Виды взаимодействия следователей с органами, осущест­вляющими оперативно-розыскную деятельность

Остановимся на таком виде взаимодействия, как сотрудниче­ство при проведении отдельных следственных действий. Наибольший эффект дает содействие оперативных работников в проведении осмотра места происшествия, обыска и допроса лиц, противодействующих уста­новлению истинных обстоятельств расследуемого преступления. При осмотре места происшествия и обыске взаимодействие обычно начина­ется с подготовки к их производству, продолжается в ходе их проведе­ния и заканчивается иногда не сразу по их завершении, а после неот­ложного производства оперативно-розыскных мероприятий, отталки­вающихся от достигнутых результатов.

В процессе подготовки к осмотру места происшествия работники органов дознания охраняют это место и прилегающую к нему террито­рию, обеспечивают неприкосновенность имеющихся там следов пре­ступления и предметов — вещественных доказательств, исключают доступ туда посторонних лиц, выявляют свидетелей-очевидцев и тех, кто первым обнаружил следы произошедшего, проводят их предвари­тельный опрос. Далее совместно со следователем решается вопрос о границах осматриваемой территории, приемах намечаемого осмотра (сплошной, фронтальный, выборочный), о необходимости прочесыва­ния прилегающей территории, путей подхода и ухода преступника, его преследовании «по горячим следам» с использованием служебно-розыскной собаки, проведения подворного поквартирного обхода для выявления свидетелей, о способах связи и обмена информацией, полу­чаемой в процессе осмотра места происшествия и проводимых парал­лельно с ним оперативно-розыскных мероприятий.

В ходе осмотра места происшествия осуществляется постоянный контакт между следователем и оперативниками для координации про­водимых действий, обмена полученной информацией с внесением соот­ветствующих коррективов, обсуждение итоговых результатов. Анало­гичные контакты между участниками взаимодействия бывают актуаль­ными и при обыске. В необходимых случаях планируются и проводятся дополнительные осмотры места происшествия и повторные обыски.

При подготовке к производству обыска совместно собирается и ана­лизируется информация о месте планируемого следственного действия, обыскиваемом лице и его домочадцах, обыскиваемых объектах и пред­мете поисков. Подбираются участники обыска, особенно если в ходе его производства возможно оказание активного сопротивления, в том числе вооруженного, определяются способы беспрепятственного проникновения на обыскиваемый объект, средства и приемы связи, если обыск производится одновременно в нескольких местах или у нескольких лиц, распределяются обязанности между его участниками.

При производстве допросов взаимодействие наиболее актуально в ходе подготовительной стадии, когда следователь и оперативники обмениваются известной им информацией о допрашиваемом лице и предмете допроса. Иногда следователю необходима срочная проверка сведений, полученных от допрашиваемого, оперативно-розыскными мерами. Такая проверка обычно осуществляется гораздо быстрее, чем процессуальными средствами, а главное, может обеспечить последние необходимым информационным ресурсом.

Весьма эффективным видом взаимодействия является совместный розыск скрывшегося преступника, похищенных вещей, людей, выявление свидетелей-очевидцев и иных объектов, значимых для раскрытия и расследования преступлений. Розыскная деятельность невозможна без налаженного взаимодействия, ибо она включает в себя совокупность следственных и оперативно-розыскных действий. Когда розыск осуществляется совместными усилиями следователя и работников оперативно-розыскной органа, эффект максимален.

Это происходит потому, что исходная информация о разыскиваемом субъекте или объекте бывает весьма разноплановой и поступает как из негласных, так и процессуальных источников. Объединение получаемых сведений позволяет выдвинуть более обоснованные и перспективные розыскные версии, придающие взаимодействию четкую целенаправленность. Розыск скрывшегося преступника может осуществляться «по горячим следам», быть местным, региональным, всероссийским и международным. Последний осуществляется в том случае, когда есть основания предполагать, что разыскиваемый покинул пределы Российской Федерации и скрывается на территории зарубежного государства. В таком случае не обойтись без межгосударственного взаимодействия правоохранительных органов, реализации которого способствуют Интерпол и Европол, получения регистрационной информации из их специализированных банков данных.

Розыску очень способствуют сведения, указывающие на личность возможного преступника: о признаках его внешности (возраст, рост, телосложение, иные физические данные, особые приметы), времени ухода с места происшествия (побега из-под стражи), месте работы и жительства его самого, членов его семьи, близких и дальних родственников, сослуживцев, преступных связей и др.

Ценную розыскную информацию можно получить из Главного информационно-аналитического центра МВД России и соответствующего регионального информационного центра (о судимостях, местах отбывания наказания, кличках, сообщниках, татуировках и иных особых приметах, преступных связях и др.), собирают которую работники органа дознания. Они же распространяют информационные листки о розыске, предпринимают иные активные действия и меры.

Не обойтись без взаимодействия и при проведении различных тактических операций и комбинаций. Объем совместной подготовительной, информационной, инструктивной работы, выбор конкретных участников и другие действия зависят от характера планируемой операции, ее направленности на решение конкретных задач расследования. Наиболее успешное взаимодействие в рамках тактических комбинаций и операций складывается у членов постоянно действующих следственно-оперативных групп, формируемых из числа квалифицированных следователей и работников органа дознания, специализирующихся на раскрытии наиболее тяжких преступлений против личности.

Основные способы взаимодействия в рамках такой группы — разработка согласованных планов проведения следственных действий и ОРМ, организация своевременного обмена полученной информацией для корректировки намеченного плана и проводимых действий и мероприятий, их оптимальная координация, совместное обсуждение полученных результатов и др. Такая форма взаимодействия доказала на практике свою эффективность и прогрессивность, ибо при правильной его организации были раскрыты тяжкие преступления, совершенные в условиях неочевидности. Законодательного закрепления в УПК РФ она, к сожалению, не получила.

Для расследования уголовных дел большого объема и повышенной сложности, многоэпизодных, длившихся продолжительное время, в соответствии со ст. 163 УПК РФ, создаются следственные группы. Они включают следователей не только прокуратуры, но и МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС, а также оперативно-розыскных работников. Наиболее опытный следователь, обладающий необходимыми организаторскими способностями, руководит работой такой группы, определяет направления расследования. Основные формы взаимодействия не отличаются от тех, которые практикуются в следственно-оперативных группах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)