Возрастная периодизация

Возраст — общая характеристика последовательных этапов развития, отражающая совокупность физиологических и психологических изменений индивида и личности.

Для человека принята следующая возрастная периодизация:

  1. Младенчество (от рождения до года): период новорожденности (от 1 до 10 суток), грудной В (от 10 суток до 1 года).
  2. Детство (от 1 года до 12 лет): раннее детство (1 – 3 года), первое детство (4 – 7 лет), второе (8 – 12 лет мальчики, 8 – 11 лет девочки).
  3. Подростковый В. (13 – 16 лет мальчики, 12 – 15 лет девочки).
  4. Юность (17 – 21 год юноши, 16 – 20 лет девушки).
  5. Зрелый В.: первый период (22 – 35 лет мужчины, 21 – 35 лет женщины), второй период (36 – 60 лет мужчины, 36 – 65 лет женщины).
  6. Пожилой В. (61 – 74 года мужчины, 66 – 74 года женщины).
  7. Старческий В. (75 – 90 лет).
  8. Долгожители (90 лет и выше). Каждый возрастной период проявляется в характерных анатомо-физиологических и психологических особенностях развития человека, в специфических формах поведения, деятельности и общения, в особенностях познавательного и эмоционального отношения к окружающему миру, в развитии личностных качеств.

От своевременного решения специфических для каждого В. задач зависит как дальнейшее развитие личности, так и успешность перехода к следующему возрастному этапу.

Кроме того, в каждом В. существуют периоды, когда особенно повышается чувствительность человека к определенным сторонам действительности и создаются благоприятные предпосылки для развития психики в определенном направлении.

Наступление подобных сенситивных периодов свидетельствует о качественном разнообразии отдельных этапов развития.

Границы определенных возрастных периодов у каждого человека могут быть различны в зависимости от конкретных исторических и социально-экономических условий его жизни, а также от индивидуальной динамики психических процессов.

Становление отдельных психических функций часто не совпадает с временными фазами В.

В отдельные периоды В. (особенно на ранних его этапах) наблюдается неравномерность темпа физического, психического и социального развития индивида и личности.

Непрерывный процесс развития психики ребенка протекает не всегда равномерно: имеют место как периоды медленного, постепенного созревания, так и периоды активного развития (т. н. критические периоды).

Последние обычно сопровождаются более или менее выраженными конфликтами и противоречиями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)