Ян Амос Коменский и оформление педагогики как самостоятельной научной системы

Ян Амос Коменский – учитель и пастор из города Фульнека, что на северо-западе Моравии, личность, ставшая легендой уже
для своих современников.

Как только его ни называли:

«другом человечества» и «дерзким сумасшедшим», «творцом основ здания человеческой и божественной правды» и «святотатцем»; ему пророчили славу «величайшего из земных  педагогов» и пытались обвинить в подрыве государственных устоев за то, что он называл современную ему школу местом, «где из кротких овечек выходили по большей части дикие ослы».

«Ему было легко с детьми и тяжело с монархами, хотя короли доверяли ему просвещение своих подданных. В Швеции Коменскому предложили провести школьную реформу, а он предпочел государственным хлопотам преподавание в местной школе и работу над книгой об исправлении человеческих дел. Заниматься лишь тем, что достойно жизни, писать лишь о самом важном – невиданная во все времена свобода, которую невозможно выпросить или завоевать, на нее можно только решиться, невзирая на последствия».

Интересно
Жизнь Яна Амоса Коменского наполнена драматизмом. Рано потеряв родителей, ему тогда не было и десяти лет, он воспитывался у родственников. Закончив школу моравских братьев в Прерове, он отправляется изучать богословие в тогдашний центр кальвинизма – в Германию, оттуда – в Амстердам и после двух лет странствий пешком вернулся в Моравию. Согласно преданию, шел он налегке, так как всё, что у него было, он отдал за рукопись запрещенного тогда труда Коперника «Об обращениях небесных сфер».

В 1616 году Коменскому – 24 года. Он, пастор общины моравских братьев, проповедует в Оломоуце, а через некоторое время его приглашают в Фульнек, где назначают учителем и одновременно ректором «латинской школы». Учитель этот был довольно странный. Он не «назидал по шее» линейкой, а самым непослушным задавал каверзные вопросы, думать над которыми было намного интересней, чем хулиганить. А ещё он водил учеников в соседний лес, где в тени раскидистого бука беседовал с ними «о предметах возвышенных и полезных.

Коменский – сенсуалист (лат. зепзиз – чувство, ощущение), признающий единственным источником познания ощущения. «Начало познания, – писал он, – безусловно, всегда исходит из чувства (ибо ничего не существует в познании, чего раньше не было бы в ощущении)…».

«Пансофия»3, или школа всеобщей мудрости, Коменского «означала требование всесторонности и систематичности образования и познания», – пишет известный исследователь педагогического наследия мыслителя профессор А.А. Красновский. – Его идея «всех учить всему» вытекала из рассуждений о том, что все люди способны к познанию и образованию… Познание Коменский считал активным процессом, тесно связанным с разумным обучением.

В своих педагогических взглядах Коменский подчеркивал практичность цели образования: «Знать, говорить и действовать – вот в чем соль мудрости», – писал он.

Коменский выдвинул «принцип природосообразности» в обучении. Согласно этому принципу обучение необходимо осуществлять соответственно внешнему миру и природе ребенка».

Главные его произведения:

  • «Великая дидактика» (1632);
  • «Открытая дверь к языкам» (1631);
  • «Видимый мир в картинах».

«Великая дидактика» представляет собой замечательное произведение педагогической мысли, фактически заложившее основы дальнейшего развития педагогики как науки. Изложению самой дидактики предшествуют заголовки отдельных глав. Это – как бы тезисы, определяющие видение и подходы к теме исследования. Он их так и назвал: «Положения, развиваемые в содержании глав».

Какие же это положения:

  • Человек есть самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение.
  • Последняя цель человека находится за пределами этой жизни.
  •  Эта жизнь является только приготовлением к вечной жизни.
  • Есть три ступени приготовления к вечности: познание себя (и вместе с собой – всего), управление собой и стремление к богу.
  • Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы.
  • Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование.
  • Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить.
  • Юношество должно получать образование совместно, и для этого нужны школы.
  • Школам нужно вверять всю молодежь обоего пола.
  • Обучение в школах должно быть универсальным.
  • До сих пор не было школ, вполне соответствующих своему назначению.
  • Школы можно преобразовать к лучшему.
  • Основою преобразования школ является точный порядок во всем.
  • Точный порядок для школы следует заимствовать у природы.
  • Основы для продолжения жизни.
  • Общие требования обучения и учения, то есть как учить и учиться.
  • Основы легкости обучения и учения.
  • Основы прочности (основательности) обучения и учения.
  • Основы кратчайшего пути обучения.
  • Метод наук в частности.
  • Метод искусств.
  • Метод языков.
  • Метод нравственного воспитания.
  • Метод насаждения благочестия.
  • Если мы желаем, чтобы школы были вполне реорганизованы на подлинных началах истинного христианства, должно или удалить книги язычников, или, по крайней мере, пользоваться с большей осторожностью, чем это было до сих пор.
  • О школьной дисциплине.
  • О четырехступенном устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся.
  • Очерк (идея) материнской школы.
  • Идея школы родного языка.
  • Очерк латинской школы.
  • Об академии, путешествиях и коллегии света.
  • О всеобщей совершенной организации школ.
  • Об условиях, необходимых для практического применения этого всеобщего метода.

Свою «Великую дидактику» Ян Амос Коменский начинает рассуждениями: «Человек – совершеннейшее превосходящее создание». Цели его лежат за пределами этой временной жизни.

Настоящая земная жизнь – лишь приготовление к загробной, вечной. Научное образование, нравственное и религиозное воспитание – средства подготовки к этой загробной жизни.

Но если отбросить эту религиозную риторику, то мы поймем, почему «Дидактика» перевернула все тогдашние представления о школе. Уже в первых главах своего труда Коменский пишет, что руководящей основой его дидактики будут исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учились, а больше бы учили. Тогда в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха.  Суть ее, наверное, лучше всего объясняет родовой девиз Коменских:

«Пусть все вольно идет, да не будет насилия в деле».

Вместо зазубривания бесполезных фактов и имен – обучение лишь тому, что своевременно, радостно и полезно, вместо принуждения и страха – воспитание в добродетели и свободе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)