Ведические истоки бхагавата-прашны

Ведическая традиция включает в себя невероятное множество отраслей прикладного и духовного знания, охватывающих самые разнообразные сферы человеческой жизни. Вряд ли найдётся какая-то другая система мысли, удовлетворяющая столь же широкий спектр человеческих потребностей.

Но даже будучи такими разнообразными, все отрасли ведического знания имеют одну общую характерную черту: под них подведена философская база из шастр,  ведических писаний. Иначе говоря, какое-либо начинание имеет право называться «ведическим», только если оно прочно опирается на философию Вед.

Этимология термина бхагавата-прашна. 

В статье «Поиски самого авторитетного ведического источника» убедительно доказывается, что «Шримад-Бхагаватам» – это единственное доступное нам ведическое писание. Поэтому, подводя философскую базу под бхагавата-прашну,  ссылаться мы будем только на «Шримад-Бхагаватам». У бхагавата-прашны  есть два синонима: сампрашна  и свад-хьяя-ягья.

Обобщённая этимологическая структура трёх этих терминов выглядит следующим образом:

  • бхагавата-прашна  – вопрошание бхагаваты (бхагавата  – «Шримад-Бхагаватам»; прашна  – вопрос);
  • сампрашна  – совершенный вопрос (самйак  -полный, совершенный; прашна  – вопрос);
  • свадхьяя-ягья  – самоанализ (сва  – само; дхьяя  – размышлять, медитировать; ягья  – жертвоприношение, или деятельность посвящённая кому-либо).

Для более глубокого этимологического знакомства с этими терминами, можно посмотреть на то, как они употребляются в различных контекстах. Такое знакомство, в числе прочего, поможет лучше понять, чего стоит ожидать от бхагавата-прашны.

Подробнее о сампрашне

Различные контексты употребления термина.  На страницах «Шримад-Бхагаватам» можно встретить несколько вариантов употребления термина сампрашна:  «совершенные вопросы» , «существенные вопросы», «вопрос и ответ», «просьба», «замечательный вопрос», «расспросы».

«Сута Госвами, вполне удовлетворённый совершенными вопросами брахманов,  поблагодарил их и попытался ответить на них следующим образом». «О мудрецы, вы задали правильные вопросы.  Они ценны тем, что относятся к Господу Кришне и, следовательно, касаются благополучия всего мира. Только такие вопросы способны принести полное удовлетворение душе».

«Когда преданные собираются вместе, их беседы, их вопросы и ответы,  позволяют говорящему и слушателям прийти к убедительным выводам. Такие встречи помогают всем, кто участвует в них, обрести истинное счастье». «Сута Госвами сказал: О лучшие из мудрецов, великий йог  Шукадева Госвами похвалил царя Парикшита за его просьбу  и стал отвечать ему».

«Шрила Сута Госвами сказал: Выслушав очень разумный вопрос  Махараджи Парикшита, самый могущественный из мудрецов, Шукадева Госвами, стал с радостью отвечать своему ученику». «Я неустанно буду тебя наставлять и одарю Своей безграничной милостью; благодаря твоим вопросам  Моя слава, именуемая парам-брахмой,  проявится у тебя в сердце. Так ты узнаешь обо Мне всё».

Секрет обретения удовлетворения

Целью «Бхагаватам» является постижение Абсолютной Истины. Следовательно, мудрецы задали Суте Госвами правильные и уместные вопросы, ибо они касаются Верховной Личности Бога, Абсолютной Истины. В «Бхагавад-гите» Верховный Господь говорит, что единственная цель Вед – побудить человека искать Его, Господа Кришну. Поэтому вопросы, относящиеся к Кришне, составляют суть всех ведических исканий.

Кришна – наш самый близкий господин, друг, отец, сын и возлюбленный супруг. Забыв о Кришне, мы создали великое множество объектов для вопросов и ответов, но ни один из них не способен принести нам полное удовлетворение.

Всё, кроме Кришны, приносит нам лишь временное удовлетворение, поэтому если мы хотим обрести полное удовлетворение, то должны обратиться к вопросам и ответам о Кришне. Мы не можем прожить и секунды без того, чтобы не задать вопроса или не получить ответа.

