Вся мудрость Вед на одной схеме

Приведённая схема, включающая в себя четыре треугольника, – авторская. На страницах Вед её нет. Однако, она интересна тем, что наглядно и просто отражает большинство ключевых идей Вед, и т.о. позволяет получить «как можно большее понимание за как можно меньшее время». Поэтому эта схема может служить хорошим гидом при первом знакомстве с Ведами. Универсальным же инструментом эта схема может быть только в контексте бхагавата-прашны  (ведического коучинга). Если же читатель пожелает познакомиться с Ведами более глубоко и обстоятельно, ему можно порекомендовать общение с последователями Прабхупады и чтение его книг. Прежде всего, «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам».

Понятие «Абсолютной Истины». Центральный треугольник – это обобщённая схема Абсолютной Истины в интерпретации Вед, которая включает в себя:

  1. позитивный аспект знания (улыбающийся смайлик), или ответ на вопрос «Кто я?»;
  2. негативный аспект знания (грустный смайлик), или ответ на вопрос «Почему страдаю?»;
  3. методологию обретения счастья (шестерёнка), или ответ на вопрос: «Что делать?».

Последовательно отвечая на три этих вопроса, человек укрепляет свою связь с Абсолютной Истиной, изображённой в треугольнике знаком ОМ,  и таким образом заряжает свой духовный стержень, питающий все его начинания.

Говоря об Абсолютной Истине, Веды дают ей абсолютно нефанатичное объяснение. Разные люди могут понимать под Абсолютной Истиной: Бога, Космос, Природу, Голос Совести, Безличное Сияние, Кришну, либо что-то ещё. Все эти формулировки принимаются Ведами. Более того, Веды дают место под солнцем даже воинствующим атеистам, которые откровенно ненавидят Бога во всех Его проявлениях.

Основная идея Вед заключается в том, чтобы помочь человеку установить связь со своим пониманием Абсолютной Истины. Кем бы человек ни был, – даже последним атеистом, – он должен осознавать какую-то силу, которая питает его изнутри, которая даёт ему энтузиазм к действию и наполняет его жизнь смыслом. Именно эта сила и имеется в виду, когда в Ведах говорится об Абсолютной Истине. И именно установление связи с этой силой является главной задачей Вед.

Два способа связаться с Абсолютной Истиной. Итак, мы разобрались, что связь с Абсолютной Истиной, согласно Ведам, имеет первостепенную важность в нашей жизни. Поэтому верхний треугольник описывает два возможных варианта такой связи. Верхний треугольник даёт чуть более широкое представление об Абсолютной Истине. Переводя все наши жизненные Ситуации в категории вопросов и ответов, можно разделить их на две группы:

  1. вопросы о насущных проблемах (прашна),
  2. вопросы о высшем благе (сампрашна,  или бхагавата-прашна).

Подробное объяснение этих терминов и понимание их практической ценности можно почерпнуть в разделах «Бхагавата-прашна как она есть» и «От прашны к сампрашне».

Вершины треугольника: Абсолютная Истина (знак ОМ), материальные ресурсы (слитки золота), люди (смайлики). Рёбра треугольника показывают две возможных связи человека с Абсолютной Истиной – в духе прашны  (косвенная связь) и сампрашны  (прямая связь). Имея прямую связь с Абсолютной Истиной, люди сотрудничают, а имея косвенную – конкурируют.

  1. Ответы на вопросы из категории прашна  (насущные проблемы), давят на нас грузом кармы  (гиря), – потому как связаны с разными материальными ресурсами (слитки золота), которые, находясь под контролем времени (песочные часы), подвергаются постоянным изменениям, – чаще всего в не самую лучшую сторону. Эти изменения ложатся на нас тяжким бременем, подобным гире, и помимо всего прочего провоцируют межличностные конфликты, – из-за конкуренции за материальные ресурсы, – которые периодически перерастают в широкомасштабные войны. Это происходит из-за линейного восприятия времени, приводящего к жадности и ощущению того, что мне чего-то не хватит, поскольку «всех много, а всего мало» и «мы живём один раз».
  2. Ответы на вопросы из категории сампрашна , – в духе ведического коучинга, – укрепляют нашу прямую связь с Абсолютной Истиной (сердечко). Такая связь приводит:
    1. к тому, что настоящее становится центром моей жизни;
    2. к пониманию цикличности времени, которое даёт мне возможность жить «здесь и сейчас»;
    3. к пониманию, каким образом другие люди связаны с Абсолютной Истиной, и т.о. также и со мной, следствием чего является идея общего родства и необходимости сотрудничества;
    4. к пониманию, что моя задача – не в том, чтобы мчаться в страшном потоке линейного времени, где всё начинается и кончается, где всего нужно урвать, всего нужно попробовать, всё нужно ощутить.

