Выразительных средств языка и речи

Предпосылками этого являются: эмоциональная впечатлительность детей, яркая эмоциональная окрашенность отражения результатов познания окружающего мира; наличие у дошкольников особого «чутья языка», что позволяет им чувствовать и понимать сложные языковые явления, в том числе и специальные средства языковой и речевой выразительности.

Однако эмоциональная впечатлительность и чуткость к языковым явлениям сами по себе не гарантируют выразительности речи дошкольников. Этот процесс опосредован специальной целенаправленной педагогической работой.

Прежде всего выразительность речи должна развиваться в единстве с решением других речевых задач. Так, словарная работа направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает детям употреблять точное по смыслу слово или словосочетание. Фонетическая сторона включает звуковое оформление высказывания, отсюда – эмоциональное воздействие на слушателя.

Грамматический аспект также важен, так как, используя разнообразие стилистические средства, дети оформляют высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно чтобы речь дошкольников была выразительной, необходимо в процессе обучения использовать разнообразные средства.

Одним из эффективных средств исследователи (Е. А. Флёрина, А. П. Усон.о (Ушакова, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьева, О. В. Акулова, О. Н. Сомкова и др.) называют устное народное творчество, сконцентрировавшее в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Они подчеркивают, что в центре специальной работы по использованию устного народного творчества должно быть восприятие и понимание ребенком художественного образа фольклорных произведений и его отражение в художественной деятельности дошкольника.

В частности, О. В. Акулова, проанализировав психолого-педагогические исследования, выделила следующие этапы развития выразительности речи в соответствии с логикой и закономерностями становления художественной деятельности детей:

  • этап художественного восприятия произведений устного Народного творчества;
  • этап освоения специальных исполнительских умений;
  • этап свободного использования средств выразительности в творческой деятельности.

На начальном этапе важно развивать художественное восприятие фольклорных произведений в единстве их содержания, формы и речевого воплощения. Для этого дошкольникам понадобятся знания и умения, получаемые с помощью специально подобранных художественных текстов, при работе с которыми происходит «открытие» детьми отдельных закономерностей и приобретение новых знаний. При таком подходе слова-термины становятся необходимым средством фиксации эмпирических знаний.

Основным содержанием следующего этапа является освоение дошкольниками способов выразительного воплощения художественного образа, что включает обогащение представлений ребят о средствах речевой выразительности и развитие умения использовать их в личностно значимых условиях. Значимыми для детей являются условия игры.

Сначала следует использовать игры-драматизации и «ролевые диалоги», поскольку они наиболее знакомы детям и предполагают создание одного образа героя. Затем особое значение будут иметь игровые этюды, позволяющие совершенствовать специальные умения использования выразительных средств в привлекательной для детей форме. В дальнейшем возможен переход к театрализованной игре с использованием макета-карты места действия большинства русских народных сказок и специального набора плоскостных игрушек к ней.

Театрализованная игра может плавно подвести детей к более сложной форме игры — игре режиссерской, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как «творец, сценарист, режиссер», самостоятельно строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. Это создает благоприятные условия для развития выразительности детской речи, поскольку требует от ребенка использования «ролевой» речи от лица разных персонажей, для воплощения образов которых ему необходимы специальные средства лексической и интонационной выразительности.

Использование названых игр обеспечит накопление вариативного опыта исполнительской деятельности, который будет стимулировать освоение детьми средств речевой выразительности. Заключительны й этап развития выразительности связывается с творческими проявлениями детей в двух видах деятельности: игровой и художественно-речевой. Это создает благоприятные условия для осознания и выражения детьми познанных закономерностей построения произведений устного народного творчества, их языковых особенностей и средств речевой выразительности исполнителей фольклорных текстов.

Выделенные этапы обеспечивают увеличение самостоятельности детей, что приводит к становлению субъективной позиции старшего дошкольника, проявляющейся в способности выбирать средства выразительности, адекватные художественному образу. Не менее важным средством развития выразительности речи является изобразительное искусство.

Е.В.Савушкина в своем исследовании показала, что ознакомление с разными жанрами живописи позволяет детям в линиях, красках и композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника и помогает понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа.

К тому же параллельное использование на занятиях произведений различных видов искусств (живописи, музыки, художественной литературы), углубляет впечатления детей от рассматриваемых картин, заставляя их находить новые языко­вые средства для выражения своих впечатлений. Так, на одном из занятий была выставлена картина В. М. Васнецова «Богатыри». Дети в течение нескольких минут рассматривали репродукцию и слушали музыкальное произведение М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина».

Затем читался отрывок из былины, после чего дошкольникам задавались вопросы. В результате дети смогли не только составить рассказ по картине, но и понять настроение художника, переданные им чувства, соотнести содержание картины с литературным и музыкальным произведениями, выразить свои впечатления от живописного произведения ярко и образно.

Развитию выразительности речи способствуют также речевые игры, упражнения и творческие задания:

  • образование смысловых оттенков значений существительных с помощью суффиксов увеличительное, уменьшительности, ласкательное (береза-березка-березонька; книга-книжечка-книжонка);
  • выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, дополняющих значение производящего слова (худой-худющий, плохой-плохонький, полный-полноватый);
  • подбор антонимов один теряет, другой… (находит); сахар сладкий, а лимон… (кислый);
  • подбор синонимов к изолированным словам и словосочетаниям по всем частям речи (смелый-храбрый-мужественный-бесстрашный; дети-малыши-ребята-детвора);
  • выбор адекватного слова из синонимического ряда: жаркий (горячий) день;
  • подбор эпитетов к существительным (море синее, а еще какое? – тихое, спокойное, лазурное);
  • подбор слов-действий (листья падают, а еще что делают? – летят, шуршат, кружатся);
  • подбор слов-существительных (чем это делают? чем копают, рисуют и т.д.). «Назови что-нибудь деревянное (стеклянное, пластмассовое)»;
  • активизация глаголов («Кто что делает?»; «Кто как передвигается?»; «Кто как голос подает?»);
  • речевые игры: «Кто внимательный» (дети учатся слышать и выделять слова, противоположные по смыслу); «Кто больше вспомнит» (обогащает глаголами, обозначающими действия, процессы); «Помоги Петрушке выбрать слово» (дети выбирают наиболее точное слово из 2-3 синонимов); «Как сказать по-другому?» (называние одного из синонимов) и т.д.

В результате у детей повышается смысловая точность речи, совершенствуется грамматический строй, что позволяет пользоваться усвоенными навыками в любом самостоятельном высказывании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)