Возможности использования зарубежного опыта банковского надзора за деятельностью кредитных организаций в Российской Федерации

Банковский надзор – совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов.

Полномочия Центрального банка и других ведомств в области банковского надзора, как правило, строго регламентированы законами о Центральном банке, банковской деятельности и другими правовыми актами.

Контроль (надзор) и регулирование деятельности кредитных организаций – взаимодополняющие, но не тождественные виды деятельности надзорных органов. Под регулированием подразумевается разработка и издание уполномоченными органами конкретных правил или инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела. Контроль же за деятельностью банков проводится с целью обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с существующим законодательством и инструкциями.

Основными целями банковского надзора являются:

  • защита вкладчиков от неэффективного управления банками и мошенничества;
  • поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения «системных рисков», при которых банкротство одного банка может повлечь за собой банкротство нескольких банков и утрату доверия ко всей системе;
  • защита фондов страхования от потерь в тех странах, где в интересах банковских вкладчиков применяются подобные меры.

В таких странах, как США, Германия, Франция, Япония, существуют смешанные системы банковского надзора, в рамках которых центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами (в США – с Министерством финансов через Контролера денежного обращения, 50 банковскими департаментами при правительствах штатов, Федеральной корпорацией по страхованию депозитов (ФКСД); во Франции – с Банковской комиссией; в Японии – с Министерством финансов; в Германии – с Федеральным ведомством по надзору за кредитным делом, в Японии – с Бюро банков при Министерстве финансов). В Великобритании и Италии банковский надзор уполномочены осуществлять исключительно центральные банки. В некоторых государствах, например в Канаде, Норвегии, Австрии, органы надзора отделены от центрального банка (надзор осуществляет только Министерство финансов).

Орган банковского надзора должен обладать правом:

  • запрашивать и получать у кредитной организации финансовую, бухгалтерскую и иную информацию о деятельности КО;
  • проверять операции КО с выходом на место;
  • в определенных рамках регламентировать деятельность КО;
  • применять меры наказания за различного рода нарушения вплоть до ликвидации кредитной организации.

Банковский надзор в широком смысле включает в себя собственно надзор за кредитными институтами, называемый дистанционным, или документарным, а также инспектирование, т. е. инспекционные проверки на местах.

Этапы надзора за деятельностью КО:

  • регулирование – правила или инструкции, базирующиеся на действующем законодательстве и определяющие структуру и способы осуществления банковского дела;
  • контроль – целостный и непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с существующим законодательством и инструкциями.

Общий вид этапов и способов надзора за деятельностью КО:

Лицензирование, а также:

  • Контроль создания филиалов и отделений.
  • Навязывание банкам специализаций (США, Япония).
  • Контроль банковских слияний.
  • Контроль приобретения долей участия банками и в банках.

Первый этап надзорной деятельности осуществляется в виде предоставления кредитному институту лицензии на проведение банковской деятельности.

Для получения лицензии кредитный институт, подавший заявку, должен соблюдать ряд требований Базельского комитета («Базель III»).

Новый пакет международных банковских нормативов, получивший название «Базель III», предусматривает последовательное ужесточение минимальных требований к достаточности капитала банков. Коэффициент достаточности основного капитала первого уровня (common equity, или обыкновенные акции банка плюс нераспределенная прибыль, в отношении к совокупным активам, взвешенным по уровню риска) будет повышен с нынешних 2 % до 4,5 %.

Кроме того, банки обязаны сформировать специальный буферный резервный капитал в размере 2,5 % от активов (сверх капитала первого уровня). С учетом этой «подушки безопасности» минимальные требования к базовому капиталу первого уровня (common equity) возрастают до 7 % – т. е. более чем в три раза с текущих 2 %. Если банки не смогут сформировать необходимый буферный капитал, они столкнутся с регулятивными ограничениями на выплату дивидендов и бонусов сотрудникам.

Стандарт «Базель III» также предусматривает повышение минимальных требований к капиталу первого уровня (Tier 1), состоящего из базового компонента common equity и дополнительных инструментов, поглощающих убытки в ходе текущей деятельности банка, до 6 % вместо нынешних 4 %. Минимальные требования к так называемому совокупному капиталу остаются прежними – 8 % от активов. Однако с учетом буферного капитала минимальный совокупный капитал банка должен составлять уже 10,5 % от активов, взвешенных по риску.

Согласно еще одному пункту соглашения, банки будут обязаны формировать специальный «контрциклический» резерв в диапазоне от 0 до 2,5 % от базового капитала в периоды потенциального возникновения кредитных «пузырей»[39 – График перехода на новые капитальные стандарты предусматривает приведение базовых капиталов первого уровня к нормативу в 4,5 % к началу 2015 года. А к началу 2019 года банки должны сформировать буферный капитал в 2,5 % от активов, чтобы базовый капитал с учетом этой добавочной «прослойки» удовлетворял минимальному требованию в 7 %. Фактически же постепенный переход на новые стандарты начался в январе 2013 года, а в России – 1 января 2014 года.].

