Зарождение отечественной философии права и ее мировоззренческо-методологические основания

Возникновение философской, в том числе философско-пра­вовой мысли в России исторически относится к периоду форми­рования первого государства восточных славян — Киевской Ру­си и основывается на следующих факторах:

  • возникновение и распространение письменности;
  • христианизация Киевской Руси; в) формирование государственности. Именно в этот пери­од возникают первые философско-правовые идеи, которые пер­воначально имели религиозно-мифологический, а затем (в связи с принятием и распространением христианства) теологический характер.

Следует отметить, что собственно философско-правовые концепции в России стали формироваться в эпоху Просвещения. Для начального же периода становления отечественного философско-правового знания (XI-XVII вв.) ха­рактерно возникновение отдельных идей, ставших прообразом философии права.

К ним можно отнести следующие:

  • идея равноценности и равноправия народов, сформули­рованная митрополитом Илларионом в «Слове о законе и бла­годати»;
  • идея демократизации церкви и свободы совести как буду­щее основание принципа автономии личности;
  • идея справедливости как основания осуществления власти и отношений между сословиями.

В целом литературные памятники XI-XVII столетия можно охарактеризовать скорее как этические либо правовые, нежели как философско-правовые. Здесь следует вспомнить «Поучения» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Слова» Серапиона Владимирского, «Стоглав», «Домострой» и др.

Развитие философско-правовых идей российскими про­светителями XVIII столетия. Существенный импульс в разви­тии отечественная философия права получила в эпоху Просвещения. С XVIII века философия права преподается в россий­ских учебных заведениях как самостоятельная учебная дисципли­на.

В трудах профессиональных философов закладываются на­учные основы философии права, формируется ее понятийный аппарат. К числу наиболее выдающихся профессоров права следует отнести Василия Третьякова, Якова Козельского, Семена Десницкого, Ивана Третьякова и др. Находящиеся во многом под влиянием идей европейских просветителей отечественные мыслители рассматривают проблемы происхождения права и власти, предмета философии права, разграничения «естествен­ного права» и «позитивного закона».

В то же время отечественная философия права базировалась на иной, нежели европейская, мировозренческо-методологической парадигме. В противовес европейскому рационализму в си­лу особенностей русского менталитета идея естественного права имеет религиозно-экзистенциальный характер. Одной из версий религиозно-экзистенциального обоснования права выступает кордоцентризм («философия сердца»).

Данное философское направление предполагает при анализе сущности человека, его мыслей, поступков не ограничиваться лишь созна­тельными психическими переживаниями, а видеть их глубочайшую первооснову — «сердце» как источник мыслей и познания. С позиции «философии сердца» акцент в обосновании права де­лается на внутренней духовной сущности права. Идея права в рамках кардиоцентризма состоит не в формально-внешнем при­нуждении, а в регулировании жизни с учетом внутреннего мира и свободы человека. Право при этом обосновывается как усло­вие, возможность творческой самореализации личности, ее индивидуального развития.

Одним из сторонников кордоцентризма в отечественной фи­лософской мысли был странствующий философ Григорий Ско­ворода (1722-1794). Оригинальная концепция права у Г. Сково­роды предполагает не рационалистическое, а религиозно-онто­логическое обоснование естественного права, отражающее его внутреннюю духовную сущность. Исходные принципы правово­го мировоззрения — идея нравственной автономии личности и идея справедливости — у Сковороды находят обоснование в его концепции «сродного труда».

«Сродность» рассматривается Ско­вородой как божественный закон, который в то же время являет­ся и законом для природы и человеческого общества. Если дан­ный закон выполняется, то в мире устанавливается мир, а в индивидуальном плане — счастье. Следовательно, «сродный труд» — это выражение степени социальной справедливости, а право как механизм установления заложенной в «сродном тру­де» справедливости должно исходить от человека, выражать не столько внешнюю, сколько внутреннюю меру его свободы.

