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

В качестве стержня целевой программы выступает цель, вокруг которой группируется комплекс разнообразных мероприятий, составляющих основное содержание программы.

Единая цель целевой программы развертывается в совокупность задач, решение которых осуществляется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителя ми при определенном ресурсном обеспечении.

Эта связанность и представляет существо программы.

Преимущество программ в том, что они обеспечивают концентрацию ре-сурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях. Программы позволяют ускорить развитие приоритетных отраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы.

В работе с региональными целевыми программами выделяются следующие этапы:
отбор проблем для программной разработки;

оценка целесообразности принятия решений по проблемам социально-экономического развития региона на основе программно-целевого метода;

принятие решения о разработке целевой программы;

разработка проекта целевой программы;

оценка проекта целевой программы;

утверждение целевой программы;

финансирование целевой программы;

организация управления целевой программой, контроль и оценка эффективности и результативности ее реализации.

Структурно целевая программа состоит из следующих разделов:

содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом;

основные цели и задачи программы;

сроки и этапы реализации программы;

система основных мероприятий; ресурсное обеспечение;

механизм реализации программы; организация управления областной целевой программой и контроль над ходом ее выполнения;

оценка социально-экономической (экологической) эффективности программы; паспорт программы.

Для исследования в региональной экономике используются следующие научные методы.

Системный анализ. Этот метод опирается на принцип поэтапного исследования. От постановки цели к определению задач. От формулировки научной гипотезы к комплексному изучению особенностей оптимального варианта размещения отраслей.

Метод позволяет изучать структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи и взаимодействие.
Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых явлений и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками (классификация, типология, концентрация).

Балансовый метод. Данный метод характеризуется становлением отраслевых и региональных балансов.

Метод экономико-географического исследования. Этот метод подразделяется на три составные части.

Региональный метод позволяет исследовать пути формирования и развития территорий, изучить развитие и размещение общественного производства в региональном развитии.

Отраслевой метод позволяет исследовать пути формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучить развитие и размещение общественного производства в отраслевом разрезе.

Местный метод позволяет исследовать пути формирования и развития производства отдельного города, селения; изучить развитие и размещение производства по его первичным ячейкам.
Картографический метод. Этот метод позволяет наглядно представлять особенности размещения.

Метод экономико-математического моделирования позволяет моделировать территориальных пропорций развития экономики региона, а также развитие отраслей хозяйства региона и формирование хозяйственных комплексов региона.

Метод позволяет выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.

Метод анализа многомерной информации, который является факторным анализом, или кластерным анализом. Он состоит в переходе к малому числу латентных (скрытых) переменных (факторов) и в классификации объектов по этим факторам.

Одним из первых видов статистических моделей, используемых в региональных исследованиях, была модель так называемой экономической базы. Среди математических методов можно выделить следующие методы:

Метод таксонирования. Представляющий собой процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны –равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки, к примеру, административные районы, муниципальные образования.

Вариантный метод размещения производительных сил региона. Этот метод чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам.

Методы социологических исследований. Они включают: стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона; контент-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов и т.д.

Метод сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры. В основе разработки стратегии развития региона лежит обеспечение его конкурентоспособности.

Развитие регионов зависит от всех элементов рынка и, в первую очередь, от конкуренции фирм. Но и конкурентное преимущество фирм создается и удерживается в тесной связи с местными условиями.

С другой стороны и регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, формирование конкурентоспособности – ключевой элемент в числе региональных приоритетов, важнейшая функция государственного регулирования экономики. Но многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности региона и роли государства в этом процессе остаются нерешенными.

Следует различать соответственно конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона, страны. В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность может определяться в сравнении с другими аналогичными объектами, часто лучшими.

Данная характеристика относится к оценочным показателям, поэтому предполагает наличие субъекта (кто оценивает), объекта (что оценивается), цели (критерия) оценки.
Субъектами оценки могут быть органы государственной власти, организации, инвесторы, покупатели и т.п. Объектами оценки являются товар, фирма, организация, регион, страна.

Критериями (целями) оценки могут быть положение на рынке, темпы развития, возможность расплачиваться за полученные заемные средства, потребительские свойства по отношению к цене товара и др. Поэтому данное многогранное понятие может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.

Возможны также различные методы оценки конкурентоспособности, построенные на основе статистических показателей, экспертных оценок, рангов.

Конкурентоспособность региона – это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

По методике Всемирного банка благополучие региона может быть оценено по четырем основным показателям в расчете на душу населения: по размеру ВРП, по величине производственных ресурсов (основные фонды и т.д.), по величине природных ресурсов, по величине человеческих ресурсов (уровень образованности).

Конкурентоспособность региона может определяться уровнем жизнеобеспечения населения на основе международных и других стандартов, а также на основании других показателей и индикаторов.

Роль региона в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «региональный ромб». К ним относятся: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.).

А, также: родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами). Кроме вышеизложенного: стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития.

Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства – конкуренция на основе инвестиций – конкуренция на основе нововведений – конкуренция на основе богатства.

Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя стадия обусловливает застой и спад. Конкурентное преимущество региона обеспечивается:

на первой стадии – благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом);

на второй стадии – на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);

на третьей стадии – за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;

на четвертой стадии – за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.

Конкурентоспособность региона обеспечивает рост экономики по пути инновационного развития. Поэтому в современных условиях повышение конкурентоспособности становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом.

Показательны результаты проведенного анализа практики по работе с иностранными инвесторами в Калужской области, которые демонстрируют, что в регионе властными структурами сформирована цельная система поддержки высокого уровня инвестиционной привлекательности.

Главными составляющими системы выступают следующие элементы:
Индустриальные парки, обустроенные за счет средств бюджета области, оборудованные всей необходимой инфраструктурой для размещения производств иностранных компаний.

Организационные структуры (ОАО «Корпорация развития Калужской области» – КРКО), обеспечивающие, под гарантии правительства области, привлечение кредитных ресурсов для финансирования инженерной и логистической инфраструктуры парков.

Пакет нормативно-правовых актов, принятый представительной и исполнительной властью, и устанавливающий финансовые, налоговые преференции инвесторам (порядок освобождение от налогообложения имущества организаций, реализующих инвестиционные проекты, установления сроков освобождения от налогов, связанных с объемом инвестиций и пр.)

Изменения, внесенные в процесс подготовки необходимого количества и качества трудовых ресурсов для индустриальных парков с четко выраженной отраслевой направленностью, осуществленные с использованием средств бюджета (создание центра подготовки кадров для автомобильной промышленности, полностью обеспечивающего потребности и пр.).

В тоже время, представители иностранных корпораций не торопятся совершать действия, «сопровождающиеся передачей технологий», организовывая на территории региона предприятия со 100% иностранным капиталом. В большей части производственного процесса применяется, так называемая, технология «отверточной сборки». При этой региональной практике, как бы, «замораживается» технологическое отставание существующих «старопромышленных» предприятий, для которых принятый пакет преференций, зачастую, недоступен.
Сложности, возникающие в развитии экономики региона, диктуют жесткие
условия формирования и исполнения бюджета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)