Лицензия должна содержать в себе положения о сроках ее действия, условиях продления, возможности внесения в нее поправок или ее аннулирования. Законодательством о несостоятельности кредитных организаций допускается аннулирование лицензии, если учреждаемый банк не в состоянии начать операции по истечении установленного для этого срока, или когда он осуществляет операции, не предусмотренные лицензией, или не выполняет содержащихся в ней условий, нарушает законы или нормативные акты, осуществляет действия, наносящие ущерб интересам кредиторов и вкладчиков.

Иногда контроль за деятельностью КО осуществляется в виде навязывания им той или иной специализации. Типичным примером может служить специализация американских и японских кредитно-финансовых учреждений как противоположность универсальному характеру немецких банков.

Практика контроля за созданием филиалов и отделений существенно различается по странам. В одних странах не требуется никакого разрешения на создание банками их структурных подразделений (например, Бельгия, Нидерланды, Дания), в других – достаточно декларации (Германия, Франция, Великобритания), в третьих – требуется специальное разрешение (США, Япония).

Контроль осуществляется и за приобретением долей участия кредитными институтами и в кредитных институтах. Приобретение небанковскими или иностранными институтами долей участия в капитале национальных банков подчинено тем же правилам, что и создание банков. В случае приобретения одними национальными банками долей участия в других национальных банках контроль, как правило, лоялен, но покупка обязательно должна быть зарегистрирована.

Еще одним объектом контроля являются банковские слияния. Поскольку слияния банков также происходят в основном в виде приобретения участия одних банков в других, именно с этих позиций в первую очередь и контролируется данный процесс. Другие способы контроля и регулирования слияний реализуются в виде законов, как правило, ограничивающих рост конкуренции между банками.

Дистанционный надзор – проверка отчетности:

  • Годовой баланс.
  • Счет прибылей и убытков.
  • Пояснительная записка.
  • Отчеты о соблюдении экономических нормативов деятельности.

Второй этап надзорной деятельности – дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, представляемой банками, – позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие: годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку, другие формы отчетности. Кроме того, банки, как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составлять отчеты о соблюдении экономических нормативов деятельности. Несоблюдение сроков представления отчета (в течение месяца, следующего за отчетным периодом) свидетельствует о наличии у банка проблем.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, в наибольшей степени зависящими от внутреннего управления им, являются: достаточность капитала, качество его активов, доходность и прибыльность, ликвидность, уровень рисков.

Инспектирование на местах:

  • Общие проверки.
  • Ограниченные проверки.
  • Специальные проверки.

Проверки степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, действительного положения дел у банка, качества его менеджмента могут быть обеспечены только в ходе инспекции на месте. Этим определяется значение третьего этапа надзора за деятельностью кредитных учреждений – инспектирования (ревизии) на местах. Некоторые страны практикуют использование для целей проведения проверок на месте аудиторов.

В зависимости от целей и масштабов проверки могут быть общими, ограниченными и специальными.

Во время общей проверки выявляется соблюдение банком законов и правил банковского регулирования, условий, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности; правильность составления отчетности; оценивается эффективность системы управления и процедур внутреннего контроля, применяемых банком, качество кредитного портфеля и достаточность обеспечения для покрытия возможных потерь по ссудам, а также резервов, эффективность систем бухгалтерского учета и качество управленческой информации; производится оценка общего финансового состояния банка.

При проведении ограниченных проверок рассматриваются определенные аспекты деятельности банка, отдельные зоны риска, например кредитный портфель.

В ходе специальных проверок объектом изучения становятся конкретные операции банка, например сделки с иностранной валютой или компьютерная обработка информации.

Контроль соблюдения требований надзорных органов:

  • Неофициальные меры.
  • Официальные меры.

Контроль за соблюдением банками требований надзорных органов, их предписаний по устранению обнаруженных недостатков в строго определенные сроки – завершающий этап надзора за банками.

Набор официальных и неофициальных мер воздействия на банки во всех странах достаточно широк. К неофициальным мерам воздействия можно отнести, например, письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных негативных аспектов его деятельности.

Официальные меры воздействия включают в себя: предупреждения; директивы по устранению недостатков; штрафные санкции; приказы о снятии с должности руководителей банков; передачу банков под опеку надзорных органов; организацию слияний или поглощений; лишение лицензий на проведение банковских операций; ликвидацию кредитных учреждений. Последняя мера является крайней, поскольку затрагивает интересы вкладчиков.

Независимо от организационной модели построения системы надзора в отдельно взятой стране, центральный банк принимает непосредственное участие в реализации надзорных функций. Во многом это обусловлено необходимостью обеспечения стабильности банковской системы, которая, в свою очередь, опирается на национальные системы страхования депозитов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)