Ведический взгляд на командообразование

Ещё раз о синергии.

Командный дух, или синергия сотрудничества – вещи часто обсуждаемые, но редко понимаемые. Конечный результат, значительно превышающий своей ценностью, суммарно затраченные на его достижение ресурсы -это та заветная цель, к которой стремится любой уважающий себя менеджер. В своих попытках достичь эффекта синергии, менеджер иногда может прибегать к помощи инноваций. Однако, очень часто его поиски синергии оканчиваются вездесущим «хотели как лучше, а получилось как всегда». Синергия это настолько редкое явление, что возникнув однажды, она очень неохотно поддаётся воспроизводству, – даже в той же самой команде и в рамках того же самого проекта, где первоначально проявилась. Что же тогда говорить о повторном воспроизведении синергетического эффекта при решении принципиально иных бизнес-задач?!

Сейчас можно найти достаточно много качественных кейсов, составленных на основе действительно выдающегося бизнес-опыта, и тем не менее, воспроизвести синергетический эффект повторно, как правило не удаётся, – даже если кейс был составлен в высшей степени профессионально, а менеджер следовал ему беспрекословно. Да, копирование синергетического опыта иногда работает, но не так часто, как того хотелось бы менеджеру-новатору. с тем, даже несмотря на:

  • удручающе малую вероятность воспроизведения синергетического эффекта,
  • завидную регулярность провальных попыток внедрения инноваций,
  • риск прослыть сумасбродом среди своих коллег, – стремление менеджера-новатора к синергии достойно всяческих похвал.

Недаром Стив Джобс говорил в своей знаменитой стэнфордской речи: «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными». Поэтому время, потраченное на изучение и внедрение синергетического эффекта – это весьма ценное вложение. Хорошим подспорьем в этом является опыт наших восточных коллег, в основе которого лежит понятие «корпоративной культуры».

Основа корпоративной культуры.  

Сотрудничество – это базовая ценность, лежащая в основе корпоративной культуры. Сравнивая восточную и западную культуры, мы увидим, что коренное их отличие – в акценте на ценности сотрудничества. Восточная культура, – в частности культура ведическая, – как и любая другая естественная человеческая культура, подчёркивает необходимость сотрудничества. Если мы посмотрим на всевозможные аспекты ведической культуры, мы везде увидим эту ценность. Западная же культура основана на другой ценности – она подчёркивает индивидуальный аспект человека, его собственное эго, собственное «я»; его способность самостоятельно достигать поставленных целей. Мы можем видеть, как эта ценность индивидуализации всячески культивируется в современном мире: через развитие духа соперничества, духа соревнования, через стремление человека быть первым. Эгоизм, культивируемый западной культурой, побуждает человека считать себя особенным и так или иначе отделять себя от общества. Поэтому успех человека оценивается по тому, насколько ему удалось отделить себя от всего остального общества.

С другой стороны, даже в западной культуре такой подход ведения бизнеса не показывает сколь-нибудь значимых результатов. Поэтому несмотря на подчёркивание ценности индивидуализации, – всегда говорится о командном духе, о том, что нужно работать вместе, в команде. Тем не менее, мы можем видеть, как постепенно-постепенно тенденция индивидуализации становится всё более и более проявленной в человеческом обществе. Люди разделяются всё больше и больше. Между ними воздвигаются стенки эгоизма, – причём в кирпичных формах. Высокие заборы воздвигаются между людьми, и чем выше тем лучше, – чтобы никто не мог заглянуть внутрь. Люди отдаляются друг от друга всё больше и больше. Даже если люди живут в одной квартире, то они часто не могут общаться между собой. В западной культуре люди всё больше и больше страдают от изоляции. Это одна из самых больших проблем западного мира – люди изолированы друг от друга. Люди чувствуют, что их никто не знает, не чувствует, не понимает, что им некому раскрыть сердце, – что они живут в одиночестве. Из-за этого, несмотря на обилие всевозможных современных средств коммуникации, люди всё меньше и меньше общаются непосредственно друг с другом. Сейчас даже муж с женой, живущие в соседних комнатах, переписываются друг с другом по электронной почте и посылают друг другу смски.

