Вечерний Интернет как авторское обозрение

«Вечерний Интернет» — это авторское обозрение Сети, выходившее на сервере Cityline.Ru с 24 декабря 1996 года ежедневно, затем с перерывами — вплоть до 25 апреля 1999-го — под чутким руководством Антона Носика. Это самое первое ежедневное русскоязычное веб-обозрение — и, вероятно, самое лучшее.

До «Вечернего Интернета» Ан- тон Носик вел в бумажной газете «Вести» (Тель-Авив) еже- дневную колонку «Наши сети», начатую в апреле 1996 года и прерванную в марте 1997-го в связи с его переездом из Израиля в Москву. Это была первая в истории как русской Сети, так и русской журналистики ежедневная колонка об Интернете в бумажном издании.

До самой осени 1999 года, когда постоянная интернетовская рубрика появилась в «Ведомостях», она оставалась уникальной. «Вечерний Интер- нет» в свою очередь тоже создал прецедент, став первым ежедневным русским веб-обозрением.

Всего вышло 446 выпусков «ВИ». Следует сказать, что благодаря «ВИ» Антон Носик получил то, что Шампань называет «интеллектуальным успехом», и был признан од- ним из ведущих специалистов в Рунете. Он был главным редактором в таких проектах, как Gazeta.ru, Lenta.ru, участвовал в создании Ntv.ru, был президентом «Рамблера», создавал netoscope.ru и прочее, и прочее.

апреля 1999 года вышла 441-я заметка, после чего «Вечерний Интернет» закрылся. Носик занялся «Газетой.Ru». На- ступал кризис авторских проектов.

1 марта 1999 года вышла в свет первая в России еже- дневная интернет-газета — «Газета.Ru». В создании этого проекта принимали участие «звезды» Рунета: главный редактор — Антон Носик, дизайн сайта — Артемий Лебедев, программирование — Максим Мошков. Музыку заказывал Фонд эффективной политики.

Антон Носик так рассказывает об истории создания газеты: «Изящное решение вопроса о финансировании экспериментов в области Интернет-медийного строительства нашел политтехнолог Глеб Павловский, глава Фонда эффективной политики.

Проект ежедневной интернет-газеты он провел по PR-бюджету нефтяной компании «ЮКОС», для которой запрашиваемые суммы казались попросту незаметными, в то время как по сетевым меркам это была, вероятно, самая крупная инвестиция в русский контент за всю его недолгую историю.

Особенно с учетом недавно прошедшего кризиса, в результате которого многие ведущие деятели Рунета оказались в трудном материальном положении. Так возникла «Газета.ru» — первая русская еже- дневная интернет-газета, не имевшая бумажного аналога».

Эта газета представляла собой набор авторских рубрик, которые вели известные тогда сетевые деятели — Роман Лейбов, Дмитрий Турецкий, Александр Гагин и проч. Фактически «Газета.ru» пригрела под своим крылом всю журналистскую «элиту» Рунета.

Она очень быстро стала популярна — редко найдешь издание, объединяющее такое количество известных авторов. Тем не менее продолжалось это недолго: заказчик, поняв, что опыт удался, решил полностью реформировать издание и использовать его в своих интересах.

13 сентября 1999 года стартовала новая, «бородулинская» версия «Газеты.Ru», по многим параметрам принципиально отличающаяся от своей предшественницы (ее архив сохранился по адресу gazeta.msk.ru).

Новая команда сделала упор не на сетевую традицию, контекст и гипертекст, а на использование возможностей Интернета для оперативной публикации материалов вполне традиционной журналистской формы с привлечением таких известных журналистов «коммерсантовской» школы, как Александр Кабаков, Наталья Геворкян, Валерий Панюшкин, Игорь Свинаренко и др.

Жанр  получившегося  издания  можно  определить как «Коммерсантъ-Власть» с обновлением каждые 15 минут. Ничего подобного никогда не было не только в прежней

«Газете.Ru», но и вообще в истории российской журналистики. Не приходится удивляться, что в новой своей ипостаси первая русская интернет-газета лишь упрочила позиции лидера на рынке ежедневной российской прессы.

Понятно, что любая удачная идея будет рано или позд- но растиражирована, и успех ее попытаются повторить, в том числе и конкуренты.

Опыт «Газеты.Ru» показал следующее: в Интернете можно создавать СМИ, которые будут обладать немалой популярностью и будут окупаться если не в экономическом плане, то в идеологическом — как инструмент влияния.

Вполне очевидно, что многие решили повторить ее успех — начались попутки клонирования «Газеты.Ru» и создания массы однотипных интернет-СМИ. Когда стало понятно, что это может окупаться, в Интернет пошли про- сто бешеные инвестиции. Популярной схемой получения на этом денег стало быстрое создание и раскрутка интернет-СМИ с последующей его продажей.

После того, как производство информационного продукта в Сети было поставлено «на широкую ногу» (1999-2000), появилось множество разнообразных интернет-СМИ. Владельцы авторских проектов почувствовали себя несколько неуютно — они не могли производить столько же информации и проигрывали в конкуренции. Наступила новая эра интернет-журналистики, которая не могла не наступить: со- здание интернет-СМИ стало экономическим предприятием.

Многие владельцы авторских проектов решили, что при- шла смерть их проектам, что «время одиночек прошло» — эта мысль просто витала в воздухе. Кроме того, создатели авторских проектов во время процесса коммерциализации интернет-СМИ, будучи востребованы как специалисты, за- бросили свои проекты и начали зарабатывать деньги на со- здании «серьезных» интернет-СМИ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)