Итак, существуют две возможные связи с Абсолютной Истиной: прямая и косвенная. Прямая связь – это способ жить счастливо, в сотрудничестве с другими; косвенная – путь конкуренции, приводящей к страданиям. Прямая связь – это позитивная составляющая знания об Абсолютной Истине, а косвенная – негативная. Перепутье, с которого человек выбирает, какую ему связь установить с Абсолютной Истиной – это ответ на вопрос «Кто я?» У этого вопроса есть всего четыре возможных варианта ответа: душа, разум, ум, тело. Культивируя своё самоотождествление с разумом, умом и телом, человек идёт по пути косвенной связи с Абсолютной Истиной. Прямая же связь с Абсолютной Истиной, подразумевает понимание, что я не тело, не ум и не разум, – а душа. Два оставшихся треугольника более подробно описывают эти четыре самоотождествления.

Последовательная реализация жизненных задач. Правый треугольник – 4 потребности человека (need to live, need to love, need to learn, need to serve):

  • тело и чувства хотят жить (человечек),
  • ум хочет эмоциональной близости (сердечко),
  • интеллект, или разум, хочет обучаться, ставить и достигать целей (книга),
  • душа хочет служить (смайлик).

Гармонично реализуя все 4 эти потребности в своей жизни, – с акцентом на потребности души в служении, – человек становится счастливым.

  • Реализация наших жизненных задач начинается с реализации потребности души в служении. Такая реализация приводит к концепции счастья, независимой от внешних факторов. Моё счастье перестаёт зависеть оттого, что другие люди делают мне или думают обо мне. Моё счастье становится зависимым только оттого, что я делаю для них и что я думаю о них. Ко мне приходит понимание, что моё счастье -в том, чтобы делать что-то для счастья других. Это важнейший опыт, к которому должен прийти каждый человек. Планомерно реализуя свою потребность в служении, человек приходит к «неразделённости сердца».  Действуя таким образом, человек связывается с Абсолютной Истиной. Как уже говорилось выше, разные люди понимают под Абсолютной Истиной разные концепции – как личностные, так и безличные. Однако несмотря на это, в оставшейся части статьи, мы будем подразумевать, что Абсолютная Истина – это прежде всего Личность. Потому что такое представление об Абсолютной Истине позволяет сделать наиболее доходчивые описания. Итак, «неразделённость сердца» означает, что я связываюсь с Абсолютной Истиной, обличаясь её доверием и получая от неё необходимую силу для реализации своих жизненных задач.
  • Второй этап реализации наших жизненных задач – это реализация потребности интеллекта или разума в постановке целей и их достижении. Этот этап характеризуется «неразделённостью устремлений».  Я вижу цель и сосредотачиваю на ней свой разум. Причём это становится возможным только если у меня есть «неразделённость сердца», сформированная в результате связи с Абсолютной Истиной. Без этого я если и смогу поставить цель, то не смогу постоянно держать её в фокусе своего внимания. Без понимания своей связи с Абсолютной Истиной, моя цель будет постоянно ускользать.
  • Третий этап реализации наших жизненных задач – это реализация потребности тела в том, чтобы жить. Его отличительная черта – «неразделённость действий»  или дисциплина, когда я умею жить по ценностям. Не просто декларирую ценности, а выделяю время на то, чтобы самому утвердиться в них. Причём, очень важно, чтобы перед этим третьим этапом, были последовательно пройдены два предыдущих. Потому что без постоянного фокуса на цели своей жизни, вся самодисциплина человека превращается в муштру – в правила ради правил.
  • Четвёртый, заключительный, этап реализации наших жизненных задач, -это реализация потребности ума в эмоциональной близости. Этот этап характеризуется «неистощимым энтузиазмом» . Человек становится сам вдохновлённым и может вдохновлять других. Причём, очень важно, чтобы перед этим четвёртым этапом, были последовательно пройдены три предыдущих. Потому что второй пункт без первого приводит к тому, что цели часто меняются. Третий без предыдущих – к тому, что правила превращаются в муштру. А последний без предыдущих порождает «смех без причины.» и глупую активность.
  • Далее всё зацикливается на первый этап. Будучи энтузиаистичными, мы делаем следующую итерацию своего развития, ставя новую, более высокую цель, и повторяя весь описанный ранее процесс. Причём, очень важно на всех этих этапах продолжать культивировать свою связь с Абсолютной Истиной, потому что именно из неё черпаются силы на то, чтобы делать всё остальное.
Итак, это идеальный вариант развития человеческой жизни: когда потребности души стоят в центре всей нашей деятельности, а потребности разума, тела и ума, занимая второстепенные позиции, помогают нам реализовать потребность души в служении. Однако, такой идеальный вариант – это редкий случай. Чаще на первом месте стоят потребности не души, а именно разума, ума или же тела. О том, к чему это приводит ,объясняет левый треугольник.