Эта способность видеть, чувствовать и понимать друг друга – принимать боль другого человека на себя – постепенно атрофируется. Тогда как естественное желание человека – это так или иначе, выйти за пределы своего эгоизма: служить кому-то и получать в ответ что-то. Мы живём ради любви – у нас нет никакой другой цели. Цель или смысл человеческой жизни – в том, чтобы получить опыт любви, чтобы получить опыт самозабвения, самопожертвования, чтобы получить опыт полного раскрытия себя – когда не нужно ничего скрывать от другого человека. Однако, по мере того, как ценность индивидуализма утверждается в современном обществе, люди пропорционально этому лишаются возможности испытать опыт своей собственной жертвенной любви к кому-то и опыт того, что их кто-то любит точно таким же образом. Поэтому ведическая культура с самого начала учила людей одной простой вещи – сотрудничеству. На самом деле, любовь начинается с сотрудничества и продолжается – через сотрудничество. Сотрудничество и любовь, это в сущности синонимы. Когда у нас есть любовь, то мы будем сотрудничать друг с другом – я буду сотрудничать с тем, кого я люблю, я буду делать что-то вместе с ним, я не буду соревноваться или соперничать. Сотрудничество и соперничество – это два антонима.

От духовной зрелости – к синергии.  

Анализируя человеческое общество, мы увидим, что самую большую радость человек получает не тогда, когда он побеждает всех остальных, и оставляет всех остальных в пыли, а тогда, когда он делает что-то вместе с другими. Пример тому – Майкл Джордан, баскетболист, который находился в одной минуте от того, чтобы быть включённым в «Книгу рекордов Гиннеса». Ещё немного, и он бы был внесён туда, как самый продуктивный баскетболист. Ему всего-навсего нужно было забить ещё один мяч, и он вполне мог это сделать. Однако, вместо того, чтобы самому забить его, и попасть в книгу рекордов, Майкл Джордан дал пас напарнику – тот забил мяч, и они выиграли. Майкл Джордан предпочёл пожертвовать своим личным рекордом – ради гораздо более ценного результата: ради того, чтобы ощутить себя частью единого целого, частью команды.

Эта способность жертвовать собой ради высшего целого, ради сотрудничества, ради других людей, – есть признак духовной зрелости человека. И именно эта способность является ключом к достижению синергетического эффекта. Наглядный пример – один менеджер делится своими впечатлениями от посещения оперы: «Поначалу я просто сидел и скучал, но в какой-то момент мне стало очень интересно. Я стал наблюдать за оркестром, который играл в оркестровой яме. Три с половиной часа они играли как один единый инструмент! И самое сильное впечатление на меня произвёл один барабанщик. У него был большой барабан, и на протяжении всего этого времени, он один раз по нему стукнул. Три с половиной часа он сидел, но в нужный момент он стукнул по нему! Внеся свой уникальный вклад в это музыкальное произведение. Мог бы бить всё это время, пытаясь обратить на себя внимание. Нет! На самом деле, он ждал своего часа. „Бум!!!“ И ещё полтора часа ждать, – и всё только ради того, чтобы проявился целый результат».

Прогрессия развития личности.  

Есть очень хорошая прогрессия, укладывающаяся в диалектическую гегелевскую триаду, – теза, антитеза, синтез, – прогрессия развития человека. Взаимозависимость – это синтез зависимости и независимости. Человек всегда начинает с состояния зависимости, и зависимость означает, что он в принципе толком ничего не может сделать сам. Он зависит оттого, чтобы ему какие-то элементарные вещи объясняли и показывали. Вместе с тем, постепенно осваиваясь, он должен обрести независимость – в том смысле, чтобы действовать без посторонней помощи. Однако потом, когда я стал независимым, мне сразу же нужно захотеть попасть в зависимость от других, – но уже добровольно, на более высоком уровне: чтобы делать с ними что-то вместе, что-то более возвышенное, лучшее. Потому что «один в поле – не воин». Один я не много могу сделать, – даже если я независимый. Тогда как вступая в отношения взаимозависимости, человек получает доступ к новым возможностям.

Все люди начинают с состояния зависимости – мы рождаемся с ощущением своей зависимости. По мере роста, зависимость должна превратиться в независимость. Мы знаем, как переходя в подростковый возраст, человек начинает отстаивать свою независимость. Эта ценность независимости у подростков очень сильно развита: «Я сам!» Тогда же этот дух соперничества очень сильно развит – доказать всем свою уникальность. Но это всего лишь навсего – подростковый уровень. Если человек остаётся подростком в своём эмоциональном развитии, – он застрянет на этом этапе попыток доказать свою независимость всем и вся. Однако, если человек развивается нормально дальше, то желание независимости должно превратиться в желание взаимозависимости: в осознанное желание попасть в зависимость от других, – в которое могут вступать только независимые личности. По-настоящему независимые люди, если они не боятся зависимости от других, – могут вступать в гораздо более глубокие отношения взаимной зависимости, на новом уровне.

Когда люди самостоятельны, они не боятся этой зависимости, и они добровольно вступают в отношения зависимости. Будь то брак нормальный – это союз двух независимых людей ради того, чтобы получилось нечто новое: дети или какой-то другой результат. Или какие-то отношения творческие, – когда в этом творческом союзе появляется что-то новое. Или же амбициозный бизнес-проект. Эти отношения взаимной зависимости, – с уважением друг друга, как независимых живых существ, – и есть ключ к синергии. Я независим, я вполне мог бы жить сам по себе. Вместе с тем, я принимаю на себя ограничения и начинаю сотрудничать с другими людьми, -принимаю над собой чью-то волю, чью-то власть, чьё-то руководство. И одновременно с этим я развиваюсь в этих здоровых самостоятельных отношениях с другим человеком.

От взаимозависимости – к синергии.  

Важно понять, что без этой способности вступать в отношения взаимозависимости с другими людьми, – я никогда не буду по-настоящему эффективным. Любой человек, чьё сознание покрыто эгоизмом, так или иначе будет проявлять дух сепаратизма – отделять себя от всего остального общества. И чем более толстое это покрытие эгоизма, тем в большей степени такой сепаратист пытается жить отдельно, действовать отдельно, отделять себя от других людей; тем в большей степени он пытается выделить какое-то собственное пространство, развивать какой-то свой собственный проект. Итак, если человек не понимает высшего закона взаимозависимости в этом мире, – он не сможет быть успешным и действовать продуктивно. Будь то в менеджменте, или же в обычной жизни. Потому что такой человек не понял фундаментального закона синергии, -мы все связаны, мы все частички одного единого целого. Поэтому смысл человеческой жизни – в том, чтобы понять нашу взаимозависимость. Понять, что если другому хорошо, то значит и мне тоже хорошо – мне тоже лучше; что я не могу никогда быть счастлив ценой страданий другого человека, – что мы все связаны. Это закон: мы все связаны друг с другом тысячью и тысячью разных нитей. Весь этот мир – это большая единая система, и мы все связаны здесь друг с другом.

