Законодательство РФ в сфере искусственного прерывания беременности

В 1920 г. Советская Россия стала первой страной в мире, которая легализовала искусственное прерывание беременности по желанию женщины. Несмотря на то что в конце 1930-х гг. производство абортов было запрещено, после Великой Отечественной войны они вновь были легализованы.

К середине 1980-х гг. в России был зарегистрирован один из самых высоких показателей числа абортов в расчёте на одну женщину. По данным ВОЗ, он составлял от 2,5 до 4 искусственных прерываний беременности на одну женщину, тогда как на Западе соответствующий показатель не превышал 0,63.

По мнению историков, социологов, демографов, причину такой «популярности» абортов в России следует искать в раскрепощении и освобождении женщины, активной атеистической пропаганде и легализации аборта в начале 20-х годов прошлого века.

Россия была в то время единственной страной в мире, имевшей столь свободное законодательство, которое превратилось в инструмент для решения политических и идеологических проблем, социального экспериментирования.

Всё сказанное выше привело к формированию «особой абортной культуры», т.е. приспособлению и привыканию общества к широкому производству абортов, «к деформации психологии целых поколений мужчин и женщин, когда искусственное прерывание беременности утратило для многих из них смысл мучительного морального выбора, стало социальной нормой».

Появились специальные кадры, койки, централизованно распределяемые ресурсы и фонды, а также масса сопутствующих этой процедуре медицинских производств и технологий, использующих отходы абортов. Это производство гормональных, иммунных средств, кровозамещающих и колагенновых препаратов.

В настоящее время, по данным учёных, число искусственных прерываний беременности по-прежнему остаётся в России на очень высоком уровне и составляет почти 2 аборта на каждое живорождение. В 130 странах мира аборт по социальным показаниям вообще не допустим.

Анализ современного российского законодательства позволяет заключить, что оно является одним из самых либеральных, поскольку легализует и делает доступным искусственное прерывание беременности фактически на любой стадии развития плода.

Так, согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 23 июля 1993 г. «каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве». Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям – при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины – независимо от срока беременности.

Перечень медицинских показаний определяется Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 03.12.2007 № 736 «Об утверждении Перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности»58, перечень социальных показаний – положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Социальными показаниями для искусственного прерывания беременности, согласно Перечню, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации № 485 от 11 августа 2003 г. «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности», являются:

  • наличие инвалидности I–II группы у мужа;
  • смерть мужа во время беременности;
  • пребывание женщины в местах лишения свободы; наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав; беременность в результате изнасилования.

Действует также Приказ Минздрава Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 484 «Об утверждении инструкции о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям и проведения операции искусственного прерывания беременности».

Таким образом, в основу российского законодательства положена либеральная позиция, в соответствии с которой женщина имеет практически неограниченную свободу в решении вопроса о прерывании беременности. Данный подход к правовому регулированию искусственного аборта противоположен позиции зарубежного законодателя.

Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. Таким образом, при сроке беременности до 12 недель человеческий зародыш может быть умерщвлён по любым основаниям, независимо от наличия медицинских и социальных показателей для такого умерщвления.

По смыслу Основ, жизнь человеческого зародыша подлежит правовой охране лишь по истечении 12 недель с момента зачатия при условии отсутствия у матери социальных и медицинских показаний для искусственного прерывания беременности. При наличии медицинских показаний жизнь человеческого плода вообще не составляет предмета правовой охраны – мать, а в некоторых случаях врачи вольны распорядиться этой жизнью по собственному усмотрению.

При наличии социальных показаний человеческий зародыш может быть умерщвлён при сроке беременности до 22 недель. Следует отметить, что согласно инструкции о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям вопрос об искусственном прерывании беременности решается в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность комиссией в составе руководителя учреждения, врача акушера-гинеколога, юриста, специалиста по социальной работе (при его наличии).

Комиссия рассматривает письменное заявление женщины, заключение врача акушера-гинеколога о сроке беременности, документы, подтверждающие наличие социальных показаний. Таким образом, необходимыми являются такие юридические документы, как свидетельство о смерти мужа, решение суда о лишении родительских прав, документы, подтверждающие инвалидность мужа, и т.п.

При этом существенным пробелом является отсутствие особого порядка разрешения операции по искусственному прерыванию беременности, возникшей в результате изнасилования. Общий порядок, при котором женщина должна будет подтверждать данный факт, причинит ей дополнительные нравственные страдания.

В соответствии со ст. 36 Основ «незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечёт за собой уголовную ответственность, установленную законодательством РФ»62. В силу ст. 123 УК Российской Федерации «незаконное производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере зарплаты или иного дохода осуждённого за период от 1 до 2 месяцев, либо обязательными работами на срок от 100 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до двух лет».

Одной из приоритетных задач здравоохранения, направленных на охрану репродуктивного здоровья и рождение здоровых детей, по-прежнему остаётся профилактика абортов. Здесь следует отметить, что Тамбовская область также взяла на вооружение решение данной проблемы.

В результате проводимой планомерной работы в Тамбовской области за последние 10 лет общее количество абортов в целом по области снизилось более чем в 2 раза. За последние пять лет абсолютное число абортов в Российской Федерации снизилось на 22,7%, в Тамбовской области – на 33,7%.

Следует отметить также, что доля абортов, производимых по желанию женщины, снизилась с 80% в 2006 г. до 73,8% в 2009 г. (Российская Федерация 2008 г. – 78,3%), что также свидетельствует об эффективности санитарно-просветительной работы среди населения.

В 2009 г. зарегистрировано 6925 абортов (2005 г. – 10444, 2006 г. – 9560, 2007 г. – 8790, 2008 г. – 8012). Цифры пока что остаются страшными, но есть определённые успехи. На федеральном уровне осуществляются попытки реформирования. Так, согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.09.2007 № 623 «О мерах по совершенствованию акушерско-гинекологической помощи населению Российской Федерации»65 в штат женской консультации могут быть приняты социальные работники, одной из задач которых является индивидуальная работа с обратившимися в консультацию женщинами с целью прервать беременность.

Кроме этого, представляется, что проблему абортов нужно разрешать средствами и методами, которые создадут ситуацию, когда не нужно будет решать вопрос о необходимости аборта законодательными мерами. Одним из таких средств является защита материнства.

Конституция Российской Федерации провозглашает охрану материнства и семьи государством. Материнством считается способность женщин к выполнению важнейшей биологической и социальной функции – воспроизводство потомства, продолжение человеческого рода.

Из этого вытекает право женщины иметь ребёнка, и этому праву корреспондирует только обязанность создать условия, чтобы она могла его иметь, и субъектом этой обязанности является государство. Защита материнства – одна из приоритетных задач Российского государства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)