Ян Амос Коменский и оформление педагогики как самостоятельной научной системы
Ян Амос Коменский – учитель и пастор из города Фульнека, что на северо-западе Моравии, личность, ставшая легендой уже
для своих современников.
Как только его ни называли:
«Ему было легко с детьми и тяжело с монархами, хотя короли доверяли ему просвещение своих подданных. В Швеции Коменскому предложили провести школьную реформу, а он предпочел государственным хлопотам преподавание в местной школе и работу над книгой об исправлении человеческих дел. Заниматься лишь тем, что достойно жизни, писать лишь о самом важном – невиданная во все времена свобода, которую невозможно выпросить или завоевать, на нее можно только решиться, невзирая на последствия».
В 1616 году Коменскому – 24 года. Он, пастор общины моравских братьев, проповедует в Оломоуце, а через некоторое время его приглашают в Фульнек, где назначают учителем и одновременно ректором «латинской школы». Учитель этот был довольно странный. Он не «назидал по шее» линейкой, а самым непослушным задавал каверзные вопросы, думать над которыми было намного интересней, чем хулиганить. А ещё он водил учеников в соседний лес, где в тени раскидистого бука беседовал с ними «о предметах возвышенных и полезных.
«Пансофия»3, или школа всеобщей мудрости, Коменского «означала требование всесторонности и систематичности образования и познания», – пишет известный исследователь педагогического наследия мыслителя профессор А.А. Красновский. – Его идея «всех учить всему» вытекала из рассуждений о том, что все люди способны к познанию и образованию… Познание Коменский считал активным процессом, тесно связанным с разумным обучением.
Коменский выдвинул «принцип природосообразности» в обучении. Согласно этому принципу обучение необходимо осуществлять соответственно внешнему миру и природе ребенка».
Главные его произведения:
- «Великая дидактика» (1632);
- «Открытая дверь к языкам» (1631);
- «Видимый мир в картинах».
«Великая дидактика» представляет собой замечательное произведение педагогической мысли, фактически заложившее основы дальнейшего развития педагогики как науки. Изложению самой дидактики предшествуют заголовки отдельных глав. Это – как бы тезисы, определяющие видение и подходы к теме исследования. Он их так и назвал: «Положения, развиваемые в содержании глав».
Какие же это положения:
- Человек есть самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение.
- Последняя цель человека находится за пределами этой жизни.
- Эта жизнь является только приготовлением к вечной жизни.
- Есть три ступени приготовления к вечности: познание себя (и вместе с собой – всего), управление собой и стремление к богу.
- Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы.
- Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование.
- Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить.
- Юношество должно получать образование совместно, и для этого нужны школы.
- Школам нужно вверять всю молодежь обоего пола.
- Обучение в школах должно быть универсальным.
- До сих пор не было школ, вполне соответствующих своему назначению.
- Школы можно преобразовать к лучшему.
- Основою преобразования школ является точный порядок во всем.
- Точный порядок для школы следует заимствовать у природы.
- Основы для продолжения жизни.
- Общие требования обучения и учения, то есть как учить и учиться.
- Основы легкости обучения и учения.
- Основы прочности (основательности) обучения и учения.
- Основы кратчайшего пути обучения.
- Метод наук в частности.
- Метод искусств.
- Метод языков.
- Метод нравственного воспитания.
- Метод насаждения благочестия.
- Если мы желаем, чтобы школы были вполне реорганизованы на подлинных началах истинного христианства, должно или удалить книги язычников, или, по крайней мере, пользоваться с большей осторожностью, чем это было до сих пор.
- О школьной дисциплине.
- О четырехступенном устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся.
- Очерк (идея) материнской школы.
- Идея школы родного языка.
- Очерк латинской школы.
- Об академии, путешествиях и коллегии света.
- О всеобщей совершенной организации школ.
- Об условиях, необходимых для практического применения этого всеобщего метода.
Свою «Великую дидактику» Ян Амос Коменский начинает рассуждениями: «Человек – совершеннейшее превосходящее создание». Цели его лежат за пределами этой временной жизни.
Но если отбросить эту религиозную риторику, то мы поймем, почему «Дидактика» перевернула все тогдашние представления о школе. Уже в первых главах своего труда Коменский пишет, что руководящей основой его дидактики будут исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учились, а больше бы учили. Тогда в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха. Суть ее, наверное, лучше всего объясняет родовой девиз Коменских:
Вместо зазубривания бесполезных фактов и имен – обучение лишь тому, что своевременно, радостно и полезно, вместо принуждения и страха – воспитание в добродетели и свободе.
- Генезис этнопедагогики
- Связь этнопедагогики с народной педагогикой и педагогической антропологией
- Этнопедагогика как научная дисциплина в рамках общей педагогики
- Этнопедагогика
- Проблема религиеведческой безграмотности и пути ее преодоления
- Воспитание в Турции
- Воспитание в Курдистане
- Воспитание в Ливане
- Система воспитания в Исламе
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу