Вертикальные уровни организации человеческого существа

Источником большинства современных спекуляций на эту тему явля­ются каббалистические и древнеиндийские представления. Их краткий анализ имеет существенное значение для дальнейшего изложения.

Каббала, мистическое учение древних евреев, вычленяет внутри человеческого существа три основных уровня:

  • материальное тело, тварное по своей природе, или низшую суб­станцию – Нефет;
  • Божественную искру или дух, нетварный, но исходящий от Бога, или высшую субстанцию – Нешама;
  • душу или жизнь, посредника между телом и духом – Руах.

Они различаются между собой как конкретное (тело), частное (ду­ша), главное (дух). Тело пассивно и взаимодействует с внешним ми­ром; дух активен и связан с Богом; душа, которой присущи качества и тела и духа, посредничает между ними.

Кроме того, внутри этих ос­новных уровней, выделяется по три дополнительных:

  • конкретное в конкретном;
  • частное в конкретном;
  • главное в конкретном;
  • конкретное в частном;
  • частное в частном;
  • главное в частном;
  • конкретное в главном;
  • частное в главном;
  • главное в главном.

Конкретное мыслится как субстанция, частное – как движущая си­ла, главное – как принцип.

Слияние всех девяти частей в человеческом существе дает единицу – то, что древние называли «телесным духом» Адамом, призванным объединить небо и землю.

Обратим особое внимание на то, что уровни и подуровни не разо­рваны, проникают друг в друга, и что вся схема строится по фракталь­ному принципу.

Христианская традиция, всегда достаточно равнодушная к фор­мальным представлениям, ограничивается разграничением тела, души и духа, причем душа и дух всегда разграничиваются как самостоятель­ные сущности: «душа согрешившая умрет», но «дух возвратится к Бо­гу». Сказано, что «тленному сему подлежит облечься в нетленное, и смертному сему – облечься в бессмертие» (1 Кор., 15,53), т. е. тело должно измениться, но не отмениться.

Некоторые современные оккультные писатели (и даже некоторые каббалисты) говорят о пяти уровнях: кроме Нефет, Руах и Нешама упоминаются (в порядке движения «вверх») Хайя («живая») и Иехида («единственная»). Здесь налицо явное недоразумение: Хайя и Иехида -название двух верхних подуровней уровня Нешама, которым в мисти­ческой практике придается особое значение. Кабалистика говорит о пяти уровнях еще и потому, что соотносит их с пятью книгами Торы (Пятикнижья Моисеева): Йехиду – с книгой «Левит», Руах – с книгой «Числа», Нефет – с книгой «Второзаконие».

Другая традиция, восходящая, в том числе, и к Ветхозаветному монотеизму: суфизм, мистическое течение мусульманского Восто­ка, – различает:

  • человеческую природу, насут;
  • духовную сущность или Сердце,
  • калб;
  • божественную природу, лахут.

Калб – это промежуточный уровень между насут (телом) и лахут (духом), между Землей и Небом; его называют еще и ангельским ми­ром (алам ал-малакут), Небесной Землей и, вслед за Кораном (25; 55/53), препоной (барзах) между двумя морями.

Значение калба -Сердца столь велико, что в одном из хадисов сказано: «Не вместят ме­ня ни Моя Земля, ни Мои Небеса, но вместит Сердце слуги моего по­корного». Только Сердце способно отразить в себе Лахут, Божествен­ную природу.

Великий персидский суфий Фарид-ад-дин Аттар (XIII в.) пишет: «Душа скрыта в теле, а Ты скрыт в Душе. О, Душа Души, Ты более велика, чем все сущее, и Ты предстоишь всему сущему. Через тебя видно все, и Ты видна во всем». Лахут – это, по словам других авторов, Святой Дух (рух ал-косб), Возлюбленный, Высший Разум Ла­хут – это божественное в человеке, это упомянутый в Коране (55;27) лик Господа, скрывающий божественную Суть (хахут).

Мыслители Древнего Китая высказывают сходные мысли: человек со­стоит из физического тела (шин), духа (шэнь) и посредничающей между ними «энергии» (используем пока этот термин, не разбирая вопроса о «энергетической сущности» человеческого существа) ци. Порознь они не существуют, и, точно так же, как в процессе развертывания Мироздания из Единого возникает множественное (Дао рождает Одно. Одно рождает два. Два рождает три, три рождает все вещи, – сказано в «Даодэцзине»), в про­цессе духовного становления множественное возвращается к Единому.

Отношения между цзин, ци и шэнь не могут быть сведены к ли­нейной зависимости. Вот как трактует их взаимосвязь глава школы Чжун Юань Цигун г-н Сюй Минтан: «Цзин, ци и шэнь – это «тонкие» составляющие физического тела человека, его жизненной силы и духа, их субстанции.

В соответствии с нашей системой и используя для на­глядности метод координат, мы можем изобразить Человека и Космос в виде воображаемого пространства, где по одной оси будем отклады­вать цзин, т. е. материю, по другой — ци, по третьей – шэнь. Каждая точка в нашем воображаемом пространстве – это отдельный космиче­ский мир или отдельный человек, наделенные своей мерой цзин, ци и шэнь».