Пытаясь осознать своё предназначение, понять свою миссию, важно понимать этот высший закон взаимозависимости, – что мы уже единое целое! Нам нужно только найти своё место в этой взаимной связи друг с другом; найти свою собственную роль, обнаружить свой собственный голос, своё уникальное место, свою уникальную партию, – как тому оперному барабанщику, который в нужный момент делает то, что он умеет лучше всего – с очень большой любовью. «Бум!!!». У каждого из нас есть своя уникальная партия в этом оркестре жизни, но дух сепаратизма, взращенный на плодородной почве эгоизма, мешает нам понять её, мешает нам увидеть свою миссию, ради которой мы рождены здесь. Причём, не так важно, что именно мы делаем – главное, что мы делаем это вместе, что мы стараемся хором что-то делать. Тогда в результате получается нечто поразительное, – возникает синергия.

Наверняка все видели индийские танцы: когда 8 женщин на сцене делают одни и те же движения. Когда они делают их чуть-чуть в разнобой, – в этом нет ничего особенного, но если вдруг им удаётся синхронизировать себя, – это зрелище завораживает. Потому что каждая из женщин – индивидуальность, поэтому могла бы крутиться как ей вздумается. Однако, ничего хорошего бы из этого не вышло. Представьте, 8 человек и каждый делает, что хочет. В этом ничего особенного нет. Если же эти 8 человек – абсолютно свободных, – тем не менее делают что-то одно, вдруг появляется нечто завораживающее: что-то такое внутрь входит, и начинаешь понимать, что между ними есть Бог, что между ними есть синергия. Когда много людей делают одно и то же, – причём, каждый внося свой какой-то уникальный вклад, – то это всегда завораживает.

Притча про трёх альваров.

В связи с этим есть очень интересная притча, которая иллюстрирует синергетический эффект взаимозависимого сотрудничества. Это притча про трёх альваров, нищих монахов-странников: Сара-йоги, Бхута-йоги и Бранта-йоги. Это три альвара, которые в одну прекрасную ночь написали по 100 удивительных гимнов, прославляющих Господа Нараяну. Случилось это при очень интересных обстоятельствах. Однажды, в сезон дождей, Сара-йоги попал под жуткий ливень. Ночь, вихрь, ураган, град, молния, – стихия лупила его как только могла. Вдруг он увидел хижину, и очень обрадовался. Дверь в хижину была заперта, однако перед этой хижиной была маленькая веранда, которой хватало ровно для того, чтобы Сара-йоги мог растянуться там. Он уже приготовился было заснуть, как вдруг услышал голос: «Эй! Есть там кто-нибудь? Могу я зайти под крышу?» Сара-йоги подумал-подумал и сказал: «Там где один человек может лечь, двое могут сесть – заходи». Тогда второй альвар, Бхута-йоги, присоединился к нему. Они вдвоём сели, и уже приготовились было познакомиться, как вдруг раздался голос: «Эй! Можно мне к вам зайти?» Они сказали: «Там где двое могут сесть – трое могут поместиться стоя». Так к ним присоединился третий альвар, Бранта-йоги. В течении какого-то времени они знакомились и беседовали на духовные темы, – обменивались радостью, и думали, как им повезло. Время бежало незаметно, и вдруг они заметили, что кто-то четвёртый между ними появился, – что кто-то протискивается между ними, причём не спросясь.

Тогда Сара-йоги закричал: «Сейчас мы зажжём лампаду, и выясним, кто этот четвёртый, протискивающийся тут». Лампады поблизости не оказалось, поэтому Сара-йоги стал говорить: «Ничего страшного. Свет нам подарит молния. Маслом будет это море, а лампадой – вся земля», – но светлее от этих его слов не стало. Затем свою речь произнёс Бхута-йоги: «Лампадой будет моё сердце, а любовь, которая есть в моём сердце, будет маслом. А мой ум – будет фитильком. Я окуну мой ум в это масло любви и зажгу его». Третий сказал ещё что-то в такой же степени невразумительное: «Пусть же мудрость станет тем светом, с помощью которого мы увидим, кто пробрался к нам четвёртым на эту веранду. И пусть эта мудрость воспламенится». Когда он это сказал, вдруг осветилось всё. Тогда альвары увидели, что этим четвёртым был Господь Нараяна. Они в полном экстазе поняли, что там, где трое альваров сотрудничают, – обязательно появляется четвёртый. В тот же самый момент каждый из альваров стал сочинять свой гимн. Каждый из них прославил Господа по-своему. Сразу же когда это случилось, дождь утих, ветер утих, и взошло солнце.

