Задержание как отдельная мера государственного принуждения

Задержание является одной из наиболее часто применяемых в деятельности полиции мер государственного принуждения.

Как справедливо отмечают ученые-административисты, под задержанием, предусмотренным ст. 14 ФЗ «О полиции», следует понимать кратковременное ограничение свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там.

Правовая природа задержания проявляется в процессуальном характере норм права, регламентирующих применяемое принуждение в  рамках уголовного судопроизводства (п. 11 ст. 5 УПК РФ), производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.3 КоАП РФ) и иной административно-правовой деятельностью уполномоченных сотрудников полиции на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица.

В целях обеспечения законности прав и свобод граждан при осуществлении задержания законодатель предусмотрел систему гарантий, обеспечивающих свободу передвижения личности.

Во-первых, это соблюдение процедуры задержания, в соответствии с которой полицейский обязан: сообщить задерживаемому свою принадлежность к полиции (представить служебное удостоверение), оповестить о причине и основании задержания, разъяснить его права и обязанности, возникающие в связи с применением данной меры принуждения. Статус задержанного, согласно Конституции Российской Федерации, возникает у лица с момента фактического ограничения его свободы передвижения2, т. е. лишения (ограничения) его возможности перемещения и общения с другими людьми, а также выбора им места своего нахождения.

Во-вторых, согласно ч. 7 ст. 14 ФЗ «О полиции», предоставление задержанному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено УПК РФ, право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения.

Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. Однако в интересах следствия и отправления наказания, задержанные полицией лица могут быть лишены права на телефонный звонок (п.п. 2, 3, 4, 7, 8, 12 ч. 2 ФЗ «О полиции»).

Все задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру (ст. 27.7 КоАП РФ), а подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления – личному обыску (ст. 184 УПК РФ).

В-третьих, обязанность полиции – уведомлять о факте задержания:

  • родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
  • представителей военного командования или комендатуры о военнослужащих и лицах, призванных на военные сборы;
  • посольств (консульств) иностранных государств об иностранных гражданах в случае ограничения свободы указанных субъектов.

В-четвертых, процессуальное оформление задержания. По факту задержания составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица (ч. 14 ст. 14 ФЗ «О полиции»).

Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом.

В случае отказа задержанного лица подписать протокол в него вносится соответствующая запись, которая удостоверяется его подписью.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)