Познание «сродности» как познание внутреннего человека, его природы, выявление меры свободы осуществляется Сково­родой через постижение символического языка Библии. Каждый человек должен открыть в себе самом мир ценностей и смыслов, содержащихся в Библии, что делает его свободным, поскольку делает его жизнь осмысленной, не требующей принуждения.

«Сродность» как соответствие своей идее должна иметь место и между естественным правом, и правом действующим, то есть «гражданскими законами», которые должны защищать право человека на его собственный нравственный путь, на его самореализацию.

Г. Сковорода признает государство необходимой формой ор­ганизации общественной жизни, назначение которого состоит в защите земледельцев и купцов от внутренних грабителей и внеш­ них врагов. В государстве он выделяет силу внутреннюю — это принцип призвания (назначения), природы, и внешнюю силу — действия правящего слоя.

Из концепции «сродности» следует и критика Сковородой внешнего, формального равенства, основанного на всеобщей беспризванности (несоответствие призванию) и универсальной несродности. Формальному равенству он противопоставлял внутреннее «неравное равенство» как возможность реализации своих способностей, право на индивидуальность, на счастье. Суть «неравного равенства» заключается в том, что все люди, с одной стороны, равны перед Богом, а с другой — все разные.

Критерием же выбора человеком морального жизненного пути является «сродность» (органическое соответствие) его с опре­деленным типом поведения. Тем самым идея «сродного труда» выступает у Г. Сковороды в качестве морального основания права.

Дальнейшее развитие кордоцентризм получил в творчестве Памфила Юркевича (1827-1874), у которого «философия серд­ца» приобретает характер общефилософской концепции. В обосновании права П. Юркевич, как и Г. Сковорода, при­держивался позиции интуитивизма, полагая, что мир, и прежде всего индивидуально-личностный мир, не доступен для разума. Источником морального и правового законодательства, по мне­нию Юркевича, является не разум, а сердце, любовь, то есть свободно принятая система ценностей.

«Глубина сердца» — это первоначальная основа человеческой души, которая позволяет человеку отличить справедливое от несправедливого, доброе от дурного. «При всякой встрече противоположных желаний и ин­тересов, — отмечает Юркевич, — он должен обращаться к нрав­ственным требованиям справедливости, которая укажет ему, где и когда его желания незаконны, где и когда они противоречат благу его ближнего и благу общему».

Нравственно зрелый че­ловек, по мнению Юркевича, руководствуется не только сооброжениями разума, но повинуется заповеди любви, которая вну­шает ему жертвовать своими личными выгодами для блага других, для блага общего. В справедливости и любви заключаются самые прочные условия для установления мира и братства между людьми.

Юркевич выступал против обоснования права в рам­ках моральных систем эвдемонизма и утилитаризма, требующих полезности поступка в качестве критерия моральности. Правило морального утилитаризма требует признавать полезным только то, что гармонизирует деятельность индивида с общим благом. Недостатком морального утилитаризма, по мнению Юркевича, является пренебрежение достоинством человеческой личности, которая в достижении цели получает не только удовлетворение, но и совершенство.

Рассматривая вопрос о предмете философии права, Юркевич отмечает, что философия права «методически исследует те по­стоянные и существенные основания, из которых происходят с необходимостью формы права положительного»1. Философия права по отношению к действующему (положительному) пра­ву — это аналитика его оснований. Она не должна рассматри­ваться как непреложный закон. Человек может судить о том, что есть право, не только на основании положительного права, но на основании идеи права, создаваемой внутренне.

В качестве основания философии права Юркевич выделяет такие антропологические посылки:

  •  человек может опреде­ляться не только внешними, эмпирическими причинами, но и сознанием идей;
  • человек имеет определенные правила, обы­чаи, повиноваться которым дело доброе и святое;
  • повинуясь этим правилам и обычаям, он имеет способность суждения об их достоинстве»

Таким образом, «философия сердца» в классической отече­ственной философии права выступает как методологический фундамент морального обоснования права.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)