Признак сотрудничества.

Примерно то же самое происходит и с нами: пока мы действуем в одиночку, мы подставлены всем вихрям тёмных перипетий судьбы. Потом постепенно мы понимаем, что нам нужно быть вместе, что нам нужно сотрудничать. Поэтому, собираясь вместе и начиная заниматься каким-то богоугодным проектом, – даже в темноте оказавшись, – мы достигаем синергетического эффекта, рассеивающего непроглядную тьму перипетий судьбы. Всё зависит от того, как я отношусь к тому, что делают другие. Если меня больше всего интересует то, что делаю я сам, и своя собственная сольная партия – это одно. Если же я делаю что-то, но при этом меня очень сильно интересует то, что делают другие, – тогда это сотрудничество. Я реально переживаю за то, что делают другие, я стараюсь так или иначе помочь им как-то со своего места; я радуюсь их успехам, как своим собственным. Одновременно с этим я осознаю свою собственную роль, однако мне даже важнее не свою роль сыграть, – а чтобы мы вместе это сделали. Если я действительно искренне радуюсь успехам: переживаю, волнуюсь, – то тогда я сотрудничаю. Если же мне не интересно, что делают или не делают другие – главное, чтобы я что-то делал, то тогда я что-то не то делаю. Т.е. я утратил некую общую картину всей совместной миссии проекта.

Кроме того, у сотрудничества есть ещё одно неоценимое преимущество: всегда можно найти человека, который будет с большим энтузиазмом и самоотверженностью делать то, на что я в принципе не способен. Благодаря сотрудничеству таких самоотверженных людей, возникает некое полное целое, завораживающее собой не только соучастников проекта, но и непричастных к этому проекту посторонних наблюдателей. Провидение удивительным образом всё устраивает: всегда находятся люди, которым нравится делать то, что с рациональной точки зрения, никому не может нравиться в принципе. Например, есть люди, которым нравится деньги считать. Кому-то другому нравится ещё что-то делать. То что одному немыслимо даже подумать, – другой с очень большим энтузиазмом будет делать. В результате возникает некое гармоничное целое, в котором все будут счастливы на своих местах. Единственное, что мешает нам найти своё место – это эгоизм, или ложное представление о себе и о своей собственной значимости. Когда эгоизма нет, то человек очень естественно находит своё место – как в бизнес-проектах, так и в жизни.

Причём, важно понимать, что сотрудничество подразумевает наличие общих целей. Если же цели разные – это альянс, временный союз, где каждый преследует свою собственную цель. Настоящее сотрудничество может быть только когда у нас одна единая цель. У нас есть эта единая цель, и для достижения этой цели, мы так или иначе вступаем в отношения друг с другом. Если же цели разные, то тогда может быть только временный союз, альянс, который рано или поздно разорвётся.

Кому принадлежат все заслуги.  

Как правило, – будучи воспитанниками западной культуры, – став соучастником какого-либо выдающегося результата, мы пытаемся приписать все заслуги себе. В том числе, заслуги других людей. Нам очень хочется, чтобы прославляли именно нас – не важно, заслуженно или нет. С другой стороны, когда при нас кого-то другого хвалят, мы думаем: «Почему это его хвалят? Почему не меня?! Разве не понимают, кто стоит перед ними?» Это ещё одна грань культивируемого западной культурой эгоизма. Тогда как синергия возникает только там, где человек вместо того, чтобы приписывать заслуги себе, напротив, пытается понять заслуги других. Поэтому в ведической культуре принято «отфутболивать похвалу на другую сторону поля». Если нас хвалят, мы обязательно должны отфутболить эту похвалу. Ни в коем случае нельзя её оставлять при себе. Иначе, эта похвала превратится в яд, и будет питать наш эгоизм.

Отфутболивать похвалу – это особе искусство. У моего – автора этой статьи -наставника в менеджменте есть особое искусство: что бы ему, ни сказали, в конце концов, обязательно всё это оказывается опять на твоей стороне. Каким-то мистическим образом это опять возвращается к тебе – как бумеранг: как бы ты не пытался его запустить, он возвращается обратно. Помню, я однажды написал ему письмо на день рожденья, и сказал: «Сегодня единственный день, когда вам не удастся возражать в ответ на прославления. Вам придётся их принимать».

Так или иначе, это очень важное правило ведической культуры – мы не должны скупиться на прославления других людей, но при этом мы ни в коем случае не должны желать этих прославлений или присваивать эти прославления. Всякий раз, когда кто-то прославляет нас, мы тот час же должны вспомнить о том, кому мы обязаны своим результатом. Всякий раз мы должны вернуть эту похвалу тому, кому она на самом деле принадлежит. Это осознание своей зависимости от других – того, сколько и что я получил от других, – это очень важное качество духовной зрелости. Всё время я должен вспоминать об этом: кому я обязан тем, что есть у меня, – и не скупясь, признаваться в этом. Однако, в западной культуре – это некая унизительная вещь: признаться, что ты кому-то в чём-то обязан или что ты у кого-то что-то взял; это называется плагиатом. В западном мире это называется плагиатом, а в восточном – ученической преемственностью: я получил это от своих учителей, и не придумал ничего сам; я признаюсь в этом.

Искусство быть продуктивным.

Делать своё дело как можно лучше – это искусство быть продуктивным во всех сферах своей деятельности. Если у нас есть возможность влиять на общее целое, мы должны помочь в том, чтобы сделать его лучше. Если же у нас нет такой возможности, но нам что-то не нравится, – нужно просто продолжать делать своё дело как можно лучше. Искусство быть продуктивным в этом мире – это действовать в сфере своего влияния.

Кроме того, важно понять, что выходить из какого-либо проекта или организации – это не выход. Потому что как только я выхожу из некоего целого, – даже если я что-то могу лучше делать, – в конечном счёте, ничего хорошего из этого не получается. Нужно понимать, что если мы остаёмся в составе какого-то более или менее полного целого, то у нас есть возможность влиять на весь проект в целом, потихонечку исправлять его. Если же мы отстраняемся, мы сразу же теряем такую возможность. Поэтому, когда мы остаёмся в составе полного целого, мы сами испытываем на себе это влияние, и потихонечку какие-то наши недостатки тоже будут корректироваться. Т. о. если кто-то что-то делает не так, нужно попытаться исправить это, но если не получается, – если у нас нет возможности влиять на результат, – значит нужно хорошо делать то, что мы делаем, и уповать на Провидение, оставаясь в составе этого единого целого организма. Потому что любой другой путь – в никуда.

Всё это – элементы ведического подхода в управлении. Такая методика управления молода и пока ещё мало известна, но вместе с тем – весьма перспективна, поскольку позволяет повысить шансы достижения синергетического эффекта. Стив Джобс в связи с этим отмечает: «Каждый воскресный вечер я ходил за семь миль через весь город, чтобы нормально поесть раз в неделю в храме Харе Кришна [в центре ведической культуры]. Я любил это. И большинство из того, с чем я сталкивался, следуя за своим любопытством и интуицией, оказывалось позже бесценным».

Пока инновацию ведического подхода в управлении апробируют только ведущие бизнес-сообщества: HSBC, Парламент Великобритании, Гуглплекс, Гарвардский Университет, Ford Motor Company и ряд других. Однако в скором будущем эта инновация обещает стать популярной и доступной также и для руководителей самых разнообразных компаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)