Задержание как отдельная мера государственного принуждения
Задержание является одной из наиболее часто применяемых в деятельности полиции мер государственного принуждения.
Правовая природа задержания проявляется в процессуальном характере норм права, регламентирующих применяемое принуждение в рамках уголовного судопроизводства (п. 11 ст. 5 УПК РФ), производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.3 КоАП РФ) и иной административно-правовой деятельностью уполномоченных сотрудников полиции на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица.
Во-первых, это соблюдение процедуры задержания, в соответствии с которой полицейский обязан: сообщить задерживаемому свою принадлежность к полиции (представить служебное удостоверение), оповестить о причине и основании задержания, разъяснить его права и обязанности, возникающие в связи с применением данной меры принуждения. Статус задержанного, согласно Конституции Российской Федерации, возникает у лица с момента фактического ограничения его свободы передвижения2, т. е. лишения (ограничения) его возможности перемещения и общения с другими людьми, а также выбора им места своего нахождения.
Во-вторых, согласно ч. 7 ст. 14 ФЗ «О полиции», предоставление задержанному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено УПК РФ, право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения.
Все задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру (ст. 27.7 КоАП РФ), а подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления – личному обыску (ст. 184 УПК РФ).
В-третьих, обязанность полиции – уведомлять о факте задержания:
- родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
- представителей военного командования или комендатуры о военнослужащих и лицах, призванных на военные сборы;
- посольств (консульств) иностранных государств об иностранных гражданах в случае ограничения свободы указанных субъектов.
В-четвертых, процессуальное оформление задержания. По факту задержания составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица (ч. 14 ст. 14 ФЗ «О полиции»).
В случае отказа задержанного лица подписать протокол в него вносится соответствующая запись, которая удостоверяется его подписью.
- Процедуры разрешения заявлений об административном правонарушении
- Характеристика стадий производства по делам об административных правонарушениях
- Сущность административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел
- Контроль за рассмотрением обращений и соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
- Заявления и сообщения о происшествиях
- Заявления и сообщения об административных правонарушениях
- Разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
- Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
- Прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу