Ваш ребенок сверхподвижен

В последние годы становится довольно острой проблема так называемых расторможенных, ни секунды не сидящих на месте детей. И если еще несколько лет назад в начальных классах их было по одному – два на класс, то сейчас – до десяти и более.

Своим поведением расторможенные дети в полном смысле индуцируют, возбуждают класс, затрудняют проведение учебных занятий. Никому от них житья нет:ни одноклассникам, ни педагогам, ни обслуживающему персоналу.

А о родителях и говорить не приходится, поскольку именно на них и замыкаются все издержки поведения их питомцев. С учебой у таких детей не все гладко, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. До сих пор многие педагоги, Да и часть врачей оценивают такое поведение как пороки воспитания.

При этом мало кто задумывается, что же в конечном итоге происходит с такими ребятами. Не имея больших успехов в учебе, получая бесконечные замечания за свое поведение в школе и дома, они, вслед за учителями, считают себя совершенно никчемными, абсолютно неисправимыми, постепенно свыкаясь с этой мыслью.

В результате складываются условия для трансформации в психопатическую личность и более того для возникновения случаев правонарушений, антисоциальных поступков.

В последнее время двигательная расторможенность в сочетании с другими симптомами стала рассматриваться как болезнь. Информацию о ней должны иметь и учителя, и родители.

Среди детей с расстройствами поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью.

Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «легкая дисфункция мозга». Есть и другие обозначения: «гиперкинетический синдром», «двигательная расторможенность» и т. д.

Но суть всех названий в одном–такое заболевание есть, его необходимо выявлять и проводить соответствующее лечение. | И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка.

По данным многочисленных исследований это заболевание встречается довольно часто–от 2 до 20%.

В последнее время интерес к этой проблеме значительно возрос. Врачи сталкиваются с лавиной публикаций в периодической медицинской литературе, посвященной легкой дисфункции мозга. Если в конце 50-х годов публикаций на эту тему было порядка 30, то к 1980 г. их число возросло до 7000. Эти публикации дают информацию медицинским работникам и массовому читателю о причинах заболевания, различных методах лечения и профилактики, педагогических проблемах.

Следует подчеркнуть две особенности заболевания. Во-первых, чаще всего им страдают дети в возрасте от б до 12 лет и во-вторых, у мальчиков оно встречается в 9 раз чаще, чем у девочек.

Признаки заболевания следующие: повышенная двигательная активность ребенка, перцептуально-двигательные нарушения, эмоциональная лабильность (неустойчивость), общие нарушения координации, нарушение внимания (невозможность длительной концентрации внимания), импульсивность, нарушение памяти и мышления, специфическая неспособность к учебе в отношении какого-либо предмета (арифметика, письмо, чтение); нарушение речи, произношения, слуха, наличие минимальных неврологических изменений и изменений на электроэнцефалограмме (запись биотоков мозга).

Все вместе перечисленные признаки заболевания встречаются далеко не всегда. Кроме того, есть ряд заболеваний, сходных по симптомам с легкой дисфункцией мозга, но таковыми не являющимися.

Поэтому диагноз «легкая дисфункция мозга» ставит только врач.

Теперь более подробно о встречающихся симптомах заболевания. Нарушение двигательной активности в основном выражается в. состоянии гиперактивности, когда ребенок находится в постоянном движении, переходит от одного объекта к другому или просто чрезвычайно беспокоен и суетлив, или в гипоактивности (что наблюдается довольно редко), когда ребенок замедлен в движениях, в мышлении, разговоре.

Гиперактивность может также проявляться многоречивостью, дезорганизацией мышления, наблюдаются тики, гримасничание, повышенный тремор (дрожание) пальцев рук.

У некоторых детей гиперактивность, повышенная возбудимость, импульсивность проявляются с раннего детства. Импульсивность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность в дальнейшем часто ведут к конфликтам в семье, школе. Эмоциональные нарушения характеризуются выраженной лабильностью, недостаточным контролем над эмоциями, быстрой их сменой.

Нарушаются зрительно-двигательная координация, внимание. Ребенок не может сконцентрировать внимание на длительный период времени при выполнении домашних заданий, в классе. Это наблюдается также при чтении, письме и рисовании. Психологи о таких детях говорят «flow» – «по течению».

Мышление у них беспорядочное, в основном конкретное; отмечается недостаточная способность к абстрактному мышлению. Как показывают психологические исследования, у детей с легкой дисфункцией мозга выявляются сниженный запас слов, скудость излагаемого, неточность в определении понятий и видовой дифференциации, пониженная способность абстрагирования.

У ребенка часто возникают трудности с такими абстрактными понятиями, как время и пространство; у него плохая память как на короткий, так и на длительный период времени

Указанные нарушения могут влиять на умственные способности детей. У некоторых наблюдаются нарушения речи – замедленность развития, неправильность, возможно легкое нарушение слуха.

Изменения в речи тесно связаны с функциональной незрелостью центральной нервной системы и недостаточной общей воспитательной стимуляцией, т. е. недостаточным использованием воздействия на зрительный, слуховой, кинетический анализаторы ребенка. Восполнить этот пробел в нормальном развитии ребенка может педагог.

Психологические исследования, проведенные на большой группе детей с легкой дисфункцией мозга, обнаруживают признаки невротизации, главным образом беспокойство, повышенную утомляемость, нарушение сна, невротические навыки в сочетании с инфантильным поведением. Отсюда нарушения в поведении, отставание в учебе, что значительно осложняет жизнь ребенка.

Нарушение общей координации проявляется в том, что дети выглядят неуклюжими, неловкими. Наблюдаются нарушения координации движений пальцев, неспособность стоять на одной ноге (симптом Ромберга), выполнять не только тонкие мышечные движения (при письме, рисовании), но и более грубые–при ходьбе, езде на велосипеде.

Для родителей будет интересна возрастная характеристика признаков легкой дисфункции мозга.

У новорожденных это прежде всего выраженное беспокойство, повышенная раздражительность и нарушение сна. Следует обращать внимание на то, как ребенок сосет грудь, часто ли мигает.

В клинической картине легкой дисфункции мозга у детей грудного возраста наблюдается двигательная активность, некоординированность и неточность движений, быстрая утомляемость, плохая приспособляемость к новой среде. Эти признаки удается уловить при внимательном наблюдении за ребенком.

В дошкольном возрасте с этими детьми бывает трудно справиться, они агрессивны, постоянно конфликтуют. Такой период негативизма продолжается долго. Дети любят играть в разрушительные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами несмотря на то, что любят коллектив. За ними трудно уследить.

Дети школьного возраста не могут усидеть на одном месте, неорганизованны, их поведенческие реакции часто парадоксальны.

Помимо повышенной двигательной активности, отмечаются также невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность и рассеянность, вспыльчивость, изменчивость и плохая успеваемость в школе. Школьник часто завязывает контакты с незнакомыми людьми, в чужом окружении старается привлечь внимание, часто неправильными, своеобразными методами. Нарушения в поведении являются постоянными в любой обстановке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)