«Шримад-Бхагаватам» имеет дело с вопросами и ответами, относящимися к Кришне, и поэтому только чтение и слушание этого трансцендентного произведения способно принести нам полное удовлетворение. Человек должен изучить «Шримад-Бхагаватам» и прийти к всестороннему решению всех социальных, политических и религиозных проблем. «Шримад-Бхагаватам» и Кришна – совокупность всего.

Благотворность сампрашны

Воспринять всемогущее учение Верховного Господа может только тот, кто услышит его от преданных. Так, «Бхагавад-гиту» уже очень давно знают во всём мире, особенно на Западе, но до сих пор никто не получил от этого реальной пользы, поскольку содержание «Гиты» не обсуждалось в кругу преданных.

До того как было основано Движение Харе Кришна [прим. автора: «Харе Кришна» в переводе с санскрита означает «слава Богу»], ни один человек на Западе не стал преданным Кришны. Но стоило людям получить «Бхагавад-гиту» в том виде, в каком она передается по цепи ученической преемственности, и плоды духовного знания не заставили себя ждать.

Санат-кумар, один из четырёх Кумаров, сообщил Притху Махарадже, что их встреча благотворна не только для Махараджи Притху, но и для самих Кумаров. Когда Нарада Муни стал расспрашивать господа Брахму о Верховной Личности Бога, господь Брахма поблагодарил Нараду за то, что тот дал ему возможность говорить о Верховном Господе.

Таким образом, беседы, в которых один святой человек задаёт другому вопросы о Верховной Личности Бога или о высшей цели жизни, несут огромный заряд духовной энергии, и всякому, кто участвует в них, такие беседы приносят благо как в этой жизни, так и в следующей.

Все люди делятся на две категории: материалистов и трансценденталистов. И те, и другие могут извлечь для себя немалую пользу, если будут слушать беседы преданных. Благодаря общению с преданными жизнь материалиста становится упорядоченной, и, следовательно, возрастает вероятность того, что в будущем он станет преданным или уже в этой жизни сумеет осознать истинное положение живого существа.

Тот, кто общается с преданными, в следующей жизни непременно родится человеком или по окончании этой жизни навсегда освободится из материального плена и Вернётся домой, к Богу. Итак, участие в беседах, которые ведут между собой преданные, приносит человеку как материальное, так и духовное благо.

Такие беседы приносят пользу и говорящему, и слушателям, и карми  (привязанным к чувственным наслаждениям материалистам), и гьяни  (спекулятивным мыслителям). Обсуждение духовных вопросов в обществе преданных благотворно для всех без исключения. Поэтому Кумары признали, что их встреча с царём полезна не только для него, но и для них самих. (4.22.19к)

Подробнее о свадхьяя-ягье. Различные контексты употребления термина. На страницах «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты» термин свадхьяя-ягья  преимущественно употребляется в одном единственном значении: «изучение Вед».

Но также есть и несколько иное употребление: «чтение трансцендентной литературы: Бхагавад-гиты, Шримад-Бхагаватам, Рамаяны, Махабхараты (либо, для тех, кто не принадлежит к ведической культуре, – чтение Библии или Корана)».

«Одни обретают просветление, жертвуя свою собственность, другие – совершая аскетические подвиги, занимаясь практикой восьмиступенчатой йоги  или изучая Веды ради обретения духовного знания.  Все они строго хранят свои обеты». «Аскеза речи состоит в том, чтобы говорить слова правдивые, приятные, направленные на благо других и не вызывающие беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания.

«Демон Хираньякашипу сказал: Я сделаю всё, чтобы убить Господа Вишну, а вы тем временем отправляйтесь на Землю, которая ныне процветает благодаря брахманической  культуре и правлению кшатриев.  Люди там предаются аскезе, совершают жертвоприношения, изучают Веды,  исполняют религиозные обеты и раздают милостыню. Уничтожьте всех этих людей!»[Кстати говоря, в своё время британские колонизаторы сделали с Индией именно это, – они убили веру индусов в шастры,  в результате чего Индия стала влачить жалкое существование.]

«Предводители демонов сочли неразумным держаться за хвост змея, ибо хвост – худшая часть тела змеи. Они хотели держаться за голову Васуки, которая была в руках Верховного Господа и полубогов: голова – лучшая часть тела, и держаться за неё гораздо почётней. Поэтому демоны, ссылаясь на то, что они глубоко знают Веды,  происходят из древнего рода и славятся своими подвигами, стали требовать, чтобы место у головы змея уступили им».

