Запечатление, импринтинг

Запечатление, импринтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, фиксировать) — особая форма обучения, характеризующая процессы индивидуальной адаптации животных и человека и проявляющаяся в способности к быстрой и жесткой фиксации в долговременной памяти отличительных признаков объектов (и ситуаций), имеющих для организма жизненно важное значение.

Основы теории импринтинга были заложены в 30-е г. XX в. К. Лоренцом. Запечатление, как правило, возникает без внешнего биологического подкрепления и после одноразового воздействия видоспецифических пусковых (ключевых) раздражителей.

Основной функцией запечатления является установление жизненно важных биосоциальных контактов в гнезде, в стаде или стае, в группе или семье, в окружении родителей. Запечатление имеет ведущее значение на ранних стадиях развития организма, в значительной мере обеспечивая его выживание и адаптацию к наличной среде.

Результаты запечатления проявляются в способности к опознанию особью представителей своего вида, родителей и сородичей, членов сообщества, будущих половых партнеров; в выработке реакции следования детенышей за родителями, жесткой фиксации животными места своего рождения, карты звездного неба, признаков местности и др.

Запечатление на ранних стадиях онтогенеза играет определяющую роль в установлении привязанности между матерью и ребенком.

Способность к запечатлению, как правило, возможна в течение довольно определенного, обычно весьма ограниченного критического (чувствительного) периода в развитии организма- преимущественно на поздних стадиях эмбрионального развития особи и на ранних этапах ее постнатального (послеродового) развития.

Однако имеет место и процесс «обратного» импринтирования— например, запечатление матерью своего детеныша, взаимное запечатление брачных партнеров и др., связанное, вероятно, с особыми функциональными состояниями организма взрослых особей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)