Древняя индоевропейская традиция представляется в этом вопросе более запутанной, но эта путаница внесена, главным образом, поздней теософской и оккультной литературой, опиравшейся на неточное про­чтение Вед. Древняя индоевропейская традиция представляется в этом вопросе более запутанной, но эта путаница внесена, главным образом, поздней теософской и оккультной литературой, опиравшейся на неточ­ное прочтение Вед.

Действительно, скажем, в «Тайттария упанишаде» (раздел «О блаженст­ве Брахмана») говорится о пяти «кошах» (буквально «корзинах», т. е. «обо­лочках» или «телах» человека):

  • Аппамайя-коша, оболочка пищи (аппа);
  • Пранамайя-коша, оболочка праны;
  • Маномайя-коша, оболочка ума (манаса);
  • Виджиянамайя-коша, оболочка чистого знания (виджияна);
  • Анаидамайя-коша, оболочка блаженства (анаида).

К ним часто добавляют еще две «коши», что в традиционном оккульт­ном переложении дает:

  • физическое («грубое») тело;
  • астральное тело;
  • эфирное тело («эфирный двойник»);
  • ментальное тело;
  • причинное (каузальное или кармическое) тело;
  • буддхическое тело;
  • атмическое тело.

Запомним пока это число «семь», как и число «девять» каббалистической традиции, но обратим внимание, что все многообразие «кош» размещается учителями веданты и йоги по трем уровням строения:

  • стула шарира («грубое» или материальное тело);
  • сукшма шарира («тонкое» или астральное тело);
  • карана шарира (тело «семени», т. е. «причинное»).

О телах же такой авторитет, как Свами Шивананда, говорит: «Фи­зическое тело подобно льду, «тонкое» тело подобно воде, а тело «семе­ни» подобно пару».

Другие традиции, имеющие индоевропейские корни, подтвержда­ют, что все вещи состоят из трех субстанций, причем Вселенная в це­лом суть совокупность Высочайшего мира, Высшего мира и Низшего мира, поскольку же Человек (Микрокосм) во всем подобен Вселенной (Макрокосму), он также трехчастен и состоит из высочайшего (дух), высшего (душа) и низшего (тело); мистическая традиция древних гер­манцев, скрытая в рунах, говорит о реализации в человеке Верховного божества, Одина, который триедин в своих воплощениях – это Один (творческая воля, т. е. дух), Вилли (разум, т. е. душа) и Be (т. е. физи­ческое тело); согласна со сказанным и древнеславянская традиция, подробно ее рассмотрим ниже.

Из всего сказанного пока нельзя сделать окончательных выводов, поскольку ясно, что разные традиции несут в себе много общего, но содержат и определенные разночтения.

И общее, и разночтение в равной мере обусловлены одним и тем же обстоятельством: знание, переданное через письменные источники различных традиций, представляет собой лишь отдельные элементы единой концепции, к тому же выраженные в разных языках описания, различающихся и словарно, и синтаксически; к содержанию этой еди­ной концепции мы еще вернемся.

Пока же отметим следующее:

  • всегда рассматриваются три основных уровня, которые чаще все­го образуют линейную вертикаль «тело-душа-дух;
  • очевиден фрактальный принцип организации этих уровней, ко­гда, с одной стороны, человеческое существо отражает строение Кос­моса (этот вопрос будет подробно рассматриваться ниже), а с другой стороны, подуровни представляют собой проекцию основных уровней;
  • уровни в любом случае представляют собой некоторое единство, которое распадается при исключении одного из них.

Важно теперь сопоставить феномены, изучаемые современной ан­тропологией, с вертикальными уровнями традиции.

В первом прибли­жении этот вопрос решается следующим образом:

  • к вертикальному уровню тела относится вся сумма физиологиче­ских процессов;
  • к вертикальному уровню души – вся сумма психологических проявлений, кроме   чувства   собственного   «Я»,   исходящих от него волевых импульсов (волений) и самоидентификации; действительно, ведическая традиция  считает подчиненными  все эмоциональные  и мыслительные функции, включая сюда не только разум (манас), но и высший разум (буддхи), связанный с Виджиямамайя-кошей – все это «индрия», то есть «органы», отличные от внешних органов действия (конечности, органы психофизической перцепции) лишь «тонкостью» своей субстанции;
  • к вертикальному уровню духа относятся чувство собственного «Я», воления и способность к самоидентификации.

Важно отметить следующее: все традиционные схемы (по крайней мере, в том изложении, которое дается здесь на основании ряда пись­менных источников) представляют собой линейные цепочечные струк­туры. (Особняком стоит концепция школы Чжун Юань Цигун, развер­тывающая структуру «тело-душа-дух» в пространстве – она послужит нам отправной точкой некоторых дальнейших рассуждений). Однако, как подчеркивалось, человеческое существо представляет собой прин­ципиально нелинейное образование.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)