«Любые виды трансцендентной деятельности, будь то занятия мистической йогой,  аналитическое изучение природы материи, совершение аскез, принятие сан-ньясы  или изучение ведических писаний,  бесполезны, если они не помогают человеку постичь Верховную Личность Бога. Они могут играть очень важную роль в духовном развитии человека, но, если в результате ему не удаётся постичь Верховную Личность Бога, Хари, значит, все эти методы оказались бесполезными».

Последствия пренебрежения самоанализом

Демоны считали, что голова змеи лучше, чем её хвост, поэтому держаться за неё более почётно. Кроме того, демоны всегда стремятся поступать назло полубогам. Такова их природа. Мы убедились в этом на практике в связи с нашим Движением сознания Кришны.

Мы стараемся защитить коров и убеждаем людей пить больше молока и есть вкусные молочные блюда, а демоны, просто из духа противоречия, заявляют, будто хорошо разбираются в науке (свадхьяя-шрута-сампаннах  – на санскрите). Демоны утверждают, что, согласно их научным исследованиям, молоко пить вредно, а есть мясо убитых коров, наоборот, очень полезно.

Подобная разница во мнениях будет существовать всегда. На самом деле она существует с незапамятных времён. Эти споры велись уже миллионы лет назад. Демоны, опираясь на свои так называемые ведические научные знания, предпочитали держать змею за голову.

Верховный Господь счёл разумным держать змея там, где это опасно, и предоставил демонам возможность держать его за хвост, не представлявший никакой опасности, но из чувства противоречия демоны пожелали держать змея около пасти. Если бы полубоги собрались выпить яд, демоны сразу заявили бы: «А почему нам не дают яду? Мы тоже хотим выпить свою долю и погибнуть славной смертью!».

В связи со словами свадхьяя-шрута-сампаннах  может возникнуть и такой вопрос. Если кто-то хорошо знает ведическую науку, тщательно исполняет свой долг и рождён в знатном аристократическом роду, почему его называют демоном?

Ответ таков: можно быть хорошо образованным и родиться в аристократической семье, но, если человек безбожник и не следует наставлениям Господа, он – демон. История знает немало примеров тому: Хираньякашипу, Равана, Камса – все они были образованны, имели знатное происхождение и отличались отвагой в бою и огромной силой, но при этом они насмехались над Верховной Личностью Бога и потому их именуют ракшасами,  или демонами.

Человек может быть хорошо образованным, но, если он не обладает сознанием Кришны и не повинуется воле Господа, его следует считать демоном. Об этом говорит Сам Господь в «Бхагавад-гите»: «Невежественные и глупые грешники, низшие из людей, а также те, чьё знание украдено иллюзией, и демоны-безбожники никогда не предаются Мне». Демоны отвергают существование Бога и не желают следовать Его трансцендентным наставлениям.

«Бхагавад-гита» содержит ясные наставления, которые изошли из уст Самого Верховного Господа. Но асуры, вместо того чтобы следовать этим наставлениям, толкуют их на свой лад и сбивают людей с пути, не принося этим пользы ни себе, ни другим. Поэтому нужно с большой осторожностью относиться к людям демонической, безбожной природы. Как говорит Господь Кришна, даже если демон-безбожник хорошо образован, его всё равно следует считать низшим среди людей.

Подробнее о бхагавата-прашне

Выше объяснялись термины сампрашна  и свадхьяя-ягья.  Термина бхагавата-прашна,  в отличии от этих двух, на страницах «Шримад-Бхагаватам» нет. Но поскольку этот термин объединяет в себе два других (сампрашну  и свадхьяя-ягью),  а соответствующая ему деятельность согласуется с Ведами, то его также следует считать ведическим.

Выше приводилось несколько цитат из «Шримад-Бхагаватам», в которых разные мудрецы задавали друг другу совершенные вопросы. Обратившись к «Шримад-Бхагаватам», можно ещё лучше познакомиться с тем, как древние мудрецы наставляли друг друга, выступая в роли гуру  (учителя) и шишьи  (ученика). Или, говоря современным языком, выступая в роли «коуча» и «клиента». Такой вид отношений как раз и описывается термином бхага-вата-прашна.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)