Классификация правоотношений

Жизнь общества и жизнь любого человека в этом обществе представляет собой переплетение огромного количества правоотношений — семейных, трудовых, экономических, политических и иных. Рассмотрим в качестве примера обычный рабочий день обычного человека.

Предположим, вы встали с постели, умылись и позавтракали. Тем самым вы, даже не думая об этом, вступили в несколько правовых связей: воспользовались отоплением, освещением, холодной и горячей водой, водопроводом, канализацией, электрической или газовой плитой, возможно, мусоропроводом. Все это — платные услуги, которые оказываются соответствующими сервисными организациями.

Очень хорошо, если все перечисленные услуги предоставляются вам вовремя и необходимого качества. А если нет? Мы тут же вспоминаем о своих правах и об обязанностях тех, кто обязан оказать нам эти услуги, ибо все они оказываются в рамках правоотношений и оплачиваются.

Допустим, далее вы отправились на работу или службу и воспользовались для этого общественным транспортом — трамваем, троллейбусом, автобусом, метро или электричкой. Это – транспортная услуга, которая предоставляется в соответствии со стандартами качества и безопасности (это правоотношения) и подлежит оплате.

Предположим, вы воспользовались транспортной услугой, но не оплатили ее. В данном случае вы допустили правонарушение — административный проступок, который является основанием для возложения на вас мер ответственности (тоже правоотношения).

Ваша трудовая или служебная деятельность — система правоотношений, которые регулируются соответственно законодательством о труде или о государственной службе. В течение рабочего дня вы вступаете в десятки правоотношений — с начальником, коллегами, партнерами, контрагентами, клиентами. Ну и, возможно, вас ждет самая приятная часть этих правоотношени — получение заработной платы, премии, вознаграждения.

Предположим, после трудового дня вы решили отдохнуть и направились в кинотеатр, концертный зал, на дискотеку, в салон красоты или тренажерный зал. Тем самым вы вступили в правоотношения с организациями, которые обязаны оказать вам соответствующие услуги.

Вам позвонили по мобильному телефону и вы сами сделали несколько звонков, отправили смс. Все это — платные услуги. Реально вы вступили в правоотношения с компанией, предоставляющей мобильную связь.

После содержательно проведенного вечера у вас осталось время побродить по Интернету, пообщаться с друзьями и знакомыми в чате. В этом случае вы вступили в правоотношения с провайдером, предоставившим вам доступ в Интернет, и с несколькими организациями —владельцами сервисов.

Раньше можно было выставлять в Сети все, что вздумается, сегодня — уже нет. Размещение в Интернете материалов экстремистского, клеветнического, оскорбительного содержания, детской порнографии, руководств по изготовлению ядов и взрывчатых веществ, призывов к насилию и терроризму и т. п. повлечет юридическую ответственность.

Подведем итог. В течение обычного трудового дня обычный человек вступает (подчас даже не думая об этом) в десятки правоотношений, реализуя в них свои права и исполняя обязанности. Правомерное поведение в правоотношениях приветствуется и может повлечь меры поощрения (например, премию, бонус от провайдера или телефонной компании). За правонарушения, которые допускаются гражданами и организациями, могут быть применены меры юридической ответственности.

Для того чтобы разобраться в содержании правоотношений и правильно определить их юридическую сущность, необходимо ознакомиться с некоторыми основными классификациями правоотношений (см. рисунок 1).

Рис. 1. Виды (классификация) правоотношений

Как и нормы права, правоотношения могут классифицироваться по различным основаниям:

  • по отраслям права правовые отношения делятся на конституционные, гражданские, уголовные, трудовые и др. Эта традиционная, достаточно очевидная классификация неоднократно использовалась нами в предыдущих главах. Как и юридические нормы, правоотношения тяготеют к определенной отрасли права, имеют очевидный «отраслевой окрас», проявляющийся и в объектах, и в составе субъектов, и в содержании прав и обязанностей. Вступая в правоотношения, следует понимать их отраслевую специфику, так как от этого зависят основания наступления прав и обязанностей, способы их осуществления и защиты, применяемые меры ответственности;
  • по связи с функциями права правоотношения делятся на регулятивные и охранительные. Одни правоотношения складываются в связи с нормальным осуществлением прав и обязанностей, другие — в связи с правонарушениями. Естественно, правоотношения в обычной и в правоохранительной сферах существенно различаются. Эта классификация правоотношений также соответствует аналогичной классификации юридических норм;
  • по составу субъектов правоотношения делятся на три вида: относительные, абсолютные, общерегулятивные. Это новая и в практическом отношении весьма интересная классификация, которую имеет смысл рассмотреть более подробно.

Относительными называются правоотношения, где обе стороны предельно конкретизированы — поименно, исчерпывающе определены (рис. 2).

Рис. 2. Относительные правоотношения

Например, отношения купли продажи, трудовые, семейные принадлежат к числу относительных, так как их участники конкретно, поименно определены.

Схематически относительные правоотношения могут быть изображены как телеграфная связь, где каждый участник связан с другим «телеграфным проводом» — взаимными правами и обязанностями.

Абсолютные правоотношения — другой тип правовой связи, в которой индивидуализирована лишь одна, управомоченная сторона. Круг обязанных лиц может быть неопределенно широк — в принципе, «всякий и каждый» (рис. 3).

Рис. 3. Абсолютные правоотношения

К абсолютным правоотношениям принадлежат, например, отношения собственности, отношения по поводу авторских, изобретательских прав. Их особенность заключается в том, что управомоченный субъект является активной стороной, имеет широкий круг прав, а обязанные субъекты не должны ему мешать, препятствовать в их осуществлении.

Схематически абсолютные правоотношения могут быть представлены как радиосвязь: правовая энергия этих отношений распространяется из одной точки «во все стороны».

Общерегулятивные правоотношения — это связи, в которых ни управомоченная, ни обязанная сторона поименно не определены (рис. 4).

Рис. 4. Общерегулятивные правоотношения

Оказывается, что подобные юридические связи тоже существуют.

Общерегулятивные правоотношения складываются, например, на основе конституционных прав и обязанностей субъектов, норм уголовного законодательства (публично правовых запретов) и некоторых других. Круг и управомоченных, и обязанных лиц в этих правоотношениях предельно широк и персонально не определен.

Схематически общерегулятивные правоотношения можно сравнить с сотовой связью или Интернетом, где каждый может быть как передающей, так и принимающей стороной.

Различие правоотношений с точки зрения состава субъектов — не абстрактная теоретическая мудрость. От состава субъектов зависят и содержание, и интенсивность правовых связей, и, следовательно, механизм реализации правовых норм.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)