Законодательство по организации прокурорского надзора за законностью деятельности судебных приставов

Основные правовые акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и исполнение судебных решений, – это федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», на основе которых внесены изменения в действующее законодательство и принят ряд подзаконных нормативных актов.

Частично вопросы исполнения судебных решений регулируются Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным, Уголовно-исполнительным и Таможенным кодексами Российской Федерации.

Исполнение приговоров регулируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, однако исполнение некоторых видов уголовного наказания производится судебными приставами в соответствии с положениями актов, регулирующих исполнительное производство (штраф, конфискация имущества). В связи с этим при их разрешении следует руководствоваться общими принципами права, в соответствии с которыми действующими признаются положения более поздних законов. Таковыми являются федеральные законы «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. и «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г.

Прокурорам следует иметь в виду, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» от 30 июля 2001г. признаны не соответствующими Конституции РФ:

  • положение п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7 % от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, – поскольку оно в силу своей формальной неопределенности в части, касающейся оснований освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, допускает его применение без обеспечения должнику возможности надлежащим образом подтверждать, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, обязывающего его передать взыскиваемые денежные средства, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • положение п. 1 ст. 77 Закона, на основании которого из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, исполнительский сбор оплачивается в первоочередном порядке, а требования взыскателя удовлетворяются в последнюю очередь.

Исключения приведенных положений содержатся в ранее принятых законах, в которых прямо указано, что нормативные акты, принимаемые в сфере, которую они регулируют, должны им соответствовать. В этих случаях при наличии коллизий действуют законы, в которых содержится такое упоминание.

В числе иных законодательных актов, которые имеют прямое либо косвенное отношение к деятельности судебных приставов, следует отметить:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (Глава 60. Вопросы рассмотрения и исполнения решений по трудовым спорам);
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., определяющий порядок принудительного исполнения постановлений о наложении штрафа, конфискации и возмещения имущественного ущерба;
  • Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. (ст. 25, касающаяся инициации исполнения решений третейских судов);
  • Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. (ст. 35, 36, регулирующие вопросы выдачи судами исполнительных листов в связи с решениями международных коммерческих арбитражей);
  • Гражданский кодекс РФ (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. (в редакции от 15 мая 2001 г.) (ст. 350, 447 – 449, относящиеся к вопросам обращения взыскания на заложенное имущество и порядка его реализации, а также проведения торгов);
  • Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. (ст. 99, 100, регламентирующие институт заключения соглашения об уплате алиментов);
  • Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. (поскольку законодательством о судебных приставах предусмотрены наличие специальных средств и огнестрельного оружия у судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и возможность их применения);
  • Налоговый кодекс РФ (Часть первая) от 31 июля 1998 г. (ст. 47 о принудительном взыскании налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации).

В числе постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности службы судебных приставов, следует отметить такие, как:

  • «О Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации» от 6 января 1998 г.;
  • «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» от 27 мая 1998 г.;
  • «Об утверждении Положения о внебюджетном фонде развития исполнительного производства» от 26 июня 1998 г.;
  • «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества» от 7 июля 1998 г.;
  • «Об утверждении Порядка наложения ареста на ценные бумаги» от 12 августа 1998 г.;
  • «Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации» от 30 декабря 1998 г.;
  • «О реализации конфискованного и арестованного имущества» от 23 апреля 1999 г.;
  • «Об утверждении норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации» от 2 марта 2000 г.

Отдельные вопросы исполнительного производства нашли свое развитие в актах Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств.

Действуют приказы Министерства юстиции Российской Федерации и других министерств, например, приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов» от 25 июля 2000 г. № ВГ-3-10/265/215.

Действуют также следующие приказы Министерства юстиции РФ:

  • «О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» от 3 июля 1998 г. № 76;
  • «Об обязательном назначении специалиста при осуществлении оценки ценных бумаг, на которые обращается взыскание» от 27 октября 1998 г. № 153;
  • «Об улучшении работы по отбору специализированных организаций для продажи арестованного имущества» от 12 ноября 1998 г. № 166 (в редакции от 27 июня 2001 г.);
  • «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» от 3 августа 1999 г. № 226.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации приняты специальные ведомственные акты, регулирующие прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений: указание Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» от 6 января 1999 г. № 1/7; указание заместителя Генерального прокурора Российской Федерации «О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения» от 25 марта 1999 г. № 19/38.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)