Последствия ложных самоотождествлений. Культивируя ошибочные само-отождествления, человек подвергает себя трём видам дисгармонии:

  • излишний акцент на теле  (человечек) приводит к технократизации сознания,
  • излишний акцент на разуме  (книга), приводит к бесплодному философствованию,
  • излишний акцент на уме  (сердечко) приводит к ритуалистичной религиозности.

Гармоничное развитие личности проиллюстрировано равносторонним треугольником (нарисованным пунктиром). Три маленьких пунктирных треугольника из левого треугольника – это упрощённая копия верхнего треугольника, описывающего методологию обретения счастья. Когда в центре наших самоотождествлений стоит душа, мы имеем дело с позитивным аспектом знания (правый большой треугольник) – треугольник «методологии обретения счастья» равносторонний. Когда же в центре наших самоотождествлений оказывается что-то другое, треугольник «методологии обретения счастья» вытягивается в ту или иную сторону (три маленьких треугольника слева). Всего существует три вида отклонений:

Отклонение в технологию.  Это когда мы обожествляем научно-технические достижения и забываем о себе. Грань между Абсолютной Истиной и ресурсами практически стирается, а собственное «Я» уходит на второй, очень далёкий, план.

Отклонение в философию.  Это когда мы находим счастье в излишних разглагольствованиях – и забываем о реальных делах. Реальные дела представляются для нас чем-то эфемерным. Грань между человеком и Богом здесь практически стирается, и человек начинает считать себя Богом, а материальные ресурсы представляются ему чем-то далёким, он считает их «бренной материей».

Отклонение в религиозные ритуалы.  Это когда мы используем Абсолютную Истину для исполнения своих корыстных желаний, не связанных с идеей всеобщего высшего блага: ставим свечки, заказываем службы, проводим обряды, т.е. манипулируем материальными ресурсами. Это приводит к тому, что всевозможные ресурсы становятся для нас близкими, а Абсолютная Истина – далёкой. Нам и без Абсолютной Истины хорошо живётся.

Подобно тому как у позитивного аспекта знания есть своя цикличность, также она есть и у дисгармоничных отклонений.

  1. Допустим, человек погружен в технологию. Через какое-то время ему это закономерно надоедает, – потому как человек рано или поздно пресыщается любой дисгармоничной деятельностью.
  2. Тогда он пытается «откреститься от бренной материи» и пускается в философию. Но в какой-то момент пустые философствования ему прискучивают, и у него появляется желание действовать.
  3. Из философствований он не сразу пускается в технологию, а проходит промежуточный этап – религиозные ритуалы. По сути, у отклонений в религию и технологию цель одна и та же: реализовать свои эгоистические амбиции. Но в первом случае, у человека ещё есть запас благочестия, поэтому он «по правилам Бога» пытается их реализовать.
  4. Во втором же случае, – когда запас благочестия под влиянием эгоцентризма уменьшается – человек уповает на технологии. По примеру Мичурина, который говорил: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». И дальше круг повторяется.

Вырваться из этого заколдованного круга – «выпрямить свой треугольник до равностороннего» – помогают гармоничные личности, возвышенные святые, которых Веды называют термином садху.  В результате общения с ними, человек вдохновляется на то, чтобы вести «праведную» жизнь. Праведную в том смысле, что обращается к своей истинной природе, пытаясь наиболее полно раскрыть свой потенциал. И как уже было несколько раз отмечено выше, таких людей можно часто встретить среди последователей Бхактиведанты Свами Прабхупады. Поэтому общаясь с ними и читая книги Прабхупады, можно наиболее полно воплотить своей жизнью суть Вед и добиться успеха во всех своих начинаниях – как материальных, так и духовных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)