Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата – точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в.

В ту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания.

Первым – и едва ли не главным – фактором являлась христианская традиция. Второй фактор – влияние античной традиции (содержание школьных программ, комментированный характер обучения, гуманистические идеалы воспитания).

И, наконец, ментальность личности в средневековую эпоху невозможно представить без варварской, дохристианской традиции.

В противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию она основывалась на концепции, что человека надлежит интегрировать в определенный клан.

Влияние этой традиции было хорошо заметным, особенно в эпоху раннего средневековья. С ней всячески боролась христианская церковь. “Разница между христианином и варваром точно такая же, как между двуногими и четвероногими, говорящими и бессловесными существами”, – писал один из христианских авторов V в.

Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII в. сословная структура стала еще более дифференцированной.

Каждое сословие имело определенный имидж в собственных глазах и у остального общества. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбие, лучшей чертой аристократии – доблесть, главным достоинством духовенства – благочестие и пр.

Таким образом общество представляло собой конгломерат социально-культурных типов, формировать которые должна была система образования.

Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Вот почему универсальной педагогической идеей и практикой в средневековой Европе оказалось ученичество.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)