Законодательные основы стандартизации

Вопросы стандартизации в нашей стране регламентированы рассмотренным ранее ФЗТР. В этом законе определены: цели и принципы стандартизации; документы в области стандартизации; функции национального органа Российской Федерации по стандартизации; назначение, правила разработки, утверждения и применения национальных стандартов и общероссийских клас­сификаторов, а также международных стандартов и стандартов организаций.

Дополняет и развивает указанный закон ГОСТ Р 1.0—2012 «Стан­дартизация в Российской Федерации. Основные положения», уста­навливающий организацию и проведение в Российской Федерации работ в области стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения, а также задачи международного со­трудничества в области стандартизации.

В данном стандарте ис­пользованы нормативные ссылки на ряд действующих стандартов:

  • ГОСТ 1.1—2002 «Межгосударственная система стандартиза­ции. Термины и определения»;
  • ГОСТ Р 1.2—2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»;
  • ГОСТ Р 1.4—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»;
  • ГОСТ Р 1.5—2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»;
  • ГОСТ Р 1.8—2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Рос­сийской Федерации работ по разработке, применению, об­новлению и прекращению применения»;
  • ГОСТ Р 1.9—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения»;
  • ГОСТ Р 1.12—2004 «Стандартизация в Российской Федера­ции. Термины и определения».

Развитие законодательства Российской Федерации в указанных областях для придания ему прикладного характера, обеспечения целенаправленного законодательного воздействия, формирования бесспорных в правовом отношении механизмов обеспечения соблюдения требований действующего законодательства целесо­образно осуществлять в следующих направлениях:

  •  разработка законодательных актов по конкретным группам и (или) видам продукции или деятельности. Эти законодатель­ные акты должны определять особенности (или более жесто­кие режимы, чем это принято в основополагающих законах) проведения по данной продукции или виду деятельности ра­бот по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации;
  • разработка законодательных актов, устанавливающих кон­кретные численные значения (или интервалы) вредных воз­ действий, проявляющихся в процессах производства продук­ции и работ, оказания услуг.

Законодательные акты как наиболее авторитетная форма госу­дарственного регулирования безопасности и качества продукции и услуг должны применяться во взаимодействии с техническими регламентами, утверждаемыми органами исполнительной власти, и стандартами. Технические регламенты и стандарты должны обе­спечивать практическое выполнение законодательных актов.

За­конодательные акты могут придавать обязательность требованиям стандартов путем:

  • прямых ссылок в законодательных актах на стандарты;
  •  включения требований стандартов к объектам стандартизации непосредственно в тексты законодательных актов.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)