Возникновение, изменение и прекращение прав на землю крестьянского (фермерского) хозяйства

Фермерское хозяйство является производителем сельскохозяйственной продукции, поэтому права хозяйства на землю играют особую роль в практической деятельности КФХ и являются неотъемлемой частью юридического статуса хозяйства.

Земельные права КФХ регулируются законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным и Гражданским кодексами, а также нормативными  правовыми  актами Президента и Правительства, регламентирующими возникновение, изменение и прекращение прав на земельные участки граждан, ведущих фермерское хозяйство.

В соответствии со ст. 81 ЗК РФ порядок получения земельного участка определяется настоящим кодексом и законом о КФХ. Процедура выделения земли урегулирована ст. 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а в части заключения договора купли – продажи или аренды подчиняется также Гражданскому кодексу и актам Министерства имущественных отношений РФ.

При этом согласно пункту 3 ст. 11 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» формирование земельного участка осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства.

В соответствии со ст. 12 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» граждане, заинтересованные в получение земли для КФХ, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Согласно п. 10 ст. 3 закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Статья 12 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает требования к содержанию заявления о выделении земли для КФХ, согласно которым в нем должны  указываться:

  • цель использования земельного участка (создание,  осуществление деятельности КФХ или его расширение);
  • испрашиваемое право на землю (в собственность или аренда);
  • условия предоставления участка в собственность (за плату или бесплатно);
  • срок аренды;
  • обоснование размеров предоставляемых участков;
  • предполагаемое местоположение земельных участков.

Также предоставляется соглашение о создании фермерского хозяйства. Данный перечень является исчерпывающим. Поэтому уполномоченные органы не вправе предъявлять дополнительные требования помимо перечисленных в п. 1 ст. 12 закона.

На основании заявления орган местного самоуправления в течение месяца должен обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и утвердить его с учетом зонирования территорий.

Пункт 4 ст. 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает четырнадцатидневный срок, в течение которого орган государственной власти или местного самоуправления принимает решение о предоставлении испрашиваемого участка в собственность или аренду. Очевидно, что указанный срок начинает течь с момента утверждения проекта границ земельного участка. По смыслу п. 6 ст. 12 в выдаче земли может быть отказано. Данное решение фермеры вправе обжаловать в суде.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе» от 22 апреля 1992г. № 6 такой спор подведомствен суду общей юрисдикции.

Особенности выделения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются ст. 10 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», где сказано, что данные земли предоставляются гражданам в собственность или аренду на торгах.

При этом необходимо учитывать коллизии  положений ст. 10 закона об обороте и ст. 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который не предусматривает проведения аукциона, и устанавливает, что в течение семи дней попредоставлении заявителем кадастровой карты участка  уполномоченный орган должен заключить договор купли-продажи или аренды.

Приоритет при  наличии таких коллизий  при решении вопроса о предоставлении земельного участка фермерскому  хозяйству надо  отдать закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»,  который  предусматривает  специальную процедуру  предоставления  земельного участка КФХ.

При решении вопрос о выделении фермерскому хозяйству земли должны учитывать положения действующего законодательства о минимальных и максимальных размерах земельных участков.

Расширение землепользования фермерского хозяйства может осуществляться не только за счет участков, выделяемых органами государственной власти и местного самоуправления. Фермеры также вправе покупать и арендовать земли у других собственников, в том числе путем выделения в натуре земельных долей.

В соответствии со ст. 13 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» условия выделения земельного участка в счет земельной доли определяются в порядке, предусмотренном данным законом, а соответствующее решение принимается собственниками долей.

До принятия закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедура выдела земельных долей регламентировались Указами Президента и Правительства РФ, посвященными правовому регулированию земельной реформы, большинство из которых утратили силу.

Гражданский кодекс и Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не содержат ответ, подлежит ли разделу земельный участок и средства производства при выходе нескольких членов из состава КФХ. В российской юридической литературе по рассматриваемой тематике были  высказаны различные мнения.

Ряд юристов справедливо отмечали противоречивость положений ст. 15 закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где одновременно указывалось, с одной стороны, что основные средства производства разделу не подлежат, с другой: – «Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства, а при его отсутствии – в судебном порядке».

Согласно ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении участка другим лицам, отказе от права собственности и принудительном изъятия земли в порядке, установленном гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин может отказаться от участка, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об устранении от владения, пользования и распоряжения без намерения сохранить какие-либо права на землю.

Однако необходимо учитывать, что отказ от права собственности или иного вещного права не влечет прекращения прав и обязанностей правообладателя в отношении соответствующего земельного участка до приобретения прав на него другим лицом. Отсюда следует, что до указанного момента правообладатель земли может восстановить